-->
Российское судостроение
Выставочная компания ТехнологииКаталог сайтов зарубежных компаний
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

Еще о проекте постройки плавучих атомных энергоблоков для Баимского комбината

Андрей НИКИПЕЛОВ,
Генеральный директор
АО «Атомэнергомаш»
(дивизиона Госкорпорации «Росатом»)

Информационное агентство «Интерфакс»,
Блог bmpd
04 сентября 2021 года

Как уже сообщал наш блог, ФГУП «Атомфлот» (предприятие Госкорпорации «Росатом») 3 сентября 2021 года подписало беспрецедентное соглашение с ООО «ГДК Баимская», подконтрольным группе Kaz Minerals, о поставке электроэнергии для обеспечения работы создаваемого на Чукотке Баимского горно-обогатительного комбината с четырех планируемых к постройке атомных модернизированных плавучих энергоблоков (МПЭБ) проекта 20871 с ядерными реакторными установками РИТМ-200М.

Еще о проекте постройки плавучих атомных энергоблоков для Баимского комбината

Фото: один из вариантов
предполагаемого облика атомного
модернизированного плавучего энергоблока
(МПЭБ) проекта 20871 с двумя новыми
ядерными реакторными установками РИТМ-200М
общей электрической мощностью 100-106 МВт
(с) Росатом (via Телеграм-канал «Милитарист»)

Одновременно ФГУП «Атомфлот» подписало соглашение с АО «Атомэнергомаш» (также дивизионом Госкорпорации «Росатом») о сотрудничестве по реализации данного проекта, в рамках которого АО «Атомэнергомаш» выступит головным исполнителем по строительству МПЭБ.

Данный проект с плановой стоимостью до 160 млрд рублей представляет собой масштабный вызов для российской энергетической и судостроительной отраслей, чему посвящены приводимые материалы по проблематике подписанного соглашения.

Генеральный директор АО «Атомэнергомаш» (дивизиона Госкорпорации «Росатом») Андрей Никипелов в интервью информационному агентству «Интерфакс» сообщил о проекте энергоснабжения Баимского ГОКа и планах по созданию линейки плавучих атомных энергоблоков следующее (приводится соответствующий фрагмент интервью):

– ГК «Росатом» в этом году получила проект по энергоснабжению Баимского ГОКа на Чукотке. О каком количестве плавучих энергоблоков для проекта идет речь?

– По тому графику, который у нас обсужден с заказчиком (казахстанская KAZ Minerals – ИФ) на сегодня, «Атомэнергомаш» должен поставить четыре МПЭБа – это модернизированные плавэнергоблоки, для обеспечения примерно 320 МВт мощности. Планируется, что они будут работать по схеме 3+1. То есть три будут работать постоянно, а четвертый станет резервным.

Первые два МПЭБа должны быть изготовлены к концу 2026 года. Их ввод в эксплуатацию в бухте Наглейнгын предполагается в начале 2027 года. Из-за столь коротких сроков в плане производства перед нами стоят суперсложные задачи.

– Где планируется строить МПЭБы?

– МПЭБ – необычный объект в том смысле, что это не судно в привычном понимании этого слова. Основная задача плавэнергоблока - энергообеспечение. Что касается изготовления, основное – энергетическое оборудование – мы будем делать в России.

Теперь что касается верфи: к сожалению, мы видим, что ни одна из компаний, которые в состоянии изготовить корпуса МПЭБов, в необходимые нам сроки в России сегодня этого сделать не может в силу своей текущей производственной загруженности. Поэтому «Атомэнергомаш» будет размещать заказы на первые два корпуса за рубежом для обеспечения сжатых сроков поставки. Речь, подчеркиваю, идет только о производстве корпусов, потому что все остальное мы изготовим здесь.

План у нас такой: корпус МПЭБа будет произведен за рубежом, отбуксирован в Россию, где на него установят все остальное – энергетическую часть (реакторную установку, турбину) и прочее. Затем будут проведены комплексные швартовые испытания, загрузка топлива, проверка работы сначала в холодную, затем в горячую – и запуск энергосистемы. После этого сдадим ПЭБ заказчику на месте постоянной эксплуатации.

