Российское судостроение
Компания Prysmian. Производство судовых кабелейКто есть ктоКаталог сайтов зарубежных компаний
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

"Судно не коньяк – со временем не дорожает"

"КоммерсантЪ" №2, 10.01,
Андрей Сальников

Контр-адмиралу слегка скостили срок за продажу плавучего дока.

Вчера судебная коллегия Московского окружного военного суда вынесла решение по делу о продаже за границу судна-дока "Анадырь". Бывшему начальнику вспомогательного флота ВМФ России Юрию Кличугину, обвиняемому в связи с этой сделкой в злоупотреблении властью и халатности, суд на шесть месяцев уменьшил срок, назначенный ранее Московским гарнизонным военным судом.

Поводом для уголовного преследования контр-адмирала Кличугина стал заключенный им в 1994 году от имени ВМФ России договор тайм-чартера с норвежской компанией Anadir Ltd. По этому договору норвежская сторона арендовала за $4,5 тыс. в сутки судно-док "Анадырь", а затем собиралась выкупить его за $26 млн.

Большой морской транспорт вооружений "Анадырь" (проект Р-756) был построен в 1988 году на верфи Wartsila в Финляндии по заказу ВМФ СССР. С 1990 года вошел в состав Тихоокеанского флота. Его длина – 226 м, ширина – 30 м, осадка – 6,5 м. Водоизмещение – 27 тыс. т. Мощность силовой установки – 33 тыс. л. с. Скорость хода – 20 узлов. Грузоподъемность – 10,5 тыс. т. Предназначался для транспортировки и снабжения подводных лодок и боевых кораблей. Назначенный срок службы судна составляет 30 лет.

Как установила Главная военная прокуратура (ГВП), в результате продажи судна государство недополучило более $4,7 млн и еще $130 тыс. по аренде перед продажей. В связи с этим контр-адмирала обвинили в злоупотреблении властью, повлекшей тяжкие последствия и в халатности. 29 мая 2003 года Московский гарнизонный военный суд признал его виновным по обеим статьям. За злоупотребления контр-адмирал получил четыре года лишения свободы, а за халатность – год. Путем частичного сложения сроков суд определил моряку наказание в четыре года и шесть месяцев, но он избежал тюрьмы, попав под амнистию.

Так и не признавший себя виновным бывший начальник вспомогательного флота Кличугин тут же подал кассационную жалобу в Московский окружной военный суд. Чуть позже в тот же суд пришло и кассационное представление ГВП. Прокуроры настаивали на возвращении дела в суд первой инстанции для нового рассмотрения в связи со слишком мягким приговором.

Вчерашнее заседание продолжалось около четырех часов. Подсудимый достаточно подробно остановился на всех пунктах обвинения. Так, по обвинению в невыплате фирмой Anadir Ltd $130 тыс. он дал пояснение, что эти деньги норвежцы заплатили за приведение судна-дока в "мореходное состояние" (расходы на ремонт), оформление страховки, регистрацию в иностранных портах, топливо и т. д., так как в бюджете ВМФ "зияли огромные дыры". Вообще Anadir Ltd потратила в результате гораздо большую сумму – более $700 тыс. "Понятно, что никто дарить эти деньги ВМФ не собирался,– говорил контр-адмирал.– А потратили их для того, чтобы восстановить судно и впоследствии его выкупить. Кстати, договоренность об этом была достигнута до того, как меня перевели во вспомогательный флот". По мнению контр-адмирала, содержание этого судна непомерно дорого обходилось "исхудавшему" бюджету ВМФ. "А сдавать его на металлолом, как широко практиковалось в то время, было слишком расточительно,– продолжал он.– К тому же слишком много необходимых флоту судов были арестованы за долги в иностранных портах. Кстати, именно на деньги от продажи 'Анадыря' удалось вернуть танкер 'Ижора' (он был арестован за границей за долги) и многие другие судна".

Относительно обвинения в халатности, повлекшей недополучение государством $4,7 млн от продажи "Анадыря", контр-адмирал высказался так:

– Если в прокуратуре считать не умеют, то я в этом не виноват. Да мы это судно в два раза дороже, чем оно стоило, продали!

По заявлению господина Кличугина, судно-док "Анадырь", построенное в Финляндии примерно за $50 млн, стоило к 1994 году, по заключению нескольких независимых экспертиз, от $15 млн до $20 млн. На вопрос корреспондента газеты, зачем иностранцам тратить столько денег на поддержание судна в мореходном состоянии, а потом еще и покупать его по явно завышенной цене, контр-адмирал ответил так: "Судно, конечно, не коньяк – со временем не дорожает, но норвежцы к нему давно присматривались. Им было крайне выгодно переоборудовать его под плавучую нефтедобывающую вышку, что они в конце концов и сделали. Строить такое судно самим куда дороже, поэтому мы из них все соки и выжали, а деньги, кстати, все до копейки в бюджет поступили".

Однако по первоначальному соглашению между ВМФ и фирмой Anadir Ltd стоимость плавучего дока была обозначена в $26 млн. "Когда я прибыл в Осло, чтобы подписать от имени ВМФ бумаги о продаже судна, норвежцы предъявили мне претензию компании на $12 млн,– заявил в суде господин Кличугин.– Я тут же связался с главкомом ВМФ Феликсом Громовым, и тот приказал продавать корабль дешевле, после чего я и подписал бумаги на $21,285 млн". В свою очередь, представители ГВП считают, что контр-адмирал самостоятельно определил заниженную на $4,7 млн цену.

Выслушав обе стороны, коллегия окружного суда отказала в удовлетворении жалоб и контр-адмиралу, и прокуратуре. Однако приговор нижестоящей судебной инстанции изменила. Так, обвинение в халатности было переквалифицировано со второй части этой статьи на первую, и уголовное дело по ней было тут же прекращено за давностью лет. А в остальном приговор остался в силе: четыре года лишения свободы и освобождение от наказания по амнистии.

Представитель ГВП покидал зал суда абсолютно спокойным, зато Юрий Кличугин негодовал: "Я адмирала на палубе получил, а не в Москве на паркете. Я не сдамся – буду добиваться полного оправдания".

По дороге к станции метро (у Юрия Кличугина не оказалось даже своей машины) контр-адмирал рассказал собственную версию появления уголовного дела. "Я ведь, сам того не понимая, помешал своровать очень большие деньги – вот и завели уголовное дело, чтобы меня с работы убрать. А теперь боятся, что я по суду в должности восстановлюсь и прикрою их лавочку",– предположил господин Кличугин.

BackTop