Российское судостроение
Выставочная компания ТехнологииКаталог сайтов зарубежных компаний
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

А.А. Антипин, начальник "Бюро Антипина"

ShipBuilding.ru

20 февраля 2004 г. исполняется 100 лет со дня рождения генерального конструктора подводных лодок, капитана I ранга, уроженца Костромской губернии, Алексея Александровича Антипина (1904-1976).

Семейное предание гласит, что будущий конструктор в молодости был нрава веселого, упрямого и непокорного: завидев его, костромичи старались переходить на другую сторону улицы, лишь бы не зацепил случайно. Ещё го-ворят, что пить, курить и любить он научился одновременно, и со всей, так сказать, революционной страстью!

А ещё говорят, что отец его, шапочник Александр Васильевич как-то не пустил своего старшенького поздно вечером домой, сказав приблизитель-но следующее: "Кто там в дверь ломится?" - "Да твой сын же, Лёшка!" - " А у меня нет такого сына!" Вот так, или почти так, и началась самостоятельная, полная приключений и достижений жизнь одного из первых костромских комсомольцев, матроса-курсанта Высшего Военно-Морского Инженерного Училища имени Ф.Э.Дзержинского, начальника КБ Антипина в Германии, начальника ЦКБ-18 (Рубин), СКТБ-143 (Малахит), генерального конструкто-ра подводных лодок.....

Было это в 1920 году. К тому времени Алексей успел отучиться 5 лет в Первой костромской гимназии, стать участником «школьной революции», преобразовавшей «устаревшее» учебное заведение в Первую трудовую шко-лу-коммуну второй ступени. Позже он писал о начале самостоятельной жиз-ни: «работал в Костроме в Укоме РКСМ на должности инструктора… затем с начала учебного года и до окончания школы-коммуны занимал платную выборную должность члена исполкома учащихся школы».

В 1922 г. А.А. Антипин по добровольной комсомольской мобилизации ушел на флот, закончил Военно-морское инженерное училище (вот когда пригодились гимназические знания!), а по окончании его стал военным ин-женером. Корабельное учебное плавание проходил на подводных лодках, со строительством и проектированием которых и связал всю оставшуюся жизнь.

Еще курсантом, приехав в Кострому на каникулы, он чинил электрическую розетку в соседской портновской мастерской, а туда забежала Сонечка, дочь кондитера Боровского, с дивной косой по колено (именно - по колено!), принесла пуговицы, а хозяин и говорит: "А вот, Алексей, и невеста твоя!" Далее последовал стремительный отъезд Сонечки в Ленинград, к мес-ту учебы Алексея, а 31-го декабря 1928 года и регистрация брака, не спросясь – не оповестив никого из родных - и тоже на всю оставшуюся жизнь…

В строительстве субмарин, которым занимался А.А. Антипин, долгое время главной задачей оставалось создание двигателей, для которых работа под водой без доступа атмосферного воздуха являлась проблемой номер один. С начала столетия, а особенно в предвоенные годы над ее решением бились лучшие инженерные умы Германии и России. Немецкий исследова-тель Г. Вальтер в 1930-е гг. предложил использовать для подводных двигате-лей продукты разложения перекиси водорода. Идея оказалась очень перспективной, но реализовать ее в серийном производстве до поражения Германии не удалось, существовали только опытные образцы.

Для поиска и изучения немецких достижений в различных областях военно-морской техники летом 1945 года в Берлине было создано конструкторское бюро ВМФ, а при нем - отделение, задачей которого являлось сбор сведений о подводных лодках с парогазотурбинной установкой. Сотрудни-кам советского КБ удалось разыскать некоторые чертежи и части лодки этой серии, а к 1947 году и восстановить эскизные проекты лодки и ее энергоус-тановки. После этого в Германии, в г. Бланкенбурге, для дальнейших работ было создано так называемое «бюро Антипина», которое и возглавлял костромич. Оно работало в Германии до 1948 года, а затем было переведено в Ленинград и преобразовано в Специальное конструкторское бюро № 143.

В результате кропотливого труда удалось полностью восстановить парогазотурбинную установку германской подводной лодки XXVI серии. Часть механизмов разыскали сотрудники «бюро Антипина», а недостающие узлы и детали изготовили на отечественных заводах.

После этого было принято решение о разработке подводной лодки, получившей обозначение «проект 617». В начале 1948 г. было утверждено техническое задание, а уже в 1949г. работы были завершены. 5 февраля 1951 го-да на Ленинградском судомеханическом заводе («Адмиралтейские верфи») на основе этого проекта была заложена опытная подводная лодка «С-99». 5 февраля 1952 года состоялся ее спуск на воду, 16 июня прошли швартовые испытания.

Это была первая подводная лодка СССР, перешагнувшая 18-узловую величину подводной скорости: в течение 6-ти часов её подводная скорость составляла более 20-ти узлов! Корпус обеспечивал увеличение глубины по-гружения вдвое, т.е. до глубины 200 метров. Но главным достоинством новой подводной лодки была её энергетическая установка, явившаяся удивитель-ным по тем временам новшеством. И не случайно было посещение этой лод-ки академиками И.В. Курчатовым и А.П. Александровым – готовясь к созда-нию атомных подводных лодок, они не могли не познакомится с первой в СССР подводной лодкой, имевшей турбинную установку. В последствии, многие конструктивные решения были заимствованы при разработке атом-ных энергетических установок…

Дочь А.А. Антипина, Регина Алексеевна Тыклина, вспоминает, как однажды во время очередного ленинградского наводнения всю ночь в квар-тире раздавались телефонные звонки с предложением разобрать силовую энергетическую установку подводной лодки, смонтированную на одном из заводов, но Алексей Александрович не давал разрешения. Ему постоянно докладывали уровень воды и говорили: «Если взорвется ваша установка – пол-Ленинграда снесет!» Он взял ответственность на себя и не допустил де-монтажа. К утру вода пошла на убыль и установка была спасена. Но каких нервов это стоило!

Как-то, - вспоминает она, - папа нам сказал: «Хотите посмотреть лодку, тогда приезжайте на набережную лейтенанта Шмидта в такой-то час. Мы будем входить в Неву в надводном положении». Мы с мужем, конечно, поехали и увидели прекрасную картину – по реке плыла «сигара», на рубке стояли люди, мы помахали платком…

В 1956 г. подводная лодка С-99 вступила в опытную эксплуатацию на Балтийском флоте, но в это время А.А. Антипин уже вынужден был оставить службу. Беда, как это обычно бывает, обрушилась неожиданно. В возрасте 50-ти лет, на взлете своих эмоциональных, физических, профессиональных сил Алексей Александрович пережил инфаркт, ослеп на один глаз. Рядом осталась только верная любящая жена, та самая Сонечка. А он продолжал жить и работать! Занялся столярным делом, потом - спроектировал и изгото-вил вручную оригинальный транзисторный приемник. Силу духа он сохра-нял до самого жизненного конца.

Прошла еще четверть века, и сегодня снова обсуждается вопрос о том, чтобы вернуться к основным конструктивным идеям проекта 617, который более, чем атомные подводные лодки, отвечает требованиям экологической чистоты. И эти работы ЦКБ МТ «Рубин», инженеры и специалисты которо-го до сих пор помнят «бюро Антипина» и проект 617, предполагает вести совместно с предприятием «Адмиралтейские верфи». Когда-то оно называ-лось Ленинградском судомеханическим заводом, и именно с его стапелей сошла подводная лодка С-99 проекта 617.

BackTop