Российское судостроение
Компания Prysmian. Производство судовых кабелейТехнологииКаталог сайтов зарубежных компаний
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

Падение линкоров. Почему отказались от самых мощных кораблей в мире

Николай ПРОТОПОПОВ,
Портал «Новости ВПК»
22 октября 2018 года

МОСКВА, 20 окт – РИА Новости, Николай Протопопов. Закат эпохи тяжелых линейных кораблей пришелся на конец Второй мировой войны. От этих исполинов по разным причинам отказались одновременно практически все морские державы.

Почему отказались от самых мощных кораблей в мире

Залп орудий Айовы.
Источник изображения:
U.S. Navy/ Phan J. Alan Elliott

В середине XX века наблюдался постепенный переход на компактные и маневренные эсминцы и крейсеры, а с появлением ракетного вооружения надводные артиллерийские корабли полностью утратили свою актуальность. Почему так произошло и дадут ли им новый шанс – в материале РИА «Новости».

Морские ископаемые

Родоначальником линкоров считается Великобритания – в 1906-м в состав Королевского флота был принят HMS Dreadnought. С него началась новая эпоха военного кораблестроения. К Первой мировой войне в ВМФ США и Великобритании насчитывалось по нескольку десятков линкоров. В дальнейшем они стояли на вооружении Германии, Японии, СССР, Франции и Италии и представляли собой скоростные корабли с мощной бронезащитой, дальнобойным и относительно точным артиллерийским вооружением.

Большинство первых линкоров получили в качестве главного калибра 305-миллиметровые пушки с дальностью стрельбы до двух десятков километров, артиллерийские орудия меньшего калибра и пулеметы.

Но, несмотря на мощное вооружение, адмиралы берегли такие корабли и не спешили бросать их в бой. В первую очередь из-за дороговизны – каждый линкор стоил как десяток эсминцев. Крупнейшее морское сражение с участием линейных кораблей произошло в 1916 году между Германией и Англией в районе полуострова Ютландия в Северном море. В сражении тогда приняли участие почти сорок линкоров с обеих сторон.

Почему отказались от самых мощных кораблей в мире

Британский линкор «Дредноут»
© Фото : Public domain

Слабое звено

Пик популярности линейных кораблей пришелся на 1930-1940-е. Линкоры тех лет считаются самыми мощными кораблями прошлого столетия. Среди них выделяется японский «Ямато» водоизмещением 70 тысяч тонн с двумястами орудий, включая гигантские 460-миллиметровые главного калибра. Но обилие стволов не спасло корабль от американских самолетов, потопивших его в Восточно-Китайском море в 1945-м.

Размеры стали своего рода ахиллесовой пятой линкоров – по таким целям летчикам было сложно промахнуться. Несмотря на колоссальную живучесть и вооруженность, огромные корабли оказались бессильны против стремительно развивающейся авиации, даже при наличии у каждого десятков зенитных орудий. Линкоры были беззащитны и перед стаями подводных лодок, эсминцев и крейсеров. Яркий пример – гибель немецкого «Бисмарка». Сначала его «загнала», а потом потопила группа английских крейсеров.

Почему отказались от самых мощных кораблей в мире

Японский линкор «Ямато»,
попавший под бомбардировку в заливе Лейте
© Фото : AP Photo

«Уже в годы Второй мировой войны эффективность линкоров вызывала вопросы – особенно это было очевидно на примерах столкновений американского и японского флотов, – пояснил РИА «Новости» военный эксперт, историк Сергей Шелопухо. – Артиллерия уже сказала свое слово – она стала вспомогательным, а не основным вооружением. С появлением авианосцев линкоры фактически превратились в мишень для самолетов».

Теперь первую скрипку в морских баталиях играли авианосцы. Изменились тактика и концепция морского боя, отныне все строилось на применении палубной авиации – уже не было классических артиллерийских дуэлей между кораблями, акцент сместился на воздушные атаки. Линкоры при этом в большей степени использовались для обстрела и уничтожения береговых целей.

Почему отказались от самых мощных кораблей в мире

Линкор «Парижская коммуна»
во время боя за Севастополь
© РИА «Новости»

Контрольный выстрел

Окончательно добило линкоры развитие ракетного вооружения. Во флотах всего мира усиливалась роль относительно небольших и быстроходных эскадренных миноносцев, легких и тяжелых крейсеров. Надводные корабли с ракетным вооружением стали главной ударной силой практически всех флотов мира. Они уже решали задачи не только уничтожения крупных кораблей противника и охраны прибрежных районов, но и противовоздушной обороны.

ВМС США и Великобритании в послевоенные годы располагали огромным количеством крейсеров – у американцев было более 80 кораблей, у британцев – свыше 60. К середине 1950-х началось переоборудование – вместо артиллерийских орудий устанавливались ракетные комплексы.

Ракетная эра повлияла и на общую концепцию строительства эсминцев – они становились крупнее, как и крейсеры, оснащались зенитными и противокорабельными установками. В СССР в 1960-х приступили к строительству больших противолодочных кораблей проекта 61. Один из них – по новой классификации сторожевой корабль «Сметливый» – до сих пор в строю, несет службу на Черноморском флоте.

Почему отказались от самых мощных кораблей в мире

Сторожевой корабль проекта 61 «Сметливый»
© РИА «Новости» / Андрей Станавов

Что касается авианосцев, то в СССР ими плотно занялись лишь в конце 1960-х – начале 1970-х, в так называемый золотой век кораблестроения. Тогда ВМФ получил отечественные авианесущие крейсеры 1143 «Кречет». «Но у этого проекта были значительные недостатки, в первую очередь – ограниченный состав самолетов (не самые выдающиеся боевые возможности были у Як-38, в том числе огромный расход топлива при вертикальном взлете). Позже приняли решение о создании серии авианесущих крейсеров с полноценной взлетной палубой. В 1991-м в состав ВМФ зачислили единственный ТАВРК «Адмирал Кузнецов». Остальные корабли проекта проданы за рубеж или разобраны», – напомнил Шелопухо.

Почему отказались от самых мощных кораблей в мире

Ракетный крейсер «Москва»
© РИА «Новости» / Андрей Станавов

Последние из могикан

Позже всех от линкоров отказались американцы. Четыре корабля класса «Айова» построили в начале Второй мировой войны, а вывели из состава флота только в середине 1990-х. И больше всего, как ни странно, они пригодились во второй половине ХХ века. Огромные 406-миллиметровые орудия с высокой эффективностью применялись при обстрелах береговых целей и поддержке наземных сил артиллерийскими ударами в корейской, вьетнамской войнах и операции «Буря в пустыне».

Судьбу этих кораблей долго не могли решить – их ставили на консервацию и держали в резерве ВМС США.

Американские адмиралы не оставляли попыток найти достойное применение стареющим линкорам. Несколько раз их модернизировали – для повышения огневой мощи даже установили крылатые ракеты «Томагавк», современное противокорабельное и зенитное вооружение.

В разгар холодной войны корабли периодически использовали как дополнительную ударную силу авианосных группировок. Но в 1992 году «Айовы» окончательно списали со службы и превратили в корабли-музеи, тем самым поставив точку в почти вековой истории линкоров.

Почему отказались от самых мощных кораблей в мире

Залп орудий «Айовы»
© Фото : U.S. Navy/ PH1 Jeff Hilton


Права на данный материал
принадлежат РИА «Новости»

BackTop