Российское судостроение
Компания Prysmian. Производство судовых кабелейВсе предприятия судостроенияКто есть кто
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

"Балтийский завод" и "Северная верфь" будут бороться за танкеры

Аналитический отдел
РИА "РосБизнесКонсалтинг"

Балтийский завод объявил о завершении первого этапа модернизации производства, по окончании которой он может стать лидером военного и гражданского судостроения России. Однако конкуренты считают, что модернизация заводу не поможет.

 На этой неделе «Балтийский завод», одно из крупнейших судостроительных предприятий России, сообщил о завершении первого этапа модернизации производства. В ближайшее время компания намерена значительно увеличить свои мощности и серьезно потеснить на рынке конкурентов – «Северную верфь», «Севмашпредприятие» и ГУП «Адмиралтейские верфи». Эксперты, однако, оценивают эффективность модернизации на «Балтзаводе» крайне скептически – нет ясности ни с военными, ни с гражданскими заказами для предприятия.

После распада Советского Союза судостроительные предприятия ВПК, мощности которых позволяли выпускать десятки кораблей в год, оказались практически без оборонного заказа. Спасение верфи нашли в экспортных заказах – стремительно наращивали армии Китай, Индия, Иран. Судостроительные верфи переключились на ремонт и строительство боевых кораблей для этих стран. Менее значительным источником доходов были ремонт и строительство гражданских судов, которые стоят намного дешевле боевых. Поэтому распределение экспортных заказов между предприятиями стало крайне политизированным процессом, с масштабными PR-кампаниями в СМИ. Последний из таких скандалов – за строительство 4 эсминцев для Китая - мы могли наблюдать в текущем году между «Балтийским заводом» и «Северной верфью», контролируемые группой ИСТ и холдингом Новые программы и Концепции (НПК) соответственно. На этом фоне модернизация производства одним из конкурентов за весьма узкий рынок выглядит, по меньшей мере, самонадеянной. И хотя в пресс-службе самой НПК тактично отказались прокомментировать РБК эффективность модернизации производства у конкурента, очевидно, что «Северная верфь», выигравшая таки заказ на китайские эсминцы, так просто не уступит рыночную долю «Балтийскому заводу». Неофициально представители «Северной верфи» сообщили РБК, что, по их мнению, «модернизация -- это полумеры, которые позволят Балтийскому заводу подышать еще 2-3 года».

Тем не менее, «Балтийский завод» полон решимости завершить рассчитанную на три этапа масштабную программу модернизации. На первом этапе завершено строительство корпусного цеха со специализированным цехом обработки металла (общим объемом более 60 тыс тонн в год). «Новый цех строится взамен морально и физически устаревшего производства. Мощности старого цеха позволяли обрабатывать около 15 тыс тонн металла в год», -- сообщила РБК представитель завода Елена Треховицкая. По словам директора завода Олега Шуляковского, «начало работы цеха позволит в три раза снизить себестоимость технологического передела металла, а этот этап составляет около 40% себестоимости судна в целом». Сроки второго и третьего этапа должны быть объявлены предприятием в ближайшее время, когда руководство сможет подвести итоги первого этапа. На втором этапе предусматривается модернизация стапеля для возможности сбора судов из секций в закрытом помещении. А на третьем этапе будет построен двухпролетный эллинг (ангар) для производства кораблей любого класса и назначения. «Введение в строй второго эллинга позволит одновременно строить несколько судов разного типа, в том числе всю номенклатуру заказов Военно-морского флота», -- говорит Олег Шуляковский.

На модернизацию «Балтийского завода» группе ИСТ, контролирующей предприятие, придется потратить не менее 250 млн долларов. По информации РБК, основной объем кредитов на первом этапе обеспечивал Сбербанк, однако, более дорогостоящие второй и третий этап, очевидно, потребуют поиска нового кредитора. И с этим могут возникнуть большие проблемы, так как перспективы рынка военного кораблестроения эксперты оценивают очень сдержанно. ««Балтийский завод» сейчас работает над контрактом на постройку трех фрегатов для индийских ВМС и перспективе, нельзя исключать новый заказ на трех таких корабля, хотя более вероятным представляется строительство следующего транша на индийских верфях. Могут быть заказы со стороны Вьетнама или Ирана на строительство корветов, но здесь заводу придется конкурировать с «Северной верфью», которая строит корвет нового поколения для ВМФ РФ», -- сказал РБК замдиректора Центра АСТ (специализируется на анализе рынков вооружений) Константин Макиенко.

