Российское судостроение
Компания Prysmian. Производство судовых кабелейКаталог сайтов зарубежных компанийКто есть кто
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

Ходовые испытания часть 2

Интервью с заместителем главного конструктора проекта СПБУ «Арктическа– Анатолием Лазуренко
MK.ru 3 августа 2011

1Заместитель главного констрктора проекта СПБУ «Арктическая» – Анатолия Лазуренко

СПБУ «Арктическая» – новая гордость России

Буксирное устройство прошло испытания, и вы приступили к испытанию опорно­подъёмного устройства?
Буксирное устройство проходило испытания все 18 суток, которые мы находились в море. А 6 июля утром приступили к свободному опусканию опор вниз на всю длину. Механизмы опорно­подъёмного устройства (ОПУ) на испытаниях показали, что ОПУ на СПБУ имеется, а насколько надёжное, должны были показать испытания ОПУ в третьем районе при постановке СПБУ на опоры.

Кто руководил ходовыми испытаниями от предприятия «Звёздочка», от Заказчика?
Экспедицию возглавил зам­начальника отдела гражданского судостроения ОАО ЦС «Звёздочка» Шунин Андрей Валентинович. На время Х.И. по договору с ОАО ЦС «Звёздочка» капитаном СПБУ назначен капитан дальнего плавания из Архангельска Вавилов Сергей Леонидович.

Испытания якорных устройств сложнее, чем опускание опор на всю длину?
Испытания якорных устройств более трудоёмкие. На СПБУ носовые якоря висят на цепях, а кормовые – это якоря системы наведения на точку бурения, и они крепятся к толстому тросу диаметром 52 мм и длиной 1 км. Кормовые якоря обязательно, а носовые, как правило, устанавливаются с помощью больших морских буксиров типа «Нефтегаз» или «Алдома». Эти буксиры заводят якоря СПБУ в необходимые точки и там укладывают их на дно, обозначая место расположения якоря большой бочкой – буем.

В вашем распоряжении было 2 буксира типа «Нефтегаз»
Да, впечатляет, как работают эти буксиры и их экипажи. Чётко и оперативно, все требования, поступающие от капитана СПБУ, понимают с полуслова. Такелажники на огромной палубе буксиров работают как часы. Ни одного лишнего ненужного движения

Эти испытания тоже удались?
Без сомнения. К концу следующего дня 9 июля якоря подняли на кронштейны СПБУ, якорные буи и шкентеля «Нефтегаз‑51» взял к себе на палубу, и 10 июля ночью СПБУ пошла в сторону Северодвинска в третий район проведения испытаний.

В район, где должны проводиться самые сложные испытания. Вы ожидали, что при постановке СПБУ на опоры могут возникнуть какие­то проблемы?
Нет, не ожидал. Мы имели исследованный квадрат размером 200х200 метров глубиной моря в 36 метров с центральной точкой, координаты которой известны, и заключение геологов из ОАО «АМИГЕ», что пенетрация опор (заглубление их в грунт) в этом квадрате не более 6,2 метра. Что нам стоило, имея испытанную систему наведения, наши буксиры, навигатор GPS и великолепного капитана, стать в нужное место с точностью до одного метра? Пустяки. Больше думал, как будут вести себя механизмы ОПУ, система контроля и управления. Как с этой задачей справится наш сдаточный механик Макаров Е.И., который и будет поднимать СПБУ над водой на высоту 12,5 м

Можно более подробно рассказать о том, как проходили эти испытания, и как контроль над ситуацией был восстановлен?
Контроль над ситуацией мы не теряли ни на минуту – просто в процессе испытаний началась тёмная полоса. С понедельника, 11 июля, по среду, 13 июля, мы наводились на выбранные нами же точки в обозначенном квадрате, пытались стать на опоры и подняться из воды. Но эта операция дважды закончилась неудачей. Фактическая пенетрация опор оба раза превышала 10 метров, (по проекту максимальная пенетрация опор – 7,5 метра). Постановку СПБУ на опоры выполнить не удалось.

