Российское судостроение
Выставочная компания Каталог сайтов зарубежных компанийТехнологии
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

"Морская техника России на рубеже веков" часть№2

Интервью с заместителем главного конструктора проекта СПБУ «Арктическая» Анатолием Лазуренко
16 марта 2011, Электронное периодическое издание «MK.ru»


В прошлом номере мы начали беседу с заместителем главного конструктора проекта СПБУ «Арктическая» Анатолием Лазуренко. Напомним, что сейчас на северодвинском заводе ОАО ЦС «Звёздочка» работают над проектом СПБУ «Арктическая». Анатолия Лазуренко можно смело назвать одним из творцов этого уникального проекта. Кто лучше него может рассказать, с чего все начиналось, и сколько сил, терпения было отдано этому проекту?

С чего началось возрождение модернизированной СПБУ «Арктическая» в 21 веке?
Прошло 4 года. За это время в обществе произошли большие перемены. Поменялись взгляды, концепции, отношения. Поменялся статус и наименование проектанта, Генерального Заказчика и предприятий, которые строили буровую платформу «Арктическая». Частично сменилось руководство.
Во второй половине 2002 года Генеральным Заказчиком было принято решение о возобновлении строительства модернизированной СПБУ «Арктическая».
Техническое задание на корректировку технического проекта СПБУ 6500/100 «Арктическая» для обеспечения её работы на глубинах моря 7­100 метров утверждено 14 октября 2002 года первым заместителем ОАО «Газпром» Никитиным Б.А.
В соответствии с утверждённым техническим заданием цель работы состояла в создании на базе проекта 15402 модернизированной СПБУ «Арктическая» – мобильного технического средства, отвечающего требованиям мирового рынка плавучих буровых установок, с учётом блоков, изготовленных на ФГУП МП «Звёздочка».

Разработку проекта модернизации СПБУ поручили ОАО ЦКБ «Коралл», которое находится в другом государстве?!
Разработку модернизированного проекта СПБУ 6500/100 «Арктическая» пр. 15402 М было поручено ОАО ЦКБ «Коралл», которое в то время входило в Российскую компанию «Объединённые Машиностроительные Заводы» (ОМЗ). ОАО ЦКБ «Коралл» и сейчас входит в состав Российской компании «Каспийская Энергия».
Возглавил разработку модернизированного проекта СПБУ «Арктическая» вернувшийся в 2001 году, после работы в российско­вьетнамской компании, талантливый учёный – кандидат технических наук, главный конструктор проекта Алисейчик Александр Александрович, который возглавлял ЦКБ «Коралл» с 1984 по 1993 год
Весь 2003 год прошёл в многочисленных совещаниях в составе Генерального Заказчика – ООО «Газфлот», проектанта – ОАО ЦКБ «Коралл» и завода­строителя – ФГУП МП «Звёздочка». На совещаниях решались вопросы модернизации СПБУ «Арктическая», были определены её технические и технологические характеристики, основные поставщики бурового, технологического и общесудового оборудования.
ФГУП МП «Звёздочка» было выбрано как основное и единственное предприятие по строительству модернизированной СПБУ «Арктическая» пр.15402 М.
Разработка технического проекта модернизированной СПБУ «Арктическая» была закончена летом 2004 года. В самые короткие сроки (июнь­август 2004 года) технический проект модернизации был согласован с Генеральным Заказчиком – ООО «Газфлот», заводом­ строителем – ФГУП МП «Звёздочка» и семью профилирующими надзорными органами России.

В новом проекте были учтены все требования и желания Генерального Заказчика?
Технический проект модернизации был разработан в полном соответствии с требованиями Генерального Заказчика и совершенно изменил платформу «Арктическая», которая строилась на северодвинских предприятиях в 1995­1998 годах.
Прежде всего, изменилось опорно­подъемное устройство (ОПУ) платформы. Опорные колонны вместо цилиндрических стали трёхгранными ферменного типа. Количество дорогостоящих редукторов ОПУ из 45 штук уменьшилось до 36 штук. На один ярус ниже – 4­ярусными стали порталы ОПУ. Кроме того, отказались от зашивки порталов, что избавило Заказчика от приобретения сотни дорогостоящих иллюминаторов.
В модернизированном проекте применены 40‑тонные палубные краны вместо 70‑тонных, убран блок служебных помещений, заменены спасательные средства, исключена система дозаправки вертолётов, стала шире выдвижная консоль (кантиливер). Полностью поменялось буровое и технологическое оборудование, а также судовое оборудование за исключением основных дизель­генераторов, которые были смонтированы в понтоне СПБУ ещё в 1998 году. Численность экипажа модернизированной платформы «Арктическая» увеличилась с 84 до 90 человек.
Увеличение численности экипажа повлекло за собой реконструкцию жилого модуля, который для СПБУ «Арктическая» базового проекта разрабатывался в ЦКБ «Балтсудопроект».
Решение об утверждении технического проект модернизации СПБУ 6500/100 «Арктическая» было подписано Заместителем Председателя Правления ОАО «Газпром» – Ананенковым А.Г. 20 декабря 2004 года.

