Российское судостроение
Компания Prysmian. Производство судовых кабелейКаталог сайтов зарубежных компанийКто есть кто
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

Новым траулерам принадлежит будущее

Главный конструктор проектов ОАО "ЦКБ "Шхуна"
Бабий В.В.

Бабий В.В.Главным для рыболовного судна являются его промысловые характеристики, мореходность, механизация и автоматизация работ с орудиями лова, требуемые возможности по переработке улова, достаточная вместимость трюмов и качество сохранности продукции, автоматизация в управлении судном и всеми его механизмами, хорошие производственные и бытовые условия для экипажа, позволяющие длительное время эффективно работать в сложных морских условиях. Однако в сложившихся условиях решающим фактором для эффективной эксплуатации рыболовных судов является экономичность достижения этих характеристик.

В конце 1994 года ОАО “ЦКБ “Шхуна” были проанализированы тенденции изменения сырьевой базы Северного бассейна и возможности всех строящихся типов рыболовных морозильных траулеров для выработки экономически обоснованного предложения по строительству рыболовных судов, удовлетворяющих требованиям сложившихся условий рыбного промысла.

Результаты выполненных работ были представлены целому ряду рыбодобывающих предприятий Мурманской и Архангельской областей, Республики Карелия и содержали предложения по приобретению нового траулера проекта 12800, строительство которого было начато в г. Киеве на заводе “Ленинская кузница”, а также концепцию по созданию нового траулера проекта 50010 и предложения по возможной модернизации строящегося в г. Петрозаводске (Республика Карелия) траулера проекта 12961. Учитывая реальные объемы выделяемых квот на одно судно в размерах от 400 до 1000 тонн на год по тресковым, мы предлагали суда, которые будут эффективно работать на реальных средних квотах в сложных погодных условиях Северного бассейна.

При рассмотрении наших предложений много споров и рассуждений было о том, чей проект лучше, чей эффективней. С нашими предложениями сравнивались траулеры “Севрыба-1” и “Иван Шаньков”, построенные в “дальнем” зарубежье.

Возвращаясь через 5 лет к этому вопросу в свете цифр, представленных на технико-экономическом совете ЗАО “Севрыба”, необходимо отметить следующее:

  1. Всего на технико-экономическом совете ЗАО “Севрыба” в феврале 2000 года обсуждались пять новых проектов, из которых четыре (траулеры “Севрыба”, “50010 – Ягры”, “Иван Шаньков” и “Мурман-2”) находятся в эксплуатации, а проект траулера 13720 разработки ЦКБ “Восток” только на бумаге.
  2. Приступая к реализации проектов новых судов, все судовладельцы были, что называется, связаны по рукам и ногам отсутствием собственных средств или государственных льготных кредитов для проектирования и строительства. Приходилось искать возможность кредитования в дальнем зарубежье.
  3. Траулеры проектов “Севрыба”, “Иван Шаньков” и траулер-сейнер “Мурман-2” проектировались и строились в “дальнем” зарубежье, что не могло не сказаться на цене.
  4. При хороших технических характеристиках, стабильных среднесуточных уловах, специальных квотах на вылов, современной технологической схеме переработки сырья, на траулерах “Севрыба-1” и “Севрыба-2” рентабельность промысла составила 4,4 процента.
  5. Суда типа “Иван Шаньков” и “Мурман-2” по представленным материалам и цифрам – не окупаемы.
  6. Суда старых проектов значительно уступают современным траулерам по расходу топлива, численности экипажа, техническим возможностям переработки улова, автоматизации и механизации производственных процессов, а в целом – по эффективности работы. Фактически большинство судовладельцев, занимаясь рыбным промыслом на существующих судах, еле сводят концы с концами: заработанных средств не хватает на покрытие расходов по эксплуатации, ремонт, зарплату, налоги. Практически эти предприятия являются поставщиками сырья на норвежские и другие европейские фабрики. На модернизацию своих предприятий и судов средств не остается. Суда, построенные 10-15 и более лет назад, имеют большой затратный механизм и их модернизация не дает существенных результатов.
  7. На основании 20-ти месячной эксплуатации траулера “Ягры” проекта 50010 судовладельцем – ОАО “Грумант флот” - выполнен типовой расчет по добыче рыбы и выпуску продукции для трех условных вариантов обеспеченности ковтами в размерах 1450, 2000 и 2900 тонн на год , который определяет для траулера “Ягры” следующую рентабельность промысла:
  • при вылове 1450 т тресковых (5 тонн/сутки промысла) – рентабельность более 30 процентов;
  • при вылове 2000 т за год (7 т/сутки промысла) – рентабельность более 60 процентов;
  • при вылове 2900 т за год (10 т/сутки промысла) – рентабельность более 95 процентов.

