Российское судостроение
Компания Prysmian. Производство судовых кабелейКто есть ктоТехнологии
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

Российский флот пополнился очередным подводным хищником

Ренат Владимир Александрович КАРНОЗОВ,
военный аналитик

Портал «Новости ВПК»
31 августа 2020 года

Среди множества экспонатов в павильоне Объединенной судостроительной корпорации вниманию участников открывающегося 23 августа Международного военно-технического форума «АРМИЯ-2020» представлена масштабная модель подводной лодки нового типа – П-750Б «Сервал».

Российский флот пополнился очередным подводным хищником

Фото: «Сервал» – перспективная лодка
со множеством оригинальных
технических решений и передовых технологий.
Фото предоставлено КБ «Малахит».

Перспективная субмарина «Сервал» представлена на форуме «АРМИЯ-2020»

Модель отличается от выставленной на прошлогоднем военно-морском салоне в Санкт-Петербурге более высокой детализацией. Кроме того, часть обшивки снята таким образом, чтобы посетители смогли рассмотреть конструктивные особенности новой субмарины. Наиболее внимательным удается выяснить для себя несколько новых решений в конструкции, принятых с июля по декабрь 2019 года, когда специалисты Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» вносили окончательные уточнения в облик будущего корабля.

В качестве кодового обозначения соответствующего проекта используется собственное название «Сервал». Следуя традиции, конструкторское бюро «Малахит» называет лодки именами хищных зверей из породы кошачьих. Так, например, атомоход проекта 971 известен под собственным наименованием «Барс». В отличие от него П-750Б имеет гораздо меньшее водоизмещение (около 1400 т против свыше 10 тыс. т) и оснащена неатомной воздухонезависимой (анаэробной) энергетической установкой. О других конкретных параметрах можно узнать из размещенной рядом с моделью таблицы основных тактико-технических характеристик.

Концептуальный проект

«Сервал» – перспективная лодка с множеством оригинальных технических решений и передовых технологий. Инновационный подход сотрудников КБ «Малахит» нашел отражение в концептуальном проекте, разработка которого завершилась к началу текущего года. При этом широко применялись методы 3D-проектирования, что позволяет на ранних стадиях точнее просчитать гидродинамические характеристики корпуса и рационально скомпоновать бортовые системы и аппаратуру.

Последующие этапы проектирования, которые еще предстоит пройти, будут посвящены уточнению основных технических решений, отраженных в предложенной концепции корабля. Кроме того, будет выполнена прокладка трубопроводов и кабельных трасс, причем и здесь методы 3D-проектирования значительно облегчают работу специалистов. Также уточнят перечень материалов для строительства корпуса и внутренних конструкций, включая возможность использования различных металлических сплавов и композитов.

Энергетическая установка

Принципиальным отличием «Сервала» от всех находящихся в эксплуатации отечественных неатомных подлодок является применение газовой турбины вместо классической комбинации дизель-генератора и аккумуляторной батареи, питающей электродвигатель. Идея использования газотурбинного двигателя на субмарине не нова, но пока никто не смог ее успешно реализовать, хотя на надводных кораблях газовые турбины применяются широко.

К очевидным преимуществам газотурбинного двигателя относят компактность и высокую удельную мощность, а также отличную приемистость. Также современные газовые турбины демонстрируют высокие ресурсные показатели. И хотя они недешевы в производстве (детали лопаточных машин – сложной формы), могут обеспечить общее снижение расходов в расчете на весь жизненный цикл изделия.

При работе над новыми проектами специалисты «Малахита» обращают особое внимание на обеспечение безопасной эксплуатации. Особенностью предложенной ими энергетической установки является использование в качестве рабочего тела не атмосферного воздуха, а обогащенных кислородом отработавших газов. Предварительно они будут подвергаться очистке и охлаждению, для чего на корабле установлены так называемые сосуды Дьюара. В соответствии с принятой классификацией энергетическая установка П-750Б относится к воздухонезависимым (анаэробным).

Особенности реализации

Проектом предусмотрена установка гребного электродвигателя мощностью 2500 кВт (продолжительность подводного плавания на батарее – до трех дней) и пары газовых турбин (потребляют дизельное топливо) по 400 кВт каждая. Последние сообщают кораблю скорость 10–12 узлов.

Предусмотрены два режима работы турбин. Первый – когда лодка на поверхности, второй – в погруженном состоянии. В первом случае энергетическая установка потребляет атмосферный воздух, во втором – жидкий кислород из хранилища криогенных материалов в виде сосудов Дьюара. Выхлопные газы от турбин замораживаются в этих сосудах, что устраняет потребность в выбросах в атмосферу и отходов в окружающую среду. При водоизмещении порядка 1400 т П-750Б рассчитана на продолжительность подводного плавания 1200 миль на экономической скорости четыре узла, максимальная глубина погружения – 300 м.

Боевой потенциал

П-750Б представляет собой многоцелевую подводную лодку малого водоизмещения, предназначенную для действий в прибрежной полосе. Основное вооружение – торпедные аппараты, подходящие для стрельбы как торпедами, так и крылатыми ракетами.

Кроме того, в соответствии с тенденциями последнего времени подлодка будет способна взаимодействовать с необитаемыми подводными аппаратами.

Среди инновационных решений, заложенных в проект нового корабля, можно назвать концепцию сменно-модульного размещения следующих видов полезной нагрузки: оружие, средства самообороны, групповые подводные средства движения и необитаемые подводные аппараты. Вся подобная нагрузка будет размещаться за пределами прочного корпуса. Практическая реализация данной концепции открывает перед флотом новые возможности. Теперь комплектация полезной нагрузки субмарины будет меняться перед очередным морским походом в зависимости от решаемых кораблем задач.

Семейство

П-750Б идет в дополнение к ранее разработанным специалистами «Малахита» проектам малых подводных лодок прибрежного действия семейства «Пиранья», включая «Пиранья-М», «Пиранья-Т», «Пиранья-Т1», П-550Э, П-650Э и других, водоизмещением от 220 до 1450 т. Они предназначены для охраны и обороны прибрежных и морских границ путем скрытного патрулирования, уничтожения одиночных надводных кораблей и подводных лодок торпедным оружием. Кроме того, эти лодки могут выполнять постановку минных заграждений, а наиболее крупные – наносить ракетные удары по береговым объектам. Также лодки могут вести разведку в назначенных районах и наводить на противника силы флота и авиации. Отдельные представители семейства «Пиранья» способны выполнять специальные операции силами принимаемых на борт разведывательно-диверсионных групп численностью до 6–8 человек.

Подлодки разработки «Малахита» обладают высоким уровнем автоматизации управления кораблем. Так, при водоизмещении 720 т (полное – 870 т) П-650Э рассчитана на экипаж всего-навсего из девяти человек, соответствующие цифры для П-750Б – около 1400 т и 18–20 человек.


Права на данный материал
принадлежат «Независимое военное обозрение»

BackTop