Российское судостроение
Компания Prysmian. Производство судовых кабелейКаталог сайтов зарубежных компанийТехнологии
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

Современный рыбопромысловый флот. В гонке за инновациями

Олег ГУБАРЕВ, Анна КРАСАВЦЕВА,
Портал «SUDOSTROENIE.INFO»
25 сентября 2018 года

Рыбопромысловый флот является одним из самых обсуждаемых в последнее время, что связано с необходимостью его незамедлительного обновления.

Современный рыбопромысловый флот. В гонке за инновациями

Поскольку рыбопромысловый флот долго находился в неизменном состоянии, конкуренция на этом рынке начала обостряться в 2017 году, и уже сейчас можно наблюдать достаточно много интересных проектов.

Одной из важнейших тенденций последних лет является производство экологически чистых судов. Она не обошла и рынок рыбопромысловых судов.

Экологически безопасный лов рыбы стоит во главе всех проектов судов для рыбной промышленности, существующих в настоящий момент.

При этом проектировщики заверяют, что рыба с их судов будет гораздо более качественная, чем на других судах, на что и должны в результате «клюнуть» судовладельцы.

Разработки в области оптимизации обводов корпуса не являются новыми в гражданском судостроении, но здесь все зависит от сегмента. Как мы уже упомянули, в сегменте рыбопромысловых судов долго ничего не менялось.

Одним из первых прорывных проектов на рассматриваемом рынке стал проект рыбопромыслового судна MDV-1 Immanuel, созданный еще в 2016 году.

Современный рыбопромысловый флот. В гонке за инновациями

Иллюстрация: рыбопромысловое судно MDV-1 Immanuel.

При проектировании совершенно нового на тот момент для промышленности судна сравнивались несколько различных вариантов обводов корпуса, моделировались различные погодные условия.

В результате для данного проекта были выбраны обводы, наиболее соответствующие суровым погодным условиям Северного моря. Такие обводы характеризуются клинообразной формой в плане, почти вертикальной конструкцией носовой части, полными обводами в миделе и широкой, относительно плоской, кормой, с небольшой осадкой по транцевой корме. В носовой части над ватерлинией была использована расширяющаяся секция для создания дополнительной плавучести, во избежание захлестывания палубы волной и для отражения брызг.

Следует отметить конструкцию скулового киля: вместо узкого длинного профиля использован короткий и широкий. Скуловой киль также встроен в систему продольного набора. Охлаждающая вода для ГД в МО забирается по одному борту и выпускается по другому без дополнительного сопротивления, создаваемого кингстонными коробками и трубопроводами. Благодаря этим необычным обводам корпуса, создающим малое добавочное сопротивление движению, судно проекта MDV-1 реже разворачивает бортом к волне на малой скорости хода в режиме лова рыбы.

Корпуса почти всех рыболовных судов построены по схеме поперечного набора с расстоянием между шпангоутами 450 мм. На судне проекта MDV-1 главные ребра жесткости выполнены продольными с меньшим, чем обычно, количеством поперечных шпангоутов. Поскольку основной вклад в прочность корпуса вносят продольные ребра жесткости, вся конструкция получается облегченной при той же прочности.

В настоящий момент MDV-1 Immanuel эксплуатируется под флагом Нидерландов.

Скандинавский дух

По понятным причинам, Норвегия считается лидером на рынке проектирования и строительства судов для рыбопромыслового флота.

Основные знания и опыт в области постройки судов перенесла норвежская компания Ulstein в проект рыболовного судна EcoFive.

Современный рыбопромысловый флот. В гонке за инновациями

Иллюстрация: Проект рыболовного судна EcoFive.
Ulstein

Основной особенностью этого проекта, конечно, является архитектура судна.

Внедрение знаменитой носовой части судна X-Bow изменяет традиционное расположение оборудования, ведет к более удобному размещению экипажа, рыборазделочного оборудования и улова.

Рыборазделочное оборудование размещается на двух палубах, в то время как остальное оборудование – в миделевой секции судна. Суда, имеющие такую форму носовой части, менее подвержены вибрации и рысканью, что создает лучшие рабочие условия и снижает шумность при работе в море.

Несколько похожий дизайн, однако со своими уникальными отличиями, представлен исландским проектным бюро Nautic, входящим в консорциум Knarr.

Проект, по которому строятся суда для российской группы «Норебо», отличается расширенным бульбообразным носом, который значительно повышает мореходность в штормовом море.

Современный рыбопромысловый флот. В гонке за инновациями

Иллюстрация: Траулер-процессор проекта 170701.
Nautic

Название конструкции – Enduro Bow. Она позволяет обеспечить более эффективное использование рабочего пространства в носовой части судна.

Для рыбоперерабатывающих судов такая конструкция снижает качку, что в свою очередь создает лучшие рабочие условия на судне и, как результат, повышает качество обработки улова и самой рыбной продукции.

Голландское наследие

На рынке рыбопромысловых судов отличилась и голландская компания Damen, создав сразу несколько проектов.

Конструкция носовой части судна от Damen Axe bow, характерная для многих проектов компании, буквально прорезает волну. Она отличается вертикальным форштевнем и относительно длинной и продолговатой носовой частью корпуса. Нижняя часть форштевня заглублена, а надводный борт является относительно высоким с небольшим развалом, так что профиль носовой части напоминает топор. Судно с таким носом менее подвержено воздействию волн, чем при носовой части с большим развалом. Благодаря заглублению нижней части форштевня, он не поднимается над уровнем воды, и судно не подвержено слэммингу.

Современный рыбопромысловый флот. В гонке за инновациями

Иллюстрация: траулер-процессор проекта 5012.
Damen

Применение носовой части конструкции Axe bow смещает центр диаметральной плоскости вперед, и судно требует значительно более резкого поворота руля для удержания на курсе и еще более резкого поворота руля с ростом крутизны волны.

Сам вертикальный форштевень не является нововведением, он был распространен еще в начальном периоде постройки паровых судов.

Инновацией в проекте является сочетание вертикального форштевня с удлиненной носовой частью судна.

Эта концепция была разработана в Нидерландах Лексом Кеунингом (Lex Keuning) из Дельфтского университета, корпорацией Damen Shipyards Group, институтом Marin (Морским Научно-Исследовательским Институтом Нидерландов), Королевским институтом Нидерландов Sea Rescue Institution, Королевским ВМФ Нидерландов, верфью Damen Schelde Naval Shipbuilding и Береговой охраной США.

Ловись рыбка

Как мы видим, сегодня основной упор в проектировании корпуса для рыбопромысловых судов делается на оптимизации пространства, улучшении остойчивости для эксплуатации в бурном море, минимизации слеминга.

Проектировщики не забыли и о внешнем виде судна, а также о комфорте рыбаков. Помимо общих нововведений, характерных для судов рыбной промышленности, каждое из них по-своему уникально.

До настоящего момента конечного потребителя мало интересовало, на каком судне поймали рыбу, представленную на прилавках. Однако теперь все может измениться.


BackTop