В целом за 20 месяцев эксплуатации головной траулер выловил и переработал около трех тысяч тонн тресковых рыб в Баренцевом море, в том числе 2000 т тресковых в 2000 году.

ЯгрыДостижение таких экономических результатов при достаточно высокой цене головного траулера “Ягры” около 8,0 млн. долл. США стало возможным за счет очень низких эксплуатационных затрат – всего 5-6 тыс. долл. США на 1 сутки промысла. При этом выполненный судовладельцем расчет, помимо возврата кредитов, учитывал в эксплуатационных затратах ежегодные амортизационные отчисления в размере 403,8 тыс. долл. США, отсутствовавшие в расчетах ЗАО“Севрыба”.

Исторический путь создания нового современного траулера “Ягры” проекта 50010 был сложным и напряженным. При авангардной работе генерального директора ЗАО “Комсерв Фиш” г-на Антипина А.П., Комитетом Российской Федерации по рыболовству и администрацией Архангельской области была утверждена Программа “Возрождение рыболовного флота Архангельского региона” - развитие строительства на заводах России малых и средних рыболовных судов для работы в Баренцевом и Норвежском морях и районах прибрежного рыболовства для облова трески и донных пород рыб.

Для выполнения этой задачи было создано ОАО “Грумант Флот”, учредителями которого выступили:

  • Администрация Архангельской области;
  • Государственное машиностроительное предприятие “Звездочка”;
  • ЗАО “Комсерв Фиш”;
  • Архангельская база тралового флота;
  • ЗАО “СФЕН”;
  • АМПО “Рыбакколхозсоюз”;
  • АО “Флотархангельскрыбпром”.

Для финансирования строительства первой серии (4-5 судов) новых траулеров Правительство Норвегии, под гарантию Главы Администрации Архангельской области г-на А. А. Ефремова, открыло в 1997 году кредитную линию в размере 145 миллионов норвежских крон, со сроком погашения 8,5 лет по каждому судну, при кредитной ставке 7,23% с учетом гарантийной премии ГИЭКа.

Разработка ОАО “ЦКБ “Шхуна” проекта 50010 нового траулера в г. Киеве и его строительство ГМП “Звездочка” в г. Северодвинске выполнялись практически в параллель на протяжении 1995 – 1998 годов, с полуторагодичным перерывом в 1996-1997 годах из-за решения вопросов по финансированию строительства. Головной траулер “Ягры” проекта 50010 в конце октября 1998 года успешно выполнил заводские испытания и был сдан заказчику - ОАО “Грумант Флот”. В процессе строительства и испытаний головного траулера не было выявлено существенных замечаний по проекту, сдаточные испытания были выполнены всего за один месяц, благодаря самоотверженной работе коллектива ГМП “Звездочка” и отсутствию каких-либо противостояний между Заказчиком, заводом, проектантом и членами Приемной комиссии. В приемке судна на ходовых испытаниях участвовали специалисты базового института “Гипрорыбфлот” Государственного Комитета РФ по рыболовству.

В соответствии с условиями Правительства Норвегии по финансированию строительства, 14 ноября 1998 года траулер “Ягры” своим ходом ушел в Норвегию на верфь “Квернер Кимек” (порт Киркинес) для монтажа оборудования рыбообрабатывающей фабрики, производственной холодильной установки и промысловых механизмов. Дооборудование траулера “Ягры” на верфи “Квернер Кимек” выполнялось под наблюдением специалистов ОАО “ЦКБ “Шхуна”.