– У какой зарубежной компании планируете разместить заказ на корпуса?

– Мы еще в процессе выбора подрядчика. Из-за сжатых сроков мы сначала выяснили, кому из компаний проект интересен. Затем провели технический аудит, чтобы убедиться в том, что выбранные компании в принципе в состоянии изготовить нужный нам объект. Теперь же мы в процессе выбора поставщика из проаудированных компаний.

– В каких странах находятся ваши потенциальные подрядчики?

– Пока выбор не сделан, об этом говорить рано.

– Атомэнергомаш занимается также разработкой техпроекта оптимизированного плавэнергоблока (ОПЭБ), в чем разница между ОПЭБом и МПЭБом?

– Чтобы не запутаться в аббревиатурах, нужно понимать основную линию. Единственный на сегодняшний день работающий плавэнергоблок – это плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) «Академик Ломоносов», которая вырабатывает электроэнергию и тепло. Таковы были условия и потребности ее заказчика.

Когда мы думали о продвижении плавэнергоблоков как продукта на мировой рынок, то поняли, что востребованность тепла абсолютно неочевидна – например, в жарких странах электроэнергия точно нужна, а тепло – нет. Поэтому основная задача таких станций – прежде всего выработка электроэнергии. А когда функция обеспечения тепла из технического задания уходит, то меняется и конфигурация плавэнергоблока.

ПАТЭС создана так, что может работать совершенно автономно: давать электроэнергию и тепло, хранить отработанное ядерное топливо, а для экипажа обеспечены нормальные условия, включая маленький баскетбольный зал и прочие бытовые удобства.

Вместе с тем, мы посчитали, что строить полноценный жилой блок со всеми удобствами и спортзалом – это дорого, поэтому в проекте ОПЭБа мы уменьшаем жилую часть, а также убираем отсек, который на ПАТЭС «отвечает» за хранение отработанного ядерного топлива.

Правда, по вопросу отсутствия жилого блока на ОПЭБ у нас до сих пор есть некоторые сомнения. Ведь если говорить об арктическом климате – сильном ветре, пурге, то, возможно, лучше, чтобы основной персонал все же жил непосредственно на блоке – так просто надежней. Хотя, на мой взгляд, береговые жилые сооружения построить намного проще и быстрее, чем предусматривать их в конструкции ОПЭБа, но это уже нюансы.

Логика использования ОПЭБов – это поставка электроэнергии и 8-10 лет работы. После чего блок должен быть отбуксирован с места эксплуатации для проведения регламентных работ, касающихся обслуживания корпуса судна и замены топлива.

Резюмируя, ПАТЭС – это тепло, электроэнергия, отсек для отработанного ядерного топлива плюс полноценный жилой блок для персонала. ОПЭБ – отсутствие отсека под хранение ядерного топлива и уменьшенные в связи с этим размеры корпуса судна. Но ключевое отличие – это другой реактор. На ПАТЭС стоит реактор КЛТ-40С, а на ОПЭБе и МПЭБе будет установлен РИТМ-200. Реактор РИТМ-200 – это на 20% больше мощности по сравнению с ПАТЭС и, соответственно, более долгий период работы без перезагрузки топлива.

Поставка ОПЭБа – это небыстрый процесс. Чтобы сделать ОПЭБ, нужно сначала закончить его общетехнический проект, а с ним мы пока находимся в начальной стадии. Поэтому, исходя из тех сроков, которые у нас есть, было принято решение изготовить промежуточный вариант между ПАТЭС и ОПЭБ – МПЭБ. В нем мы используем большую часть оборудования, не связанного с энергетикой от проекта ПАТЭС, как готовое техническое решение. Главное, что меняется, это реактор: вместо КЛТ-40С устанавливаются два реактора РИТМ-200. Соответственно, меняются турбины, потому что новая реакторная установка мощнее и турбины под нее нужны более мощные. Если бы не было таких сжатых сроков по поставке для Баимского ГОКа, то мы бы и для него строили ОПЭБ, а не МПЭБ.

