Российское судостроение
Компания Prysmian. Производство судовых кабелейТехнологииВсе предприятия судостроения
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

Арктические амбиции. Зачем Китай строит ледокольный флот

Андрей КОЦ,
РИА «Новости»
Портал «Новости ВПК»
23 июля 2019 года

Хотя Китай не арктическое государство, свои интересы в северных широтах у Пекина есть. В январе 2018-го Госсовет КНР издал первую Белую книгу по политике в Арктике. Там говорится о намерении совместно с другими государствами создавать морские торговые маршруты в рамках инициативы «Полярный шелковый путь».

Зачем Китай строит ледокольный флот

Фото: ледокол Xue Long-2.
Источник изображения: © AFP 2019 / Stringer

МОСКВА, 22 июл – РИА «Новости», Андрей Коц. Водоизмещение – почти 14 тысяч тонн, автономность – 60 суток, экипаж – 90 человек: КНР приняла в эксплуатацию первый ледокол собственной постройки «Сюэлон-2» («Снежный дракон – 2»). Судно передали в Институт полярных исследований. После проверки эксплуатационных характеристик его уже осенью отправят в экспедицию к берегам Антарктиды. В будущем ледокол планируют использовать для исследовательских работ в Арктике. О том, зачем Китаю ледокольный флот, – в материале РИА «Новости».

Снежные драконы

Китай пока располагает двумя ледоколами. «Сюэлон-1» переоборудовали из грузового судна, построенного в 1993-м на Украине. С 22 июля по 2 августа 2012-го «Снежный дракон» преодолел по Северному морскому пути 2 894 морских мили и стал первым в Китае, покорившим этот маршрут. Поход осуществили в рамках масштабной экспедиции в Арктику, длившейся 90 дней. Китайские ученые изучали состояние вод региона. «Сюэлон» дважды подвергался серьезной модернизации. На судне установили новый двигатель и разместили глубоководный спускаемый аппарат. Ожидается, что ледокол останется в строю до 2030 года.

Зачем Китай строит ледокольный флот

Фото: китайский ледокол Xue Long («Снежный дракон»).
Источник изображения: © AFP 2019 / Stringer

«Сюэлон-2» несколько меньше предшественника. Длина корпуса – 122,5 метра, ширина – 22,3 метра. Дизель-электрическая двигательная система позволяет развивать скорость до 15 узлов в открытой воде и три узла при колке полутораметрового льда. Корабль оснащен современным оборудованием для океанографической съемки, мониторинга полярного ледового покрытия, изучения атмосферных и экологических условий, морского дна, биологических ресурсов. Кроме того, ледокол займется снабжением научных объектов страны в арктических и антарктических регионах.

Зачем Китай строит ледокольный флот

Фото: ледокол Xue Long 2.
Источник изображения: © AFP 2019 / Stringer

Хотя Китай не арктическое государство, свои интересы в северных широтах у Пекина есть. В январе 2018-го Госсовет КНР издал первую Белую книгу по политике в Арктике. Там говорится о намерении совместно с другими государствами создавать морские торговые маршруты в рамках инициативы «Полярный шелковый путь». В документе отмечено, что китайские предприятия поощряют за участие в развитии инфраструктуры этих маршрутов и совершение пробных коммерческих плаваний. Кроме того, заявлено, что КНР собирается добывать в Арктике нефть, газ, минеральные ресурсы и неископаемые виды топлива.

Это вызвало нервную реакцию в Вашингтоне. Двадцать третьего мая текущего года советник Дональда Трампа по национальной безопасности Джон Болтон сообщил, что американские моряки скоро получат новые ледоколы и смогут конкурировать в Арктике с Россией, а также противостоять «незаконной экспансии» КНР. Впрочем, по мнению экспертов, это всего лишь обычная пропаганда и привычная американская риторика об «угрозах».

«Я бы не стал говорить о какой-то масштабной экспансии Китая в Арктику, – объясняет РИА Новости старший научный сотрудник Института Дальнего Востока Василий Кашин. – Несомненно, у Пекина есть интересы в регионе. Китайцы уже инвестировали средства в наш проект «Ямал СПГ». Теоретически их интересует Северный морской путь в качестве альтернативы уже использующимся маршрутам. Но каких-то масштабных планов по наращиванию присутствия в Арктике у Китая нет. То, что они построили полноценный ледокол, ни о чем не говорит. Полярные исследования проводят все страны с серьезными научными и морскими амбициями. Без станций в Антарктиде, без экспедиций в Арктику невозможно изучать изменение климата и развивать ряд других направлений в науке. Практически все крупные государства располагают исследовательскими ледоколами – Япония, Франция, Великобритания. Программа строительства ледоколов имеется даже у Индии».

Спорный регион

Вместе с тем, по данным ряда СМИ, Китай к 2025 году рассчитывает до 20 процентов внешнеторговых перевозок осуществлять через Северный морской путь. Альтернативы этому маршруту – более длинные транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Если расстояние, которое преодолевают суда, идущие из порта Мурманск в японский порт Иокогама через Суэц, – 12 840 морских миль, то через Северный морской путь – 5 770.

Доминирующим игроком в Арктике остается Россия, фактически единолично контролирующая Северный морской путь благодаря мощному ледокольному флоту. На маршруте работают четыре атомных ледокола – «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач». Также есть единственный в мире атомный лихтеровоз «Севморпуть». Внушительная армада – и это без учета дизель-электрических ледоколов.

На Балтийском заводе строят еще три ледокола ЛК-60Я серии 22200 с новыми реакторами РИТМ-200. Все три корпуса уже спущены на воду. Первый ледокол «Арктика» достроят в 2020-м, второй – «Сибирь» – в 2021-м, третий – «Урал» – в 2022-м. Эти корабли станут самыми крупными и мощными в своем классе. Кроме того, сейчас ведется подготовка к строительству сверхмощных ледоколов нового поколения проекта «Лидер» с реакторной установкой «РИТМ-400».

Сложившийся в регионе баланс сил очень не устраивает американцев, располагающих всего двумя ледоколами. В ноябре прошлого года счетная палата США заявила о необходимости усилить военное присутствие в Арктике. Специалисты ведомства назвали фактором риска российские инвестиции в энергетику, логистику и инфраструктуру вдоль Северного морского пути. И подчеркнули, что с 1981 года площадь морского льда в Арктике значительно сократилась.

Зачем Китай строит ледокольный флот

Фото: новый атомный ледокол
класса ЛК-60Я (проект 22220)
«Урал» перед началом церемонии
спуска на воду в Санкт-Петербурге.
Источник изображения: © РИА Новости / Алексей Даничев

«Эти изменения способствуют наращиванию коммерческой и иной морской деятельности в регионе, что вместе со спорами о суверенных правах может потребовать от США нарастить в Арктике присутствие вооруженных сил и сил внутренней безопасности», – отмечалось в документе.

В ответ на это правительство России разработало новые правила прохода по Севморпути для военных судов иностранных государств. Теперь кораблям ВМС других стран необходимо уведомлять Москву о намерении следовать этим маршрутом за 45 суток. Кроме того, на борту любого военного корабля должен присутствовать российский лоцман. Москва оставляет за собой право отказать в проходе по Северному морскому пути. Кроме того, в случае несанкционированного движения Вооруженные силы России могут применить чрезвычайные меры: арест или даже уничтожение нарушителя.


Права на данный материал
принадлежат РИА «Новости»

BackTop