Российское судостроение
Компания Prysmian. Производство судовых кабелейКто есть ктоВсе предприятия судостроения
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

Что нужно Военно-морскому флоту России

Виталий ШПИКЕРМАН,
капитан 2-го ранга в отставке

Интернет-издание «Военно-промышленный курьер»
17 августа 2020 года

На станицах «ВПК» уже идет дискуссия о будущем корабельного состава нашего Военно-морского флота. Страна в кризисе, и потому не может позволить себе расточительность. Нужны ли нам огромные десантные «Прибои»? Дерзну высказать свои соображения.

Что нужно Военно-морскому флоту России

Фото: малые корабли ВМФ на военно-морском параде

В июне 2011 года между РФ и Францией подписали контракт на строительство двух универсальных десантных вертолетоносцев типа «Мистраль». Россия тогда пухла от нефтедолларового «волшебного порошка» и разбрасывала его налево-направо. Летел он в основном, как сейчас очевидно, в пустоту. Я, как истинный потомственный немец – патриот России, сразу стал врагом этого проекта и открыто высказывал свою точку зрения на всех рабочих совещаниях, обосновывал ее в текущей переписке. К тому же везде говорил о том, что корабль напичкают «закладками». Меня объявили смутьяном и во Францию на стапеля Сен-Назера пить «Бордо» не взяли.

Привезенная коллегами рабочая документация только подтвердила гипотезу о том, что нам хотят подогнать троянского коня. Немедля составил документ, в котором, во-первых, критиковал беспрецедентно идиотское решение дублировать французское оборудование (бортовую информационно-управляющую систему, навигационную РЛС, оптико-электронную систему и т.д.) отечественными аналогами, причем еще на стапелях Франции. А во-вторых, перечислил все каналы, через которые вероятна утечка всех видов информации, а также возможен перехват управления и выведения из строя французского оборудования.

Недавно Минфин предложил сократить финансирование госпрограммы «Обеспечение обороноспособности страны» в 2021-2023 годах примерно на 323 миллиарда рублей. «Волшебного порошка» остается все меньше. Видит Бог, очень уважаю главного конструктора «Прибоя», имею массу предложений по доработке и оснащению корабля, но думаю, что у остова УДК есть большая вероятность остаться на стапелях Керчи надолго. Для Черного моря корабль, конечно, нужен. И как десантник в случае необходимости переброски сил в горячие точки, коих на побережье Черного и Азовского морей все больше, и как носитель ударных вертолетов для тех же точек.

Но на Севере и Востоке (Баренцевом море и Тихом океане) нам нужны эффективные противолодочные силы, способные решать задачи не только в условиях сложной системы взаимодействия сил, но и в автономном режиме. Вот тут бы пригодилась задумка автора пятнадцатилетней давности – противолодочный катамаран, тем более что за это время была наработана масса технологий, алгоритмов и методик.

В общем «лаборатория Будущего» (названа так с легкой руки главного редактора «ВПК») закладывает на своих виртуальных стапелях проект противолодочного катамарана класса «Автоном». И речь даже не о конструктивных особенностях корабля, а о совокупности основных средств и технологий, позволяющих оптимизировать выполнение основной задачи – противодействие подводным силам и средствам противника.

Почему катамарана, спросите вы? Во-первых, резко возрастает остойчивость, а значит мореходность корабля. Во-вторых, повышается живучесть. В-третьих, благодаря конструкции корпуса можно опустить бульбовый обтекатель, в котором спрятаны гидроакустические антенны, максимально глубоко. Ведь основная проблема нынешних кораблей с носовыми антеннами – это мелко посаженные бульбы. Ведь когда уже при трех баллах качки нос корабля вырывается едва ли не на поверхность, никакая акустика нормально не работает. Есть еще много плюсов – можно качественно разнести кормовые акустические антенны, дабы не запутывались, разнести две вертолетные площадки и два ангара, подарив летунам большую свободу действий, да и много чего еще.

Я не дизайнер корпусов кораблей и вообще них мало что понимаю, но «туловище» создаем по технологии «стелс». Невысокая надстройка оканчивается мачтой, на которой – радиолокационная станция освещения дальней обстановки, оснащенная фазированной решеткой. Также следует оснастить наш «противолодочник» двумя артустановками, двумя ангарами для противолодочных вертолетов, ангаром для подводных необитаемых аппаратов (про которые будет отдельная статья) и универсальными вертикальными пусковыми установками для крылатых противокорабельных ракет, ракет ПВО и противолодочных ракето-торпед. Все это просто необходимо. Два движителя пропульсивного типа расположим в кормах каждой гондолы. Если что-то забыл (а забыл почти все) – прошу простить.

Представим себе, что нашему катамарану приходится решать свои задачи, будучи в полной информационной изоляции. Это, разумеется, очень эластичное допущение, но – имеем право. До родного штаба, который к тому же может быть уничтожен, больше тысячи километров. Выведена из строя группировка спутников связи, в основных и резервных каналах связи – тишина. А лодки противника уже разворачиваются через Северный полюс и Нордкап-Медвежий, стягиваются к местам старта крылатых ракет.

Сначала вертолеты нашего катамарана последовательно ставят постоянно возобновляемые рубежи из ненаправленных радиогидроакустических буев, возвращаясь на его борт для пополнения ресурсов. На флангах уже дежурят ранее выставленные кораблем позиционные пеленгующие буи, работающие в низкочастотном диапазоне, ресурс работы которых может доходить до полугода. Одновременно работают излучатели как опускаемых станций вертолетов, так и корабля. Бьет пневмопушка (а лучше генератор).

Ненаправленные буи играют роль пугала, основное излучение вертолетных станций и подкильной антенны корабля направлено в их сторону. Поэтому враг огибает рубежи, попадая в поле зрения низкочастотных буев, которые принимают сигналы подсветки пневмопушки, ненаправленные, а потому не демаскирующие, да к тому же распространяющиеся на десятки километров. Если противник решит прорваться через барьер ненаправленных буев, мультистатика и в этом случае сделает свое дело.

Так или иначе, но определив область возможного нахождения лодки, ближайший к нему вертолет уже летит в упрежденное место, чтобы опускаемой станцией засечь противника, после чего либо атаковать лодку авиационной торпедой, либо передать целеуказание на корабль, который атакует лодку своими ракето-торпедами.

И так до тех пор, пока не закончатся ресурсы – топливо, боезапас, провизия, причем в катамаран всего этого можно «втиснуть» в полтора – два раза больше. Вот такое чудо построить бы, направив средства на усиление нашей противолодочной составляющей северных и восточных рубежей.


BackTop