Головной траулер “Ягры” проекта 50010 вышел с верфи “Квернер Кимек” на промысел 1 апреля 1999 года.

Головной траулер на 55 % построен за счет кредита Правительства Норвегии. На основании высоких экономических показателей работы головного траулера, Правительством Норвегии в декабре 1999 года принято решение о кредитовании строительства 2, 3 и 4 серийных судов на 80% от стоимости всего судна.

Эксплуатация траулера “Ягры” с апреля 1999 года по декабрь 2000 года широко освещалась в прессе Архангельской области и на выставке “Инрыбпром-2000”.

На основании почти 2-х годичной эксплуатации головного траулера судовладелец положительно характеризует головной траулер:

  • Траулеры типа “Ягры” - это достойная замена судов типа ПСТ “Баренцево море” проекта 1332. Этот траулер ловит и будет ловить на уровне, а со временем даже лучше ПСТ, в любое время года. Потенциальные возможности судна полностью не раскрыты и не освоены.
  • Траулер имеет отличные мореходные качества и обитаемость (в шторм волна на промысловую палубу и бак не заходит при любой скорости и направлении движения судна, плавная качка, высокая скорость 8-9 узлов при волнении 6 баллов);
  • В 5-6 баллов траулер идет с тралом на волну и на ветер, может вести промысел в 6-7 баллов;
  • Судно успешно выполняет задачи по швартовке в море к другим судам различного водоизмещения, постановкам на бакштов, постановках на якорь.
  • Разворот судна с тралом не более 15 минут. Благодаря установленному траловому комплексу фирмы “Рапп Хидема”, при волнении и ветре 4 балла судно разворачивается через ветер за 15-20 минут, причем на второй половине поворота приходится сдерживать судно;
  • Тяговое усилие 15 тонн при скорости 5 узлов;
  • Промысловая палуба длиной 26 метров обеспечивает работу по схеме “дубль”;
  • Несмотря на небольшие размеры траулера, каюты достаточно просторны, бытовые и производственные помещения обеспечивают функциональные задачи, отличная сауна.
  • Мощности судна достаточно для выполнения поставленных перед ним задач. Силовая установка выбрана опти-мальной и обеспечивает траулеру необходимые характеристики, а судовла-дельцу – экономичную эксплуатацию;
  • Предусмотрено распределение нагрузки по потребителям. За весь период работы, при волнении 3-4 балла нагрузка на двигатель составляет 72-78%, при волнении 6 баллов и скорости траления 4 узла нагрузка на двигатель составляет 85-90% при работе фабрики и всех необходимых систем и механизмов;
  • Рефрижераторная установка обеспечивает заморозку 16 тонн продукции в сутки и её сохранность в трюмах;
  • Фабрика оборудована машинами для разделки рыбы на филе и потрошеную б/г и обеспечивает выпуск до 7 т/с филе плюс до 8 т/с потрошеной б/г. Благодаря современному оборудованию на рыбфабрике, судно выпускает продукцию улучшенного ассортимента европейского и американского качества, выпуск филе до 18 видов;
  • Оборудование мостика обеспечивает решение всех функциональных задач;
  • Грузовые стрелы обеспечивают перегрузку продукции в море и в порту, прием снабжения с транспортов.

Безопасная работа на закрытой палубе, стабильные уловы и хороший заработок, комфортный теплый быт и приемлемая качка – все это позволило людям, работавшим на многих судах, полюбить именно этот траулер.

В целом 21- месячную эксплуатацию головного траулера “Ягры” можно разделить на три периода с различными экономическими показателями и мнениями о судне.