– То есть МПЭБ – это модернизированная ПАТЭС?

– Да. МПЭБ – это модернизированная ПАТЭС. У нее останется корпус как у ПАТЭС, но станция будет производить только электроэнергию – уже без тепла, и, по сравнению с ПАТЭС, электроэнергии она будет производить на 20-30% больше за счет другой реакторной установки. На МПЭБ также предусмотрено меньшее количество персонала.

Электрическая мощность новых плавэнергоблоков – порядка 100 МВт против 70 МВт у ПАТЭС, но их можно сделать еще мощнее. Если заказчику понадобится больше электроэнергии, потенциально на ПЭБ можно поставить установки РИТМ-400 и получить уже 200 МВт мощности.

Мы планируем создать целую линейку плавэнергоблоков – с вариантами и по мощности, и по исполнению. По исполнению думаем как минимум о двух вариантах – арктическом и тропическом, чтобы такие электростанции могли работать в разных климатических условиях.

– Не рассматривается ли вариант использования ОПЭБа для замещения ПАТЭС на время ремонта, после того как Билибинская АЭС и Чаунская ТЭЦ будут выведены из эксплуатации?

– Это вопрос к концерну «Росэнергоатом» как к эксплуатирующей организации. ОПЭБ, конечно, может заменить ПАТЭС в части выработки электроэнергии. Отдельный вопрос, как в этом случае обеспечивать еще и теплоснабжение, но он технически решаем. Если заказчику понадобится, техническое решение мы найдем.

– То есть вы готовы поставить ОПЭБ, если будет необходимость?

– Да.

– Планирует ли «Атомэнергомаш» покупку судоверфи?

– Я очень рассчитываю на то, что тема плавэнергоблоков будет развиваться. Но, что называется, невозможно одинаково эффективно владеть газетами, заводами, пароходами – все же должна быть какая-то специализация. У «Атомэнергомаша» нет планов становиться полноценным производителем судов – не энергетических объектов в плавучем исполнении, а именно судов. Мы не планируем строить рыболовные траулеры или круизные лайнеры. В этом смысле верфь нам не нужна.

«Атомэнергомаш» заинтересован в том, чтобы обеспечить себе надежных партнеров, которые, если нам понадобится, будут в состоянии изготавливать корпуса для плавучих энергоблоков в нужные нам сроки.

Нас интересует не кораблестроение как таковое, а оснащение, оборудование для него – много большого и сложного «железа»: большие винты, валопроводы, насосы, арматура и многое другое. У нас есть соответствующие бизнес-подразделения: мы создали филиал в Архангельске, будем создавать филиал в Петербурге под изготовление МПЭБов. В любом случае тема судостроения для нас интересна и важна, но корабли мы строить не хотим.

В свою очередь, газета «Коммерсантъ» в материале Маргариты Афанасьевой «Корпуса плавучих энергоблоков «Росатома» может построить Китай. Госкорпорация намерена объявить международный тендер», сообщила, что госкорпорация «Росатом» рассчитывает на участие китайских верфей в тендере на строительство корпусов для двух из четырех плавучих атомных энергоблоков для Баимского горно-обогатительного комбината на Чукотке. Госкорпорация собирается заказать два корпуса за рубежом, так как построить все четыре на Балтийском заводе в плановые сроки – к 2026 году – не удастся.

«Росатом», получивший в этом году проект по энергоснабжению Баимского горно-обогатительного комбината (ГОК), рассчитывает, что в тендере на строительство корпусов для двух модернизированных плавучих энергоблоков (МПЭБ) будут участвовать верфи из Китая. Об этом заявил директор Дирекции Северного морского пути (СМП) Вячеслав Рукша на Восточном экономическом форуме, отвечая на вопрос PortNews.

Дело в том, что Балтийский завод, на котором будут построены два оставшихся МПЭБа, загружен и не сможет поставить первые два МПЭБа к желаемому заказчиком сроку – 2026 году, пояснил он. Заказчиком выступает «ГДК Баимская», входящая в казахстанскую KAZ Minerals, которая купила в 2018 году Баимский медно-золотой проект. В частности, в рамках проекта будет разрабатываться одно из крупнейших месторождений Песчанка на Чукотке, ресурсы которого оцениваются в 9,9 млн тонн меди и 16,5 млн тонн золота.

