Российское судостроение
Компания Prysmian. Производство судовых кабелейТехнологииКаталог сайтов зарубежных компаний
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

Проект "Лошарик". В обстановке строжайшей секретности спущена на воду уникальная ядерная ПЛ

"Известия",
Константин Гетманский,
Надежда Шилова

На северодвинском “Севмашпредприятии” в присутствии главкома Военно-морского флота Владимира Куроедова спущена на воду уникальная подводная лодка. “Лошарик” - именно так строители любовно прозвали лодку проекта 210 - первая в мировой истории субмарина с удивительной комбинацией свойств энергетической установки и глубины погружения. Строительство подводной лодки, предназначенной для специальных операций и заложенной еще во времена существования Советского Союза, было окружено фантастической завесой секретности. Однако некоторые подробности “Известиям” все же удалось выяснить.

“В торжественной обстановке началась церемония вывода со стапеля цеха № 42 уникального корабля, предназначенного для научно-исследовательских целей и спасения людей в экстремальных ситуациях. На торжестве присутствовали главком ВМФ В.И. Куроедов, военные и представители науки. Заказ, заложенный во времена советской власти, завершили в новом веке корабелы “Севмаша”. Это большая победа рабочих и специалистов, контрагентов и поставщиков” - так описала состоявшийся ровно неделю назад вывод подводной лодки из цеха газета “Корабел”, официальный орган северодвинского “Севмашпредприятия”. Никаких других подробностей представители завода не сообщают, категорически отказываясь от любых комментариев относительно нового корабля. Более того, по сведениям “Известий”, сообщения о спуске на воду этого корабля вообще не должны были появиться в открытой печати. Таковым было условие заказчика - Военно-морского флота России.

Об уровне секретности говорит и тот факт, что в ту часть знаменитого севмашевского цеха № 42, где строили эту подлодку, не пускали даже многих руководителей этого предприятия. Число занятых в процессе строительства рабочих и инженеров жестко регламентировалось на протяжении всех пятнадцати лет, которые ушли на создание уникального корабля.

Строительством и разработкой субмарины руководили представители конструкторского бюро “Малахит”. Один из начальников находящегося в Петербурге морского бюро машиностроения “Малахит” сильно удивился тому, что факт спуска на воду уникальной подлодки стал достоянием общественности. “Да, это наша разработка, созданная конструкторами еще в 80-е годы”, - подтвердил он “Известиям”. В “Малахите”, кстати, спроектировали и последнюю построенную на “Севмаше” атомную подводную лодку проекта 971 “Гепард”, которую ввели в состав Военно-морского флота России в декабре 2001 года. От дальнейших комментарие представитель “Малахита” отказался, сославшись на особый режим секретности проекта 210.

“Лошарика” заложили еще в 1988 году. По сведениям “Известий”, внешний вид лодки слегка напоминает сложенную из сферических элементов лошадку - героя знаменитого советского мультфильма, что и дало ему такое название. Именно эти сферические фрагменты конструкции - условие того, что корабль сможет безопасно погружаться на большую глубину. По сведениям Интерфакса-АВН, “Лошарик” предназначен и для специальных операций. Строили корабль так долго из-за нехватки средств в 90-е годы. Деньги на достройку исправно стали поступать только в последние три года. Кстати, в начале 90-х, когда необходимость в спецоперациях на море, по мнению высшего руководства страны, отпала, а корабль был уже заложен, к финансированию проекта пытались привлечь американцев. “Лошарик” тогда стал бы чисто спасательным кораблем. Но американская сторона отказалась от участия в проекте.

Остальные тактико-технические данные новой субмарины известны лишь очень узкому кругу специалистов. Однако после вывода из цеха секретная субмарина три дня простояла на открытом месте, несмотря на то, что американские спутники-шпионы постоянно контролируют огромную территорию “Севмаша”.

- Это связано с чисто технологическими процессами: нельзя лодку из цеха вывести прямо на воду. Ее необходимо подготовить, именно поэтому около трех суток она находилась на стапелях, - заявил “Известиям” и.о. заместителя гендиректора “Севмашпредприятия” по режиму Николай Богданов. - Во вторник вечером лодка была спущена на воду.

Работники предприятия утверждают, что в случае с “Лошариком” процедура спуска на воду была обставлена в лучших советских традициях. Присутствовали только представители заказчика, разработчики проекта субмарины из “Малахита” и специалисты “Севмаша”, имевшие непосредственное отношение к строительству подлодки.

- Во времена СССР было принято выводить готовые лодки из цеха ночью, - рассказал “Известиям” представитель Военно-морского флота России. - Считалось, что таким образом американцы, во-первых, не смогут подсчитать точное количество введенных в строй атомных субмарин, а во-вторых, не смогут сделать качественные снимки новых кораблей из космоса.

Правда, специалисты “Севмашпредприятия” отмечают, что по внешнему виду “Лошарика” ничего нельзя сказать о заложенных в проекте этой субмарины возможностях. Однако если взять атомные подводные лодки других проектов, разработанных конструкторами “Малахита”, то можно предположить, что “Лошарик” - самая бесшумная и неуязвимая подводная лодка на российском флоте. Видимо, на определенной скорости она становится практически неуязвимой для гидроакустиков вражеских кораблей и может выполнять поставленные задачи незамеченной по всему Мировому океану.

BackTop