Первый период – самый сложный, с апреля по июнь 1999 года. По мнению капитана траулера АИ-0400 “Ягры” С.И.Кузина, руководившего судном и экипажем на протяжении более года, неудачи первых месяцев работы судна связаны со следующим рядом факторов:

  • Человеческий фактор; Судно оснащено современными механизмами, сложными компьютерными системами, которые экипаж должен был освоить. Также необходимо было выдержать режимы обкатки новых механизмов и в соответствии с техдокументацией производить гарантийные профилактические мероприятия, на что также требуется дополнительное время.
  • Набор промыслового вооружения и траловых досок был произведен не правильно, и первые два месяца по этой причине траулер не мог обеспечить вылов рыбы на уровне других среднетоннажных судов. После небольших изменений в тралах и применения новых V-образных досок экипаж добился стабильных уловов.
  • Неоднократно выходила из строя производственная холодильная установка, в связи с чем снижалась производительность морозильных аппаратов и 5 раз приходилось сниматься с промысла в Норвегию для устранения неисправностей.
  • Были также проблемы с водой, работой системы гидравлики комплекса промысловых лебедок.
  • Учились и осваивали судно все члены экипажа без исключения, училось работать судно. Устранили ошибки, добились хорошей работы по варианту “судно - траловый комплекс – трал”, и судно начало стабильно работать. За три месяца экипаж освоил судно. Не обошлось без значительных замен в экипаже.

Второй период, с июля 1999 года по январь 2000 года, - период закрепления достигнутых успехов в нестабильной промысловой обстановке. Согласно эксплуатационно-экономических данных о работе траулера “Ягры” в этот период, представленных ОАО “Грумант Флот” на технико-экономическом совете ЗАО “Севрыба” в феврале 2000 года в г. Мурманске, усредненные выловы на сутки промысла составили 5 тонн в этот период. Траулер работал стабильно в условиях зимнего промысла. Даже при среднесуточном вылове в 4-7 тонн рентабельность траулера составила 26 процентов и обеспечила в 1999 году погашение двух траншей кредита и покрытие эксплуатационных расходов.

Третий период, с февраля по декабрь 2000 года, - период достижения новых успехов, значимость которых превзошла планируемые ожидания как руководства ОАО “Грумант Флот”, так и проектанта – ОАО “ЦКБ “Шхуна”. Так в первый период года стабильность выловов достигла 7 тонн на сутки промысла, а во второй – составила 10 тонн на сутки промысла и более. Траулер “Ягры” стал ловить по принципу “а сколько сегодня нужно?”. Выловы стали ограничиваться возможностью переработки улова на фабрике. Возникла необходимость решения задач нового направления – как по закупке дополнительных квот, так и по увеличению объемов переработки уловов, решения по которым на сегодняшний день позволяют выпускать за сутки до 7 тонн филе тресковых плюс 8 тонн потрошеной б/г. А это, учитывая коэффициенты 2,834 по филе и 1,46 по потрошеной б/г, возможность переработки более 30 тонн улова за сутки при европейском качестве продукции. Контроль качества продукции, выпускаемой траулером, постоянно выполнялся инспектором ЕС в Норвегии, который находился непосредственно на борту судна на протяжении всего периода его эксплуатации.

Отличительными особенностями проекта 50010 являются:

  • применение винта регулируемого шага большого диаметра (2700 мм) в стационарной насадке при низкой частоте вращения (162 об/мин), обеспечившего высокие тяговые характеристики с расходом энергии главного двигателя всего 50 кВт на 1,0 тс тяги при значениях 80,0 и 105,0 соответственно для судов проектов 1332 и 502ЭМ;
  • применение главной дизель-редукторной установки с постоянной частотой вращения и постоянного отбора мощности от главного двигателя на валогенератор, обеспечивающий все потребители электроэнергией в ходовом, промысловом и других режимах работы судна;
  • использование вспомогательного дизель-генератора как резервного источника электроэнергии, в основном при стоянке и дрейфе судна;
  • оснащение судна комплексом промысловых гидравлических лебедок с системой автоматизации тралового лова фирмы “Rapp Hydema” Норвегии при максимальной протяженности промысловой палубы и обеспечении работы с двумя тралами одновременно;
  • большие площади рыбфабрики, глубокая переработка улова и значительная вместимость трюмов.

Траулер “Ягры” проекта 50010 не является единичным достижением нашего предприятия в проектировании и строительстве рыболовных судов. За последние пятилетие прошлого столетия по проектам разработки ОАО “ЦКБ “Шхуна” построены и сданы заказчикам новые морозильные траулеры: “Ариус” проекта 05025 в Хабаровске и “Михаил Порошенко” проекта 12800 в Киеве, и промысловый бот “Капитан Уваров” проекта 13033 в Сретенске Читинской области.

В настоящее время специалисты нашего предприятия работают над проектами по созданию рыболовно-поискового морозильного траулера проекта 05025РПМ с улучшенными характеристиками для Хабаровска, повышению отдельных характеристик проекта 50010 для строящихся в Северодвинске второго и третьего траулеров, модернизации сейнер-траулеров проекта 420 строящихся в г. Николаевске на Амуре. В ОАО “ЦКБ “Шхуна” сохранились специалисты, конструкторский состав, успешно работает три группы главных конструкторов по рыболовным судам, имеется “внутренняя” конкуренция. Имеемым составом специалистов ОАО “ЦКБ “Шхуна” вполне обеспечит разработку проекта любого рыболовного судна за год.

На основании пополненного опыта проектирования, строительства и эксплуатации флота рыбной промышленности ОАО “ЦКБ “Шхуна” разработало в 2000 году целый ряд предложений по созданию и строительству новых судов. Одними из них является аванпроект 50310 среднего морозильного траулера в 40-метровых размерениях с характеристиками равными морозильному траулеру проекта “Атлантик-333” типа ТСМ “Орленок” постройки ГДР, выполненный по договору с ЗАО “Стройфлотинвест” для ОАО “Пионерская БОРФ” Калининградской области. Также мы направили заводам “Восточная верфь” г. Владивостока и “Авангард” г. Петрозаводска предложения по возможности строительства принципиально нового траулера проекта 12965 на имеемой заводами технологической оснастке строящихся траулеров устаревшего проекта 12961 типа “Лаукува”.

ОАО “Пионерская БОРФ” совместно с ЗАО “Стройфлотинвест” в настоящее время решают задачи трудного периода поиска финансирования для строительства проекта 50310. Учитывая, что проект 50310 успешно прошел экспертную оценку в Норвегии и имеется согласие Правительства Норвегии о его финансировании аналогично проекту 50010, мы надеемся на пополнение флота Калининградской области новыми судами построенными на отечественных верфях.

Проект 50310 среднего рыболовного морозильного траулера для ведения промысла в Атлантике, разработанный с учетом рекомендаций ФАО о возможных ограничениях измерений рыболовных судов, представляет определенный интерес и для рыбопромышленных предприятий Украины. Траулер проекта 12965 интересен для рыбаков Украины в плане возможностей его использования для работы в экономических зонах государств Африки.

Нашим предприятием по поручению Правительства Украины прорабатывается ряд вопросов о возможности и необходимости строительства на предприятиях Украины рыболовного флота для рыбаков России. Разрабатываемая Программа должна представлять интерес для рыбопромышленников России в плане значительного снижения общих платежей за судно, в сравнении с их строительством даже в России, не говоря о кооперации Россия-Норвегия, как строятся траулеры проекта 50010. Все это создает определенные условия для взаимовыгодного сотрудничества. Однако основой для разработки Программы должны являться заявки рыбаков на конкретные суда. В этом плане мы предлагаем Вам рассмотреть также материалы проектов 50310 и 12965, представленные ниже. Мы ожидаем, что Ваши предложения по строительству флота будут содержать и Вашу оценку возможной стоимости судов.

Мы готовы к взаимовыгодному сотрудничеству “без границ” с рыбопромышленными предприятиями Дальневосточного, Северного, Западного, Каспийского, Черноморского и других регионов России, Украины, Прибалтийских государств, “ближнего и дальнего” зарубежья.

BackTop