Российское судостроение
Выставочная компания Все предприятия судостроенияКто есть кто
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

Репортаж с карельского экранопланостроительного объединения «Орион»

KATAMARAN,
интернет-издание «Сделано у Нас»
21 октября 2016 года

Репортаж с карельского экранопланостроительного объединения «Орион» (Петрозаводск). Рассказывают о том, как начиналась история данного предприятия. О текущей деятельности. О том, какие люди работают на заводе. И, естественно, о перспективах завода. Про иранские экранопланы уже писали. Но, на заводе уже собирают улучшенный образец экраноплана «Орион-20». Далее по тексту.

Репортаж с карельского экранопланостроительного объединения «Орион»

Офицеры запаса из расформированного истребительного авиационного полка создают в Петрозаводске экранопланы – уникальные машины, способные летать и плавать. Первые три уже поставили в Иран. Впереди заказ еще на три, рассказывает ТАСС Олег Парфенов, руководитель карельского экранопланостроительного объединения «Орион».

Производство судов, для которых воздух и вода – родные стихии, началось в столице Карелии в 2010 году по инициативе Ассоциации разработчиков экранопланов. Строительство амфибий, которые могут летать на десятки километров, перевозить большие грузы и развивать огромные скорости, ведется в двух больших цехах на территории бывшего судостроительного завода «Авангард» на берегу Онежского озера.

Репортаж с карельского экранопланостроительного объединения «Орион»

— В мае 2010 года из Калининграда на грузовом самолете доставили в Петрозаводск экраноплан, который ранее использовался Пограничной службой ФСБ России. На его базе мы сделали два «Ориона-12» и один «Орион-14? с улучшенными аэродинамическими качествами. Три таких машины уже поставлены в Иран, там мы их облетали и готовим к сдаче заказчику», – говорит Олег Парфенов.

Вперед всего мира

На предприятии в столице Карелии работает 32 человека. Большинство – офицеры запаса из расформированного Бесовецкого 159-го истребительного авиационного полка. Среди них есть и пилоты, которые ранее летали на истребителях, теперь они летчики-испытатели экранопланов. Костяк предприятия – инженерно-технические специалисты.

Репортаж с карельского экранопланостроительного объединения «Орион»

— В Петрозаводске происходит сборка экранопланов. Основная конструкторская база находится в Москве. А здесь мы изготовляем детали, собираем, испытываем машины. Чем хорош этот коллектив – у нас люди с золотыми руками, универсалы, – рассказывает Олег Парфенов.

Один из сотрудников, 48-летний инженер по электрооборудованию Андрей Ястербов в прошлом обслуживал военные самолеты в Бесовце. В 2010 году после завершения службы перешел в «Орион».

— Если ранее в самолетах мы устраняли различные неисправности, то здесь сами разрабатываем, монтируем, эксплуатируем электрооборудование и принимаем участие в экспериментальных полетах, доводим все до ума. По электрооборудованию очень жесткие требования, потому что экраноплан скользит над водной или другой поверхностью, в условиях повышенной влажности, этим он отличается от самолета, – объясняет Андрей Ястербов.

Проработавший большую часть жизни в истребительной авиации 48-летний бортинженер Олег Фурса по привычке называет экраноплан самолетом.

На предприятии он уже три года, отвечает за работу двигателей, чувствует здесь себя как рыба в воде: «Мне и хотелось бы уйти в отпуск, но не могу оторваться от работы – жалко что-то пропустить. Хотя всю жизнь эксплуатировал и самолеты, и двигатели, но здесь столько нового, интересного. Как, например, самолет связать с твердой поверхностью, водой? Иногда хочется прорваться – выйти вперед всего мира».

Товар на экспорт

По словам Олега Парфенова, представители Ирана заинтересовались карельскими экранопланами еще несколько лет назад. В 2013 году в нефтедобывающую страну были отправлены две машины, а третья ушла в этом году после демонстрации на Всероссийской конференции МЧС России «Русский лед».

— В феврале этого года по Онежскому озеру, преодолев 128 км через торосы за 39 минут, мы совершили перелет из Петрозаводска в Вытегру, на выставку «Русский лед». Перелетали даже через островки, поднимаясь на 27 метров от озера. Чтобы отправить экраноплан в Иран, его разобрали, укомплектовали в тару и из Петрозаводска на автотранспорте он шел до Астрахани, далее его доставляли до места морским транспортом, – рассказывает руководитель предприятия.

Перед отправкой амфибии прошли опытные испытания: отлетали от 50 до 80 часов. Иранские специалисты приезжали в Карелию для прохождения курсов по управлению и обслуживанию «чудо-техники», а сотрудники «Ориона» выезжали в Иран для сборки и облета.

Российские машины используются на Каспийском море для проведения спасательных операций, перевозки людей и транспортировки грузов. Экранопланы могут разгоняться до 220 км/ч, перевозить на расстояние 600 км одну тонну груза или 12 человек. Мореходность – до трех баллов или при высоте волны до 1,25 метра.

27-летний техник Илья Архипов с инструментом в руках рассказывает, что за последние два года в общей сложности провел в Иране 310 дней: «Работать с иранскими специалистами интересно и трудно одновременно. Все же разные уровень подготовки, языки и культуры, но мы стараемся».

Опытный образец

Сейчас работники предприятия собирают улучшенную версию экспериментального экраноплана «Орион-20». Его предшественник потерпел аварию летом 2015 года во время опытных испытаний в Онежском озере. Тогда пилоты и техники получили небольшие травмы, но сама машина осталась на плаву.

— Выводы сделаны, внесены доработки, – говорит Олег Парфенов. – За восемь месяцев строительства «Ориона-20? собраны хвост и крылья, установлены более мощные двигатели – каждый по 1200 лошадиных сил, достраиваем кормовую часть. Машина рассчитана на перевозку 3 тонн груза, сможет разгоняться до 250 км в час и вмещать 30 человек, включая двух пилотов. По сути, это будет новая машина, думаю, что в этом году машину подготовим и продолжим испытания».

Во время тестирования будут фиксироваться аэрогидродинамические качества, то есть поведение экраноплана в воздухе и на воде, работа двигателей, продолжительность полета, обеспечение безопасности. Все испытания записываются на видео и анализируются.

Пока штучный товар

Среди реальных покупателей экранопланов пока только представители Ирана, но интерес к продукции проявляют частные заказчики и из других стран.

— Экранопланы – штучный товар, пока нет госзаказа. Есть, например, частник из Ямало-Ненецкого автономного округа, который рассматривает возможность покупки машины. За год, по его словам, на перевозке людей, доставке грузов и почты в труднодоступные места он полностью «отобьет» потраченные деньги, – объясняет Олег Парфенов.

Также экранопланы могут эффективно помочь МЧС в ликвидации последствий природных и техногенных катастроф, проведении спасательных операций, патрулировании в труднодоступных местах. Кроме этого, на предприятии готовы собирать скоростные судна для силовых ведомств. По словам руководителя предприятия, его коллектив к таким задачам готов: «Руку уже набили, заказы ждут».


BackTop