Расскажите о состоянии сдаточной команды. Все понимали, что произошло!?
Ещё бы. Прежде чем ставить СПБУ на опоры, проводятся дорогие геологические изыскательные работы в месте постановки СПБУ. Неудача с постановкой на опоры влечёт за собой повторный выбор и исследование места постановки СПБУ. Это большие дополительные деньги и перенос сроков сдачи СПБУ генеральному Заказчику минимум на год. Приняли решение извлекать опоры из грунта и приглашать в море специалистов ОАО «АМИГЕ».

ОАО «АМИГЕ» откликнулось на ваш запрос?
В среду 13 июля судно ОАО «АМИГЕ» – «Керн» со специалистом – геологом на борту вышел из порта Мурманск и направился в наш район. Рано утром 16 июля геолог ОАО «АМИГЕ» Куликов С.Н. высадился на борт СПБУ.

В этот раз вас ожидал положительный результат?
Третий подъём тоже оказался неудачным, как и два предыдущих. Оказывается, ОАО «АМИГЕ» нашло среди этих морских топей более плотную кочку диаметром около 70 метров, на которую СПБУ и должна приткнуться. Задача для моря почти не решаемая, если учесть, что расстояние между центрами носовой и кормовых опор СПБУ – почти 64 метра.

Это настоящие испытания, но уже сдаточной команды!
Сдаточная команда эти испытания выдержала. При подготовке 4­го подъёма геолог Куликов Н.С. с капитаном Вавиловым С.Л. определяли уже координаты постановки каждой опоры СПБУ. В воскресенье 17 июля нам улыбнулась удача – СПБУ поднялась из воды на 1,5 метра при максимальной пенетрации опор 10 метров, а 18 июля после задавливания опор корпус СПБУ был поднят на проектную высоту над уровнем моря – 12,5 метра.

Испытания вертолётного комплекса СПБУ огорчений не принесли?
Вечером 18 июля на вертодром СПБУ приземлился вертолёт МИ‑8, воздушный автобус. На вертолёте прибыли несколько пассажиров с фото­ и кинокамерами, с Гос НИИ ГА прибыли мой приятель Сидоренко В.А. и лётчик­испытатель Колпаков Н.В.– герой России, он управлял вертолётом вместе с пилотами 2­го Архангельского авиаотряда. Вертолёт МИ‑8 имеет два места пилота с равноценным управлением. Эти достойные и неординарные люди и высококлассные специалисты дали хорошую оценку нашему вертолётному комплексу. В момент, когда 18 июля 2011 года в 23 часа вертолёт оторвался от вертолётной площадки и взял курс на Архангельск, фактически были закончены ходовые испытания СПБУ.

Ваши самые яркие впечатления от этой экспедиции?
Эта экспедиция для меня была морально тяжёлой. Поэтому даже сейчас, когда мы вернулись к стенке завода с победой, я всё пока воспринимаю в серых тонах. Но яркие впечатления – это не безотказная работа оборудования СПБУ, а отдельные специалисты из сдаточной команды.Капитан Вавилов С.Л. и сдаточный механик Макаров Е.И. выполняли самые сложные операции на испытаниях спокойно, уверенно и с оптимизмом. Ни разу они не усомнились в нашей удаче. Также оставили приятные впечатления профессионализм Куликова С.Н.– геолога из ООО «АМИГЕ» и работа экипажей буксиров «Нефтегаз‑51», «Нефтегаз‑61», и «Садко».

Можно сейчас сказать, что Генеральный Заказчик ООО «Газфлот» уже стал счастливым обладателем новой буровой платформы?
Де­факто после выполнения программы ходовых испытаний в полном объёме ООО «Газфлот», а в его лице Россия получила новую современную самоподъёмную буровую установку «Арктическая» – первую платформу такого класса в 21 веке, спроектированную специалистами ОАО ЦКБ «Коралл» и построенную руками корабелов ОАО ЦС «Звёздочка».

Какие дальнейшие планы, связанные с передачей СПБУ Генеральному Заказчику?
После возвращения СПБУ «Арктическая» к стенке предприятия «Звёздочка» начнётся ревизия оборудования, окончательная отделка и окраска СПБУ, а также устранение замечаний, полученных от заказчика на ходовых испытаниях. Начнётся подключение и наладка бурового и технологического оборудования специалистами компаний­поставщиков этого оборудования. Эти работы продлятся и в Мурманске, куда платформа уйдёт во второй декаде ноября 2011 года после подписания заводом и Генеральным Заказчиком приёмного акта.

BackTop