Российское судостроение
Выставочная компания ТехнологииКто есть кто
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

Старейшему научно-исследовательскому центру России в этом году исполнилось 110 лет

Интерфакс

Старейшему научно-исследовательскому центру России в этом году исполнилось 110 лет. О достижениях крупнейшего научного центра в интервью "Интерфаксу" рассказал научный руководитель - директор института ЦНИИ имени А.Н.Крылова академик Валентин Михайлович Пашин.

В одном из интервью я обозначил это событие как "Десять лет после столетия". А это повод "осмотреться в отсеках": осмыслить сделанное, наметить перспективы.

Наш институт является одним из первых научно-исследовательских учреждений России и отсчитывает свое основание с 1894 года, когда в Высочайшем присутствии императора Александра III состоялось освящение Опытового Судостроительного Бассейна Морского Ведомства. К 1932 году Бассейн превратился в многопрофильное научно-исследовательское учреждение, что было закреплено в официальном названии - Научно-исследовательский институт военного кораблестроения. В 1938 году институт был преобразован в НИИ-45 Наркомата оборонной промышленности, а в 1939 г. - в ЦНИИ-45 судостроительной промышленности. В 1944 году - год своего 50-летия - институт получил нынешнее наименование - ЦНИИ имени академика А.Н.Крылова.

На протяжении всего своего существования институт являлся головной научно-исследовательской организацией судостроительной отрасли страны. В стенах института, силами конструкторов и наших сотрудников начинались работы по созданию первой боевой подводной лодки (ПЛ) "Дельфин", по зарождению морской авиации и авианосных кораблей, по проекту первой атомной ПЛ, атомного ледокола и многих "знаковых" для отечественного судостроения проектов. При непосредственном использовании интеллектуального потенциала института было обеспечено создание первоклассного военно-морского флота и одного из крупнейших торгового и промыслового флотов мира.

Что такое ЦНИИ имени Крылова сегодня?

Сегодня - это комплексный научный центр, решающий самые сложные задачи по основным направлениям собственно кораблестроения. Без них ни в прежние годы, ни сегодня, ни завтра невозможно создать корабль, подводную лодку, другую сложную морскую технику.

За прошедшее десятилетие институт прошел этап адаптации к новым условиям. В сжатый срок он был превращен из бюджетной организации, работавшей практически стопроцентно на ВМФ в предприятие, вписавшееся в изменившиеся экономические и правовые условия.

Институт заметно расширил свои практические возможности в части комплексного решения проблем судостроения после включения в свой состав ЦКБ "Балтсудопроект", известного во всем мире как проектанта крупнейших российских танкеров, контейнеровозов и других судов, а также научно-исследовательский институт "Лот" - держателя банка стандартов военного и гражданского судостроения.

Этап адаптации к новым условиям экономики шел по трем главным направлениям, которые, в конце концов, у нас сформировались.

По поводу первого. Тогда, в первые постсоветские годы, демократизация позволила нам выйти на мировой рынок. Но там нас не ждали. Ведь мы конкуренты. Особенно в области гидромеханики. Испытательных бассейнов в мире достаточно много. Выход на мировой рынок заставил нас резко перестроиться в смысле сроков выполнения и качества работ. Сегодня наша география сотрудничества: вся судостроительная Европа, Скандинавия, Америка, Канада, Азия (Япония, Южная Корея, Сингапур, Китай, Индия).

Второе направление - работы института начали приобретать инновационный характер. Раньше основное внимание придавалось фундаментальным исследованиям. Разработки до "железа" не доводили, старались передать в другие руки, что в нынешней экономике неправильно. Сегодня институт начал свои фундаментальные разработки доводить до конечной продукции. Я могу привести несколько таких примеров. Отделение гидромеханики проектирует и испытывает гребные винты. Теперь беремся и за их изготовление в кооперации с заводами. В акустическом и прочностном отделениях начали сами изготавливать некоторые приборы и поставлять на заводы.

