Российское судостроение
Компания Prysmian. Производство судовых кабелейТехнологииВсе предприятия судостроения
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

Звездный путь

"Деловая Панорама", №42 (206), 10.11 2002

70 лет назад на базе опытного отдела старейшего предприятия "Большевик" (ныне Обуховский завод), производившего легкие танки, был создан Ленинградский машиностроительный завод "Звезда" им. К. Е. Ворошилова (ныне ОАО "Звезда"). Во время Великой Отечественной войны большую его часть эвакуировали за Урал, а на оставшихся в блокадном Ленинграде мощностях ремонтировались танки.

История "Звезды" как одного из ведущих предприятий страны по выпуску высокооборотных дизелей началась с апреля 1945 года. Тогда на заводе организовали производство главных судовых дизелей М50 для боевых катеров ВМФ, на которых ранее использовались импортные бензиновые двигатели. В 1947 году для межведомственных испытаний был выпущен первый образец дизеля для торпедного катера "Комсомолец". В том же году началось серийное производство дизелей М50, а к концу 1948-го изготовлено и поставлено заказчику свыше 100 единиц. В 50-е и последующие годы продолжалось наращивание производства дизелей семейства М50 и одновременно росло число проектов катеров и кораблей, строящихся с их применением: ТД-200, "Шмель", "Бурундук", тральщики типа "Сокол", сторожевые катера "Москит", "Гриф" и многие другие.

В 1957 году нижегородские корабелы построили первое отечественное судно на подводных крыльях типа "Ракета", получившее широкую известность в СССР и за рубежом. Оно было оснащено дизельным двигателем М50Ф, изготовленным на заводе "Звезда". В начале 60-х годов для "крылатого" пассажирского флота разрабатываются и выпускаются дизели 12ЧН18/20 второго поколения. За 40 лет различные заводы построили более 1500 пассажирских судов на подводных крыльях (СПК) типа "Ракета", "Метеор", "Полесье" (речные), "Комета" и "Восход" (морские), которые обеспечили регулярное речное и прибрежное высокоскоростное сообщение в европейской части страны, районах Сибири и Дальнего Востока. Но мало кто знает, что все они оснащены дизелями завода "Звезда". Эти суда служат не только россиянам, значительное количество пассажирских СПК с дизелями "Звезды" курсирует за рубежом - в странах Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии, Африки и Америки.

За 57 лет послевоенной истории предприятие создало и передало в эксплуатацию свыше 200 модификаций дизелей различного назначения. Двигателями "Звезды" оборудованы около 90% скоростных кораблей ВМФ и пограничных войск. В последнее десятилетие на верфях страны построены суда нового типа, оснащенные дизелями "Звезды". Это патрульные катера "Мираж", "Меркурий", "Сокжой", "Мангуст", "Мустанг", пассажирский теплоход на воздушной каверне "Линда", транспортное скоростное судно "Серна", ракетные корабли на воздушной подушке класса "Сивуч" ("Бора"), катамараны экологического мониторинга типа "Экопатруль", "Россия" и многие другие.

Звездообразные судовые двигатели завода "Звезда" сыграли решающую роль в создании "москитного" флота ВМФ России, а также флотов ряда зарубежных государств. Предприятие разработало и звездообразные дизели гражданского назначения для новых проектов судов, включая СПК "Олимпия" и другие, которые приняты Морским регистром судоходства РФ. По своим техническим характеристикам они не имеют аналогов в мире. Продукция завода более 40 лет широко используется и на железнодорожном транспорте.

Усилия предприятия в области создания новых образцов продукции высоко оценены на российских и международных выставках. В 2000 году завод получил сертификат Международного классификационного общества "Германский Ллойд" (Germanischer Lloyd) на судовые дизели последних поколений. Это позволяет использовать дизели производства "Звезды" на судах иностранной постройки, а также расширить сферу их применения в перспективных проектах российских судов. В 2001 году успешно завершена аттестация системы качества производства завода "Звезда" международным обществом "Бюро Вери-тас" на соответствие стандарту ИСО 9001. В 2002 году ряд судовых дизелей по результатам VI национального конкурса "Российская марка" стали лауреатами Золотого знака качества. Продукцию завода хорошо знают и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Доля экспорта составляет 26-39% от общего объема реализации. Дизельными двигателями "Звезды" оснащены военные корабли и пассажирские суда более чем в 40 странах мира и СНГ. Правительство Республики Индонезия доверило генеральному директору ОАО "Звезда" Валерию Радченко представлять интересы страны в качестве почетного консула в Санкт-Петербурге и на Северо-Западе России, учитывая многолетнее сотрудничество обоих государств по поставке и обслуживанию судовых двигателей для ВМС Индонезии, его авторитет и содействие в становлении дружбы, развитии деловых, производственных и  торговых связей.

За 70-летнюю историю и особенно в последнее десятилетие коллективу завода приходилось преодолевать множество трудностей. Вот что рассказывает об этом Валерий Радченко:
- В условиях перестройки наш завод, как и все другие, испытал шок. На предприятии начался застой. Чтобы спасти производство, был разработан целый комплекс мероприятий. Мы сохранили практически все связи, которые сложились еще во времена Советского Союза, с нашими смежниками и заказчиками. В речном судостроении сегодня у нас те же потребители - Енисейское, Иртышское и наше, Северо-Западное, пароходства. До сих пор ходят "Метеоры" на Петергоф. Оживает речное пароходство на Волге - там тоже покупают наши двигатели. Мы сохранили и всех газовиков. Нашими заказчиками остаются МПС России, Белоруссии, Украины. Ну и конечно, наш традиционный Госзаказ - сейчас он составляет 5%.

На заводе проведена конверсионная программа. Вместо дизелей для военных кораблей мы выпускаем продукцию для таможенных служб, патрульных судов, судов экологов и др. Очень много делается для быстроходных судов. Например, мы впервые поставляли дизели для катамаранов. Так что запасы по рынку у нас есть.

Для успешного развития крупных предприятий и промышленности в целом, по мнению Валерия Радченко, прежде всего следует создать государственную систему нормативных документов, призванных стимулировать отечественных производителей технологически сложных, наукоемких изделий. Имеется в виду снижение налогообложения, льготное кредитование и т. п. Необходимо предоставить предприятиям всех форм собственности равные права на экспорт запасных частей и комплектующих изделий общепромышленного назначения для эксплуатации и ремонта военной техники. Особую тревогу вызывают ведущиеся сейчас переговоры о присоединении России к ВТО. Российской стороне надлежит настаивать на сохранении в течение определенного периода установленных импортных пошлин для высокотехнологичной продукции машиностроения и поэтапном их снижении до уровня экспортных.

Завод "Звезда" продолжает трудовой путь. Продолжает упорно и успешно. Его продукция по-прежнему пользуется заслуженным уважением и спросом у нас в стране и за рубежом. И если в высоких сферах власти прислушаются к мнению людей, которые любят и знают свою работу, а именно к таким людям относится генеральный директор ОАО "Звезда" Валерий Радченко, то звезда нашей экономики непременно взойдет.

BackTop