Не исключено, конечно, что группа ИСТ и НПК смогут договориться о кооперации предприятий. «Рациональная экономическая стратегия - объединение «Балтийского завода» и «Северной верфи», -- считает г-н Макиенко. По его мнению, «Балтийский завод вероятнее всего будет участвовать в производстве эсминцев проекта 956ЭМ в качестве субподрядчика «Северной верфи», которая получила второй китайский контракт». Однако объединение предприятий, которое позволило бы убрать ненужную конкуренцию, пока застопорилось по той простой причине, что в рамках обсуждаемой кооперации предприятия фактически пытаются поглотить конкурента. Так, по одному из планов предполагается освободить для города площади «Балтийского завода» (находится на Васильевском острове) и ГУП «Адмиралтейские верфи» (набережная Фонтанки) за счет переноса мощностей на площадку «Северной верфи». Такая ситуация не может устраивать «Балтийский завод», хотя расположение на Васильевском острове Санкт-Петербурга неудобно и для него. Завод, обладая самым большим в России стапелем длиной 350 метров, способным обеспечить строительство судов до 100 000 тонн, не может полностью использовать это преимущество из-за сложностей с «вывозом» готовых судов. Собеседник РБК в «Северной верфи» считает, что объединение бессмысленно, поскольку «Балтзавод» закроется «по естественным» причинам в ближайшие пару лет. Между тем, сам «Балтийский завод», судя по масштабам модернизации, в ближайшее время не собирается покидать рынок и, даже более того, намерен расширить свое присутствие на нем. Очевидно, что «Балтийский завод» все-таки готовится под будущие заказы. И если эти заказы не могут поступить от военных, значит, они ожидаются в гражданском секторе. Правда, для того, чтобы за счет гражданского рынка компенсировать вероятное сокращение заказов на рынке военном, нужно производить судов, как минимум, в два раза больше, чем сейчас. Согласно данным корпоративного сайта, «Балтзавод» в течении 90-х годов произвел 10 гражданских судов – это танкеры, ледоколы, сухогрузы. Аргументом в пользу «гражданской» модернизации являются активно разрабатывающиеся новые экспортные проекты на севере (нефтяной терминал в Мурманске) и северо-западе России (вторая ветка Балтийской трубопроводной системы и портовые комплексы в Приморске, Усть-Луге, бухте Батарейная), а также освоение шельфовых месторождений Арктики. Для этих проектов понадобятся как раз суда среднего водоизмещения (до 100 тыс тонн), которые смогут осуществлять перевозки грузов в районе Балтийского, Баренцева и Северного морей. Этой же точки зрения придерживается эксперт по вооружениям Константин Макиенко. «Скорее всего, программа модернизации нацелена на рынок гражданского кораблестроения, так как для военного кораблестроения не нужно афишировать свои возможности по переработке огромной массы металла», - говорит он.

«Специализация предприятия сохраняется и после реконструкции. Это суда с ядерными энергетическими установками, военные корабли и технологически сложные суда. Приоритет – строительство технологически сложных судов. Среди перспективных проектов – строительство крупнотоннажных танкеров ледового класса для вывоза нефти и газа из районов Крайнего Севера и Дальнего Востока», -- прокомментировала ситуацию для РБК представитель завода Елена Треховицкая. Однако, по ее словам, прогнозировать перспективы гражданского рынка весьма затруднительно – так, «ЛУКОЙЛ» недавно объявил о продаже части своего танкерного флота, что означает сокращение заказов на строительство судов со стороны перевозчиков, получающих возможность купить уже готовые суда. Кроме того, не нужно недооценивать и конкурентов «Балтийского завода» - «Северную верфь» и ГУП «Адмиралтейские верфи». Причем, в этом свете довольно вероятным исходомможет быть покупка одним из конкурирующих холдингов «Адмиралтейских верфей», также активно работающих на этом рынке и обладающих пакетом заказов до 2007 года. Поэтому модернизация «Балтийского завода» лишь усилит конкуренцию, которая, возможно, будет происходить на гражданском рынке в менее скандальной форме.

BackTop