Когда-то институт разработал документацию по системам электрической и противокоррозионной защиты кораблей. Сегодня мы доводим до "металла" самостоятельно либо с помощью заводов и поставляем на строящиеся и ремонтируемые корабли. Кстати, на двух эсминцах, проданных Китаю, установлены системы противокоррозионной защиты типа "Каскад" в нашем исполнении.

В последнее время спроектировали совместно с "Малахитом", а сейчас и делаем с помощью вновь созданной кооперации прочный корпус для глубоководного аппарата, способного работать на глубине семь километров.

Наше седьмое отделение, которое раньше занималось размагничиванием кораблей, в последние советские годы очень активно развивало стэлс-технологии. Но раньше мы ограничивались выпуском методических указаний. Теперь превращаем эту фундаментальную разработку в серийную инновационную продукцию. С помощью "Рособоронэкспорта" уже поставили одной зарубежной фирме установку для отработки стэлс-технологий современных кораблей.

Третье направление - диверсификация. Например, мы разработали прибор "Сова", с помощью которого можно обнаружить взрывчатые, радиоактивные и делящиеся материалы. Я не знаю, удастся ли нам развернуть серийное производство этой продукции, но намерение такое есть.

Но известно, что институт работает и непосредственно для нужд Петербурга…

Это действительно так. Приведу только несколько примеров. Так, по заказам СПб ГУП "Мостотрест" нами проведено обследование состояния городских мостов: Александра Невского, Лейтенанта Шмидта и Свободы (ныне Сампсониевский). Выполнено обследование состояния несущих цепей подвесного Почтамтского моста, а также опор контактной и осветительной сети путепровода на проспекте Маршала Жукова.

Кроме этого, выполнены работы по определению ветровых нагрузок и спектра обтекания монумента Городу-герою на площади Восстания. Выполнен акустический мониторинг и построены карты шумности районов города; проведена оценка акустических свойств исторических зданий и концертных залов.

Однако, приоритет все-таки флот?

Конечно, приоритетным направлением работ для института, безусловно, остается направление, связанное с нашим Военно-Морским Флотом.

Не буду сейчас перечислять все работы этого направления. Скажу только, что институт выполнял и выполняет работы в обеспечении всех без исключения проектов надводных кораблей и подводных лодок, их постройке и сдаче заказчику.

Какая из работ оставила самое яркое впечатление за эти годы?

Пожалуй, это работы по обеспечению подъема АПЛ "Курска". Совершенно уникальная операция. Хотелось бы отметить, что ЦКБ "Рубин" и институт предварительно осуществили подъем подлодки здесь, на многочисленных экспериментальных установках. Для института это была очень значимая, почетная и очень ответственная работа. Я очень признателен академику Спасскому, фирме "Маммут", а также председателю правительственной комиссии Клебанову за то, что нам доверили эту работу.

А проблемы?

Естественно, они есть. За эти последние 10 лет потенциал института востребован отечественным флотом и судостроением далеко не в полной мере. Достаточно сказать, что за эти 10 лет мы выполнили около 350 контрактов для иностранных заказчиков, чуть ли не вдвое больше, чем для родного ВМФ.

Что институт планирует делать дальше?

Сохраняя традиционные направления - это проектирование и изготовление средств гидроакустической защиты на основе открытого сегодня производства с расширением его до гражданской продукции. Это работы по созданию новых движительных комплексов. Это принципиально новые энергетические установки на основе электродвижения, это новые средства мониторинга корабельных трубопроводов и сварных швов в процессе сварки. Это совместные с норвежской фирмой Moss Maritime уникальные проекты плавбуровых и газовоза нового поколения и другие новые разработки.

Но многое зависит от той концепции развития науки, проект которой разработан миноборонауки. Также многое будет зависеть от направлений работ, которые будут определены Морской коллегией, с которой у института уже есть опыт сотрудничества. Будем ли мы акционированы, останемся ли в госсекторе науки? Будем ли интегрироваться с университетами? Эти и другие вопросы определят во многом и будущие разработки института и их направления.

BackTop