Российское судостроение
Выставочная компания Все предприятия судостроенияКто есть кто
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

"Морская техника России на рубеже веков" часть№1

Интервью с заместителем главного конструктора проекта СПБУ «Арктическая» Анатолием Лазуренко
9 марта 2011, Электронное периодическое издание «MK.ru»


Из прошлых номеров "MK.ru" (см. № 48 от 1 декабря) мы рассказали о том, что с «Севмаша» в Мурманск отправилась нефтедобывающая платформа МЛСП «Приразломная». Это не единственный грандиозный проект северодвинских корабелов – на ОАО ЦС «Звёздочка» строят самоподъёмную плавучую буровую установку «Арктическая».
Любое сложное инженерное сооружение гражданского назначения, созданное профессионалами, которые вложили в него весь свой талант, опыт прошлых поколений, душу, веру надежду и любовь, обречено на долгую успешную работу и всегда имеет большое будущее. О таких сооружениях и пойдет далее речь в интервью с заместителем главного конструктора проекта СПБУ «Арктическая» Анатолием Лазуренко

- В чем уникальность МЛСП «Приразломная» и какие задачи способна решать данная платформа?
- Я заместитель главного конструктора СПБУ «Арктическая», МЛСП «Приразломная» – не мой проект, поэтому о ней я знаю не более, чем знают все люди, интересующиеся морской техникой.
МЛСП «Приразломная» – это первая в России ледостойкая нефтяная платформа, способная работать на шельфе Ледовитого океана. Уникальность сооружения прежде всего в том, что зимой ей придется работать в экстремальных климатических условиях – в окружении паковых льдов при температуре порой до минус 50 градусов Цельсия.
Она в состоянии пробурить около 50 скважин, каждая из которых может достигать до 7000 метров глубиной. Эти скважины могут быть наклонными, таким образом МЛСП «Приразломная» имеет возможность добраться практически до любой точки месторождения в радиусе 5 километров. Предположительно около двадцати лет, в зависимости от интенсивности добычи, эта платформа способна работать на месторождении. После этого ее частично демонтируют, а искусственный остров оставят для потомков. Стационарных платформ в России уже много.

- Насколько сейчас готова к работе на месторождении платформа «Приразломная»?
- С «Севмаша» в ноябре прошлого года в Мурманск отбуксировали недостроенную платформу «Приразломная». Достраивают ее сейчас в Мурманске мои бывшие коллеги – специалисты «Севмаша» и теперешние специалисты ОАО ЦКБ «Коралл». Работать «Севмашу» в таком режиме – достраивать платформу через Белое море – очень сложно. Нужно прикладывать героические усилия, совершать почти подвиг. А что предшествует подвигу, мы с вами знаем. Подвиги и герои меня не вдохновляют. Поэтому не факт, что строительство платформы будет закончено в намеченный срок.

- Сейчас на «Звездочке» строят буровую установку СПБУ «Арктическая». Что она из себя представляет?
- Самоподъёмная плавучая буровая установка (СПБУ) «Арктическая» проекта 15402 М – первая подобная платформа, которая строится в России в ОАО ЦС «Звездочка» по проекту ОАО «ЦКБ «Коралл».
Это мобильная плавучая буровая установка, на трех трёхгранных ферменных опорах, с жилым модулем, вертолетной площадкой и буровым блоком, размещенным на выдвижной консоли. Предназначена она для разведки и добычи нефти и газа с глубиной скважин до 6500 м и глубиной моря от 7 до 100 м.
СПБУ «Арктическая» на одном месте в состоянии пробурить 12 наклонных скважин.

- Чем похожи и чем отличаются МЛСП «Приразломная» и СПБУ «Арктическая»?
- МЛСП «Приразломная» и СПБУ «Арктическая» похожи между собой, образно говоря, как «Жигули» и «Камаз». Оба автомобили, но выполняют разные задачи.
МЛСП «Приразломная» – стационарная добывающая платформа круглогодичного использования, предназначенная для добычи углеводородов на месторождении «Приразломное».
СПБУ «Арктическая» прежде всего мобильная разведочная платформа, которая буксирами доставляется на точку бурения скважины. Платформа опускает опоры, опирается ими о дно и поднимается над поверхностью моря на 9­12 метров в зависимости от глубины. После чего приступает к процессу бурения скважин. Выполнив задачу в данной точке, СПБУ «Арктическая» через 2­3 месяца может оказаться на другой стороне земного шара для выполнения новой задачи. Транспортировка СПБУ на дальние расстояния предусматривается на судне­носителе в полностью собранном виде.

- Как начиналось строительство буровой платформы «Арктическая», когда она была заложена на северодвинской верфи?
- СПБУ «Арктическая» была заложена на стапелях ГМП «Звёздочка» в декабре 1995 года.
Она была мало похожа на СПБУ «Арктическая», которая должна сдаваться заказчику – ОАО «Газфлот» в 2011 году. Разработкой проекта образца 1995 года в ЦКБ «Коралл» руководил главный конструктор проекта – талантливый инженер с большим опытом и добрым десятком реализованных проектов Станислав Иванович Меженный.
Новая самоподъёмная буровая установка проектировалась для круглогодичной работы на шельфе арктических морей России. СПБУ «Арктическая» пр.15402 имела цилиндрические опоры и предназначалась для разведочного и эксплуатационного бурения на нефть и газ глубиной скважин до 6500 м при глубине моря от 10 до 30 метров.

- Платформу «Арктическая» в те годы строило только ГМП «Звёздочка»?
- СПБУ «Арктическая» проектировалась с учётом технологии строительства блочно­-модульным методом. Конструкции СПБУ были разбиты на 6 строительных районов и 21 строительный модуль.
Теоретически каждый модуль СПБУ мог быть полностью сформирован на любом из судостроительных предприятий России. Из этих полностью сформированных блоков на головной судостроительной верфи и должна была оперативно собираться и вводиться в строй СПБУ «Арктическая».
До окончания разработки рабочей конструкторской документации СПБУ генеральным заказчиком были определены предприятия, которые должны были строить первую в истории новой России самоподъёмную буровую установку. Ими стали базовые северодвинские предприятия ГМП «Звёздочка» и ПО «Севмаш».
Задача головной судостроительной верфи была возложена на ГМП «Звёздочка».
С начала строительства за 1996­1998 годы предприятиями ГМП «Звёздочка» и ПО «Севмаш» полностью были построены корпусные конструкции 7 модулей СПБУ.

- Что же произошло, что та «Арктическая», образца 1995 года, не была достроена?
- Осенью 1998 года заказчик прекратил финансирование строительства. Сформированный к тому времени корпус СПБУ «Арктическая» пр.15402 с носовым аутригером был пришвартован к стенке ГМП «Звёздочка». Инженеры и рабочие покинули отсеки СПБУ. «Арктическая» осталась один на один с вахтенной службой и ещё надеждой на счастливое будущее.

BackTop