"Алмаз" будет строить не суда, а корабли
Деловой Петербург
ОАО "Судостроительная фирма "Алмаз" было продано из-за нежелания прежних собственников заниматься выпуском военных кораблей.Такого мнения придерживается генеральный директор ОАО "Судостроительная фирма "АЛМАЗ" Леонид Грабовец, контролирующий около 80% акций предприятия.
Смена собственников произошла в конце августа 2005 г. Его интервью "Деловому Петербургу" публикуем без сокращений.
- Теперь "Алмаз" сосредоточится на военном судостроении?
- Наша фирма, сколько существует, в том числе и те 35 лет, что я в ней отработал, занималась только им. Когда образовалась Группа компаний "Морские и нефтегазовые проекты" (МНП), а это бывший акционер "Алмаза", подразумевалось, что мы будем строить и что-то гражданское. Правда, у меня всегда было мнение, что лучше уж делать то, что мы умеем. Я всегда на этом настаивал, можно сказать, отстреливался до последнего патрона. Поэтому МНП и вышли из состава акционеров фирмы. Конкурентами мы друг другу не будем, так как они строят сухогрузы и гражданские корабли.
- И вас не останавливает зависимость от госзаказа?
- У нас с 2000 г. госзаказ стабильный. В прошлом году он составил 1 млрд рублей, в этом будет такой же. Могу добавить, что сегодня в России, если у тебя есть госзаказ, то ты деньги получаешь исправно. Финансирование идет гораздо регулярнее, чем при работе с зарубежными заказчиками. Правда, в прошлом году почти 80% оборота пришлось на экспорт и 20% - на госзаказ. В этом году все с точностью до наоборот. Мы видим, как принимают бюджет, нас в нем не обижают. Вообще же выручка "Алмаза" в 2005 г. составит 1,4 млрд рублей. Кроме того, сейчас мы ведем переговоры вместе с ФГУП "Рособоронэкспорт" и иностранными заказчиками по поставке кораблей "Зубр" и "Светляк". Надеемся, что в конце этого или начале следующего года будет заключен крупный контракт.
- Есть ли у вас планы по развитию пустующих площадей "Алмаза"?
- У нас более 15 га и это, конечно, большая площадь. Я, как и любой собственник земли, прекрасно понимаю, что земля сейчас дорогая. А те заказы, что у нас есть, мы можем выполнить на гораздо меньшей территории. Поэтому я не исключаю, что на освобожденных территориях мы будем реализовывать какой-либо проект, связанный с недвижимостью. Однако на сегодня никаких предложений и обсуждений нет. Это я должен решать не один, а вместе с моими партнерами из ООО "Инвестиционное партнерство", ставшего акционером "Алмаза".
- Кто является учредителем этой компании?
- Компания зарегистрирована в Москве, но мы будем решать вопрос о переводе ее в Питер. Эта компания имеет свою историю, но пока я не могу сказать, чем именно она занималась, а также раскрыть состав учредителей.
- Олег Шуляковский, генеральный директор Балтийского завода, после объявления о своем уходе в отставку отметил, что отчасти его решение уйти связано с отсутствