Российское судостроение
Выставочная компания Каталог сайтов зарубежных компанийКто есть кто
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

"Штиль" родил бурю

Газета "КоммерсантЪ" №74,
Константин Лантратов

Конфликт между оборонными предприятиями может сорвать миллиардный экспортный контракт

Вчера гособъединение "Альтаир", специализирующееся на разработке и производстве систем ПВО для флота, направило в адрес ОАО "Балтийский завод" требование выплатить $7,5 млн за поставленный ранее зенитный комплекс. В ответ Балтийский завод выставил "Альтаиру" встречный счет на $12 млн. Конфликт между двумя оборонными предприятиями может привести к срыву крупного российско-индийского контракта на сумму $1 млрд.

В 1997 году Россия заключила с Индией контракт на строительство трех фрегатов проекта 11356 на сумму около $1 млрд. Головным предприятием по строительству кораблей стал петербургский Балтийский завод. По условиям контракта первый фрегат планировалось передать заказчику в мае 2002 года, второй – в ноябре 2002 года, третий – в мае 2003 года. В марте 2002 года первый фрегат успешно прошел госиспытания и был принят госкомиссией. Однако в мае при приемопередаточных испытаниях неудачно прошли стрельбы зенитным ракетным комплексом "Штиль-1": ракеты сразу после старта самоуничтожились. Работы по устранению дефектов и повторных испытаний привели к тому, что два первых фрегата были переданы индийскому военно-морскому флоту только в июне 2003 года. Третий фрегат Индия приняла в минувший понедельник.

Задержка в реализации контракта породила финансовый спор между Балтийским заводом и разработчиком и изготовителем "Штиля" московским государственным объединением "Альтаир" – головным российским предприятием по системам ПВО для флота. Если за первые два комплекса "Штиль-1" для первых двух фрегатов "Альтаир" получил все причитающиеся средства, то третий комплекс Балтийский завод не оплатил. В ответ на требование "Альтаира" выплатить $7,5 млн за комплекс Балтийский завод выставил московскому объединению встречный счет на $12 млн. Эта сумма, по словам гендиректора Балтийского завода Олега Шуляковского, сложилась из затрат на дополнительные выходы кораблей в море, работу во время дополнительных испытаний средств российского флота (вылеты самолетов, выходы подводной лодки и надводных кораблей, имитирующих цели). Кроме того, завод платил за все три корабля налог на имущество, которого можно было избежать, если бы корабли были сданы заказчику вовремя. Наконец, из-за задержки передачи фрегатов заводом до сих пор не получены более 25% контрактных средств, которые должны поступить после выполнения всего контракта, то есть после передачи заказчику третьего фрегата. Все эти издержки Балтийский завод решил взыскать с "Альтаира" как головного предприятия по "Штилю", из-за которого задержалась передача.

"К сожалению, 'полигоном' для доработки комплекса 'Штиль-1' явились первый и второй фрегаты, которые мы строили для индийских ВМС,– заявил вчера Олег Шуляковский корреспонденту Ъ.– После проведенных работ проблемы были решены. Кстати, в акте постоянной комиссии государственной приемки кораблей по третьему фрегату сказано, что комплекс 'Штиль-1' был проверен стрельбой, при этом все системы корабля работали в штатном режиме и каких-либо влияний радиолокационных станций на работу комплекса не выявлено. Однако заводу все это стоило труда и дополнительных затрат, которые мы пытаемся законными способами компенсировать".

В свою очередь, "Альтаир" не признал претензий завода, объяснив неудачные стрельбы "Штиля" помехами, которые ему создавала работа других систем корабля. "Мы изготовили комплекс в точности по проектному заданию разработчика фрегата – питерского Северного проектно-конструкторского бюро,– заявил Ъ первый заместитель главного конструктора 'Альтаира' Сергей Соколов.– Разработчики ошиблись с электромагнитной совместимостью систем вооружения корабля. Однако с конструкторского бюро нечего взять, кроме их кульманов. Мы же полностью загружены работой уже до конца 2005 года. Видимо, поэтому Балтийский завод и решил взыскать всю неустойку лишь с 'Альтаира'. Мы, конечно, не разоримся без тех денег, которые нам должен Балтзавод. Но работа выполнена, почему же мы не должны получить за нее плату. Если бы комплекс 'Штиль-1' был так плох, то Индия не закупила бы его для своих строящихся фрегатов" (см. справку).

Для взыскания с Балтийского завода денег за третий комплект "Штиля" у "Альтаира" остается пять месяцев: в сентябре истекает срок давности, который отпущен законодательством для подачи иска в арбитражный суд. "Совет директоров 'Альтаира' решил передавать дело в арбитражный суд,– заявил вчера корреспонденту Ъ Сергей Соколов.– Это решение на прошлой неделе утвердило руководство концерна 'Алмаз-Антей', в состав которого входит наше предприятие. Однако пока мы в арбитраж не подавали. Проще всего было бы договориться, не доводя дело до суда, пойти на взаимные уступки. Но пока руководство Балтзавода занимало негибкую позицию. Мы предприняли последнюю попытку: наши юристы послали на Балтийский завод для изучения все документы с претензиями 'Альтаира', подготовленные к передаче в арбитраж".

Тем временем российский госпосредник в области торговли оружием "Рособоронэкспорт" ведет переговоры о поставке в Индию еще трех фрегатов проекта 11356. Его стоимость также оценивается в $1 млрд. На фрегатах должны стоять те же комплексы "Штиль-1". Неразрешенный спор между Балтийским заводом и "Альтаиром" по первым трем фрегатам может помешать реализации нового соглашения. "Индийская сторона, конечно, в курсе этих проблем,– заявил вчера Ъ источник в 'Рособоронэкспорте'.– Кроме того, существуют индийские претензии, связанные с годовой задержкой поставки первых трех фрегатов. Однако Индии нужны эти корабли, поэтому контракт, видимо, будет заключен в течение ближайшего года". По словам источника, Индия за задержку поставки фрегатов выдвинула неустойку в размере $40 млн. Эту сумму индийская сторона предложила вычесть из стоимости предстоящего контракта. Причем "Рособоронэкспорт" считает эти требования вполне законными. По мнению источника, "терять миллиардный контракт из-за $40 млн не имеет смысла". Сумму неустойки госпосредник намерен переложить на исполнителей будущего контракта, взыскав свои 5% за заключение сделки с суммы без учета неустойки. По мнению источника, "сам Балтийский завод должен решать, какую часть неустойки взять на себя, а какую переложить на 'Альтаир' или на других субподрядчиков".

Не исключено, что в конфликт предприятий придется вмешаться органам исполнительной власти. В прошлом году для разрешения спора между Балтийским заводом и "Альтаиром" в Российском агентстве по судостроению была создана конфликтная комиссия. Однако до сих пор ее работа не привела к разрешению проблемы. После мартовской реорганизации правительства "Россудостроение" было упразднено, а его функции переданы в Федеральное агентство промышленности. Возглавляющий его Борис Алешин в прошлом году уже успешно разрешил аналогичный конфликт между Балтийским заводом и "Северной верфью". По словам источника в агентстве, "господин Алешин не оставит без внимания и конфликт Балтзавода с 'Альтаиром'".

«Рособоронэкспорт» в Индии

Как стало известно Ъ, на днях российский госпосредник "Рособоронэкспорт" подпишет с министерством обороны Индии контракт на поставку трех зенитных ракетных комплексов "Штиль-1" для трех строящихся в Индии фрегатов проекта 17. Головным исполнителем контракта будет гособъединение "Альтаир", входящее в концерн ПВО "Алмаз-Антей". Эксперты оценивают стоимость сделки в $100-140 млн. "Индия на прошлой неделе дала разрешение своему посольству в Москве на подписание этого контракта,– сообщил корреспонденту Ъ первый заместитель главного конструктора 'Альтаира' Сергей Соколов.– Мы ожидаем, что на этой неделе 'Рособоронэкспорт' этот контракт официально подпишет. Проект договора комиссии у нас с ними давно готов. Все принципиальные вопросы уже решены. Мы уже начали работы по этому заказу. Меньше чем через год у нас уже будет поставка". Фрегаты проекта 17 были разработаны Индией при широкой помощи петербургского Северного проектно-конструкторского бюро. Они представляют собой несколько увеличенный и модернизированный вариант российского фрегата проекта 11356, также создававшегося для Индии. Сдача первого из них намечена на 2005 год. В 1999 году минобороны Индии заказало первые три фрегата проекта 17. Всего предполагается построить 12 таких кораблей. По словам Сергея Соколова, "в будущем, по мере закладки новых индийских фрегатов, ожидается дозаказ и новых комплексов "Штиль-1".

BackTop