В ранее опубликованном интервью 5 августа господин Рукша, отвечая на вопрос “Ъ”, будут ли построены первые два корпуса в Китае или в Корее, не называл конкретной страны, но отмечал, что тендер будет международным.

Возможность строить МПЭБы в Китае привлекательнее, потому что «в Корее такой заказ будет дороже на 15–20%», предполагает Надежда Малышева из PortNews.

Кроме того, отмечает она, корейские верфи, в отличие от китайских, сильно загружены.

Корпуса для двух МПЭБов будут произведены за рубежом, а затем отбуксированы в Россию для оснащения реакторными установками и турбинами, подчеркнул в сегодняшнем интервью «Интерфаксу» генеральный директор «Атомэнергомаша» (входит в «Росатом») Андрей Никипелов.

Ранее 5 августа 2021 года газета «Коммерсантъ» в материале Полины Смертиной и Татьяны Дятел «ГОК замкнулся. Под плавучие АЭС для Баимского месторождения хотят создать изолированную энергосистему» , сообщала, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает вывести из-под госрегулирования энерготарифов проект «Росатома» по строительству плавучих АЭС на 140 млрд руб. для снабжения Баимского ГОКа на Чукотке. Поправка позволит «Росатому» и ГОКу заключить договор энергоснабжения на условиях take-or-pay. Но против поправки выступает Минэнерго, что может стать серьезным препятствием для проекта. Однако альтернатив у Баимского ГОКа, вероятно, уже нет.

ФАС предлагает вывести из-под госрегулирования тарифов проект «Росатома» по строительству четырех плавучих атомных энергоблоков (ПЭБ) для снабжения Баимского ГОКа (принадлежит казахстанской KAZ Minerals) на Чукотке. Ограничения в законе «Об электроэнергетике» (35-ФЗ) не позволяют «Росатому» заключить свободный двусторонний договор (СДД) на условиях take-or-pay, заявил в интервью “Ъ” заместитель гендиректора «Росатома» Вячеслав Рукша.

На Дальнем Востоке нет оптового энергорынка, тарифы на электроэнергию там регулируются государством. Там можно заключить СДД, но только после запуска электростанции, отметил господин Рукша.

Поэтому ФАС предлагает создать на Дальнем Востоке новый вид энергосистемы – локальную изолированную энергосистему. «Речь идет о случаях, когда в энергосистеме присутствуют только промышленные потребители и нет территориальных сетевых организаций»,– пояснили “Ъ” в ФАС. Внести поправки в 35-ФЗ необходимо до ноября, чтобы заключить СДД в первом квартале 2022 года, отметил Вячеслав Рукша.

Подписание СДД необходимо «Росатому» для привлечения финансирования на строительство ПЭБов. Запуск Баимского ГОКа запланирован на 2026 год. «Росатом» обещает запустить ПЭБы на мысе Наглёйнгын к январю 2027 года. Стоимость строительства ПЭБов – более 140 млрд руб. (без НДС в ценах 2020 года). Срок СДД – 40 лет, полный тариф – 6,45 руб. за 1 кВт•ч (в ценах 2020 года). Ежегодно тариф будет индексироваться по инфляции. По оценкам Владимира Скляра из «ВТБ Капитала», при инфляции в 6,5% тариф к 2027 году может составить 8,56 руб. за 1 кВт•ч. По данным “Ъ”, с мыса до ГОКа предлагается построить две ЛЭП 300 кВ.

Чтобы успеть поставить блоки к 2027 году, «Росатому» придется строить первые два корпуса на зарубежных верфях из-за высокой загрузки Балтзавода, заключить договор необходимо в сентябре-октябре, сообщил Вячеслав Рукша. Корпуса будут строить в Китае или Южной Корее, сообщили источники “Ъ” и подтвердили в «Атомэнергомаше» (АЭМ, входит в «Росатом»).

Однако Минэнерго выступает против поправок к 35-ФЗ и создания «локальных изолированных систем».

«Внесение изменений в 35-ФЗ не предполагается и не требуется, соответствующий доклад направлен компаниям и в правительство РФ»,– заявили “Ъ” в министерстве. Там считают, что закон уже предусматривает возможность заключения СДД в технологически изолированных энергосистемах. А создание «локальных изолированных систем», в которых отсутствуют или ограничены условия для конкуренции, нарушит основополагающие принципы госрегулирования электроэнергетики. В министерстве отметили, что схема энергоснабжения ГОКа, портовой инфраструктуры и автодороги уже предполагает переток мощности от Чаун-Билибинского энергоузла через строящуюся ЛЭП 110 кВ Певек – Билибино – Песчанка и не предполагает «монопоставщика». А «фиксировать невозможность появления новых потребителей и поставщиков» в течение 40 лет невозможно.

О необходимости править закон было известно еще на этапе обсуждений проекта, «Росатом» должен был лоббировать принятие поправок через Минэнерго и ФАС, говорит источник “Ъ”, знакомый с ситуацией. Поскольку сроки запуска сдвигаются вправо, Баимский ГОК, по данным “Ъ”, задумывается о поиске альтернативы. Однако НОВАТЭК, уже начинавший разработку плавучей СПГ-электростанции за 38 млрд руб. для проекта (см. “Ъ” от 7 декабря 2020 года), не планирует возвращаться к нему, говорит источник “Ъ”.

В том же номере газеты «Коммерсантъ» от 5 августа 2021 года было опубликовано также интервью заместителя генерального директора «Росатома», генерального директора ФГУП «Атомфлот» и руководителя дирекции Северного морского пути Вячеслава Рукши (приводится только часть по данному вопросу):

– Почему затягивается подписание контракта на строительство плавучих энергоблоков (ПЭБ) для Баимского ГОКа?

– Оказалось, что под наш конкретный проект нет законодательных и нормативных условий. Федеральный закон об электроэнергетике (35-ФЗ.– “Ъ”) предусматривает ограниченные возможности для инвесторов в территориально изолированных энергосистемах. В таких зонах из-за особого тарифного регулирования продавец и покупатель могут зафиксировать цену на электроэнергию только после запуска объекта. Это не подходит для плавучих энергоблоков, так как у нас цикл строительства – несколько лет.

Наше мнение, что нужно ввести в федеральном законодательстве новую категорию – локальная изолированная энергосистема, что позволило бы заключать долгосрочные двусторонние договоры на электроснабжение по схеме «бери или плати» на этапе инвестирования. Для этого потребуется время.

– Как можно исправить ситуацию?

– ФАС предлагает внести точечные поправки в 35-ФЗ, которые позволят убрать тарифное регулирование для отношений монопоставщика и монопотребителя в локальной изолированной энергосистеме. Мы поддержали такой подход. Необходимо внести поправки к октябрю-ноябрю, чтобы не позднее первого квартала 2022 года заключить долгосрочный договор на условиях «бери или плати». Договор должен быть банкабельным, потому что стоимость строительства данных ПЭБов – более 140 млрд руб. (без НДС в ценах 2020 года), из них около 30% – деньги «Росатома», а 70% мы будем брать с рынка.

– Когда необходимо заключить договоры на строительство самих ПЭБов?

– В «Атомэнергомаше» (машиностроительный дивизион «Росатома».– “Ъ”) нам говорят: чтобы успеть к январю 2027 года, в сентябре-октябре 2021 года необходимо заключить договор с зарубежными верфями на поставку первых двух корпусов. Когда мы получим скорректированный законопроект, подпишем с Баимским ГОКом долгосрочный договор без так называемой задней скорости – то есть в любом случае обе стороны идут на реализацию проекта. Если вдруг мы не успеем поставить ПЭБы к январю 2027 года, то у нас будут взаимные штрафные санкции. Но проект будет реализовываться в любом случае, потому что потери в случае выхода из него окажутся выше, чем завершить проект.

– Где будут строиться два первых корпуса – в Китае или в Корее?

– Два первых корпуса с жилой надстройкой будут строиться за границей. Где именно, нужно уточнять у «Атомэнергомаша». Объективно Балтзавод сейчас загружен строительством четырех ледоколов, и нет возможности расширять трудовые ресурсы. На Балтзаводе будут строиться и собираться третий и четвертый корпуса. Кстати, сборка двух первых корпусов также будет на Балтзаводе.

– Какую роль в проекте будет играть «Атомфлот»?

– Сейчас идет работа, чтобы трансформировать дирекцию СМП в арктический дивизион, так как у нас все больше коммерческой работы, а не только реализация государственных функций по развитию СМП. В любом случае ФГУП «Атомфлот» будет оператором проектов с функцией эксплуатации ПЭБов. Он будет отвечать за продолжение стройки, и на его балансе будет атомный ледокольный флот со своей спецификой. В нашем дивизионе будет создана организация-владелец, выступающая как инвестиционная компания – она будет привлекать деньги, в том числе иностранный капитал, на ней будут вопросы заемных ресурсов, их возвратность. Такая конструкция позволяет привлекать меры поддержки от институтов развития, предлагать участие партнерам.

– Насколько масштабные нужны работы по дноуглублению на мысе Наглёйнын?

– Суда, которые будут транспортировать продукцию на рынки,– с осадкой не более 9,5 м, дедвейтом под 40 тыс. тонн. Это под наш ледокол универсальный ЛК-60, у которого осадка 9,5 м. Скорее всего, с учетом предварительных изысканий будет использоваться местный строительный материал для дамбы. Но если окончательно подтвердится проектная сметная документация, то это не очень большой объем дноуглубительных работ. Конечно, не исключается необходимость потом затрат на ремонтное черпание. В деньгах – 20 млрд руб. в ценах 2020 года.

– У НОВАТЭКа был альтернативный проект снабжения Баимки на базе СПГ-станций. Какое преимущество ПЭБов перед СПГ?

– Локализация нашего проекта – более 85%. Нельзя забывать, что в рамках проекта создается отечественный серийный продукт, опережающий наших конкурентов на мировой арене. Кроме того, и это самое главное, мы предложили конкурентоспособные условия поставки электроэнергии.

– Какую цену электроэнергии вы гарантируете Баимскому ГОКу?

– Полный тариф – 6,45 руб. за 1 кВт•ч в ценах 2020 года. Наша часть – 6 руб., а 0,45 руб.– цена транспортировки электроэнергии по ЛЭП. Ежегодно тариф будет индексироваться по инфляции. Нам часто говорят, что ПАТЭС «Ломоносов» (первая плавучая АЭС, стоит в Певеке.– “Ъ”) получилась намного дороже. Но у «Ломоносова» совсем другая модель. У нас же будет «вертушка»: три блока постоянно работают, в том числе в зимне-весенний период, а четвертый занят в постоянном ремонтно-технологическом цикле. ПЭБ стоит пять лет, потом меняется, проходит ремонтно-технологические работы и возвращается. В будущем мы даже можем быть резервом для «Ломоносова». При этом на ПЭБах используется другая база – реакторная установка РИТМ-200, в которую загружается в четыре раза больше «ядерных дров». На выходе ПЭБа мы имеем около 106 МВт электрической мощности, а на «Ломоносове» – 70 МВт.

– Где в России в будущем могут использоваться ПЭБы?

– Мы с Минэнерго планируем создать рабочую группу: попробуем посмотреть, как можно использовать ПЭБы на 100 МВт для модернизации Чаун-Билибинского энергоузла уже в 2030–2031 годах. Есть проекты с потребностью в 15–25 МВт, которые могли бы сразу получить инвестиции, если будут иметь гарантии стоимости электроэнергии хотя бы в районе 15 руб. за 1 кВт•ч. Я считаю, что это возможно.

– Есть ли опасения по срокам строительства ПЭБов?

– Риски строительства всегда были. Мы по ледоколам их имеем. В этом смысле, конечно, опасения есть.


BackTop