Российское судостроение
Компания Prysmian. Производство судовых кабелейВсе предприятия судостроенияТехнологии
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

Авианосец: путь к морю

Интервью начальника производства №4 ОАО «ПО «Севмаш» (военно-техническое сотрудничество) Сергея Новоселова
Газета «Корабел» 27 марта 2013 года

Олег Коротков

1Начальник производства №4 ОАО «ПО «Севмаш» (военно-техническое сотрудничество) Сергей Новоселов

– Сергей Иванович, прошло полгода, как авианосец вернулся на Севмаш после ходовых испытаний. Все ли выявленные в море замечания и неисправности устранены?
– Большая часть. Еще нужно завершить ремонт судовых котлов главной энергетической установки. Как известно, из-за их неисправности не удалось сдать «Викрамадитью» в декабре прошлого года. Работы ведутся с участием представителей специального конструкторского бюро, спроектировавшего котлы, и Балтийского завода, их изготовившего. Наша задача – восстановить четыре котла до постановки корабля в сухой док, в наливной бассейн, а четыре в мае. Все промежуточные операции по ремонту предъявляются индийской стороне и военной приемке Минобороны. Вообще скажу, мы испытываем головной корабль, а это непростая задача: поэтому по полной проверяем все системы, комплексы, механизмы авианосца. При таких сложнейших испытаниях случаются срывы, и мастерство строителей – исправить их без ущерба для проекта. Корабелы Севмаша, наши контрагенты вдохнули жизнь в корабль, который не выходил в море с 1992 года.

– Хорошо помню, как несколько лет назад авианосец выводили из бассейна. Ювелирная операция. Между стенкой полушлюза и бортом корабля оставались считанные сантиметры. Неужели предстоит заново рисковать?
– Убежден, экипажи буксиров нашего воднотранспортного цеха не подведут. Мы действуем строго в очерченных рамках. Есть технология подготовки корабля к морским испытаниям, есть определенный конструкторскими и эксплуатационными документами алгоритм действий корабелов, есть, наконец, программа и график работ. Сейчас сухой док активно готовят, уже набран стапель. Планируется завести корабль в конце апреля. В соответствии с контрактом мы должны обследовать состояние корпуса авианосца, винто-рулевого комплекса, донно-бортовой арматуры, а при необходимости восстановить лакокрасочное покрытие ниже ватерлинии.

– Какие работы необходимо завершить до этого?
– Вместе с индийскими партнерами подготовили график приемо-передаточных испытаний. До выхода в море специалисты производства №4, управления качества продукции и цеха, ответственного за данный комплекс или систему, должны предъявить 435 пунктов, охватывающих все судовое оборудование, установленное на «Викрамадитье», – десятки тысяч единиц. Речь о «береговой части» испытаний. А будет и морская – во время ходовых. Колоссальная бумажная и физическая работа, в которую вовлечены сотни корабелов и контрагентов.

– Наша газета уже сообщала, что начинается окончательная отделка внутри корабля…
–…Я бы уточнил: продолжается. На «Викрамадитье» более двух с половиной тысяч помещений – боевых постов, кубриков, кают, машинно-котельных отделений, энергоотсеков, есть ангар длиной 120 метров – целое футбольное поле – и все это будет окрашено, штатное оборудование установлено, трубопроводы и корпусные конструкции заизолированы и предъявлены заказчику. В решении столь сложной и ответственной задачи задействован персонал цехов 9, 43, 40, 41, 42, 55: изолировщики, маляры, сборщики-достройщики, столяры, монтажники, сборщики. Чтобы проиллюстрировать масштабы запланированного, назову одну цифру: предстоит выровнять палубу и настелить линолеум на полы общей площадью более шести с половиной тысяч квадратных метров.

– Расскажите о готовности моряков и сдаточной команды к ходовым испытаниям.
– Российский военный экипаж несет на корабле круглосуточную вахту. Заводская сдаточная команда обучается на обязательных ежегодных курсах по борьбе за живучесть в учебно-тренировочном комплексе Беломорской военно-морской базы. На нынешние испытания пойдут в основном люди, проверенные прошлогодним 108-дневным морским походом
В этом году в море в пиковые периоды на борту будет находиться свыше трех тысяч человек; в прошлом, напомню, – две тысячи. Увеличение связано с тем, что корабль примет и индийский экипаж – 1326 офицеров и матросов, которые пройдут практику непосредственно в море. Поэтому очень важно расселить по каютам и обеспечить всем необходимым моряков, членов сдаточной команды, летчиков, механиков и других специалистов авиакрыла. Важный вопрос – питание, поэтому три камбуза будут работать на полную мощность большую часть суток.

– Сергей Иванович, что ждет «Викрамадитью» после сухого дока?
– 3 июля авианосец выйдет в Белое море на ходовые испытания: в течение месяца проверим работу в разных режимах всех котлов ГЭУ. 3 августа уже в Баренцевом море стартуют летные испытания с участием самолетов и вертолетов палубной авиации и сдача системы «корабль-самолет», они завершатся 30 сентября. Один из ответственных этапов – посадки самолетов на корабль в ночное время суток; к полетам приступим в конце августа – начале сентября, когда кончатся белые ночи. Пока же к столь ответственному событию готовимся и мы, корабелы, и летчики.
В первой половине октября возвращаемся на Севмаш и готовим корабль к переходу в Индию. 15 ноября авианосец должен быть передан заказчику и по готовности уйти в дальний поход – к своей новой родине. Замечу, мы прорабатываем укороченный маршрут – не вокруг Африки, а через Суэцкий канал. Но и после сдачи авианосца рабочие и инженеры Севмаша, согласно контракту, в течение года будут вести гарантийное обслуживание, а затем на протяжении двадцати лет – послегарантийное техническое сопровождение эксплуатации корабля.

BackTop