Строительство модернизированной СПБУ было начато на ФГУП МП «Звёздочка» сразу после утверждения проекта модернизации?
В конце 2004 года – начале 2005 года в ОАО ЦКБ «Коралл» были разработаны рабочие чертежи модернизации жилого модуля СПБУ «Арктическая», а также чертежи на переоборудование аутригеров, конструкция которых менялась коренным образом в связи с изменением опорных колонн.
В 2005 году ОАО ЦКБ «Коралл» по договору с ФГУП МП «Звёздочка» приступил к разработке рабочей конструкторской документации (РКД) платформы «Арктическая» в объёме утверждённого технического проекта модернизации.
С начала 2005 года ФГУП МП «Звёздочка» приступило к полномасштабному строительству модернизированной СПБУ «Арктическая» пр. 15402 М.
Строительство платформы возглавил начальник Отдела Гражданского Судостроения – Заместитель Генерального директора ФГУП МП «Звёздочка», руководитель высокого класса, эрудированный специалист, обладающий прогрессивным неординарным мышлением, – Бычковский Александр Георгиевич. Его взгляд и нестандартные решения всегда позволяли минимизировать потери от неточностей, которые встречались в рабочих конструкторских документах, или недоработок производства.
Строить новое проще и дешевле, чем перестраивать уже построенное. В 2005­2007 годах ФГУП МП «Звёздочка» в объёме выделяемого Генеральным Заказчиком финансирования перестраивало уже изготовленные конструкции, готовило производство и строило новые модули модернизированной СПБУ.

На производстве столкнулись с проблемами?
Да, конечно, производству ФГУП МП «Звёздочка» предстояли серьёзные испытания. Необходимо было освоить изготовление секций опорных колонн – сложных ферменных конструкций высотой 18 метров и весом около 140 тонн, с высокой точностью. Всего таких высокоточных секций необходимо было изготовить 24 штуки, по 8 штук на каждую опору. Технологи предприятия для этих целей разработали оснастку в виде кондукторов, по углам которых устанавливались зубчатые рейки секции опоры, которые потом соединялись между собой трубными раскосами, образуя ферменную конструкцию секции.
ФГУП МП «Звёздочка» самостоятельно изготовило только небольшую часть зубчатых реек опор из высокопрочной стали толщиной 130­145 мм. Основная масса зубчатых реек опор (177 из 204 штук) была изготовлена в Финляндии и доставлена в начале 2007 года на ФГУП МП «Звёздочка».
В 2007­2008 году ФГУП МП «Звёздочка» полностью освоило производство секций опор. Сначала были изготовлены первые секции трёх опор совместно с башмаками, потом все остальные.

Опоры СПБУ такой высоты вызывают восхищение, как они монтируются совместно с корпусом СПБУ?
Монтаж опор СПБУ – это очень сложная и дорогостоящая операция. В мировой практике есть ряд принятых технологий заводки опор в аутригеры СПБУ, но они, как правило, связаны с изготовлением громоздкой и дорогостоящей оснастки. Это допустимо, если строится серия СПБУ одного проекта, но у нас строится только головная платформа в одном экземпляре. Поэтому проектант совместно с заводом нашёл самое простое и дешевое решение.
Опоры СПБУ «Арктическая» монтировались гусеничным подъёмным краном Demag СС‑4800­2, который ФГУП МП «Звёздочка» весной 2008 года арендовало у Голландской компании «Mammoet».
Это было свежее и смелое решение. Так в мире до нас опоры на СПБУ не монтировал никто. Кроме того, мы как проектант первоначально считали, что опоры наращивать секциями можно, только опустив их на грунт. Но в процессе монтажа опор вследствие того, что процесс ввода в действие опорно­подъемного устройства (ОПУ) отставал от монтажа опор, ОАО ЦКБ «Коралл» разработало технологию монтажа опор при нахождении понтона СПБУ на плаву, не опираясь башмаками о грунт.
Это крутое решение задачи – изобретение, оно прошло незаметно, жаль, пропадет, если ОАО ЦС «Звёздочка» прекратит в ближайшие годы строить СПБУ, подобные «Арктической».

Сколько времени понадобилось предприятию «Звёздочка», чтобы смонтировать такие стройные конструкции опор СПБУ?
В мае 21­22 числа 2008 года ФГУП МП «Звёздочка» в преддверии монтажа опор на своей акватории выполнило уникальную операцию по заводке первых секций опор с башмаками в аутригеры СПБУ «Арктическая» из­под воды.
В конце мая транспортным судном «Павел Корчагин» в ОАО ЦС «Звёздочка» с Голландии в разобранном виде был доставлен гусеничный подъёмный кран Demag CC‑4800, который был собран специалистами «Звёздочки», и в начале августа 2008 года приступил к монтажу опор СПБУ.
Вся сложная операция монтажа опор на СПБУ «Арктическая» выполнена в ОАО ЦС «Звёздочка» ровно за год. В августе 2009 года подъёмный кран Demag СС 4800 выполнил работы по монтажу буровой вышки, которая была собрана в ОАО ЦС «Звёздочка», после чего демобилизован и в сентябре 2009 года отправлен на выполнение других задач.
Окончание операции по монтажу опор было главной вехой в процессе строительства платформы «Арктическая». Самая сложная задача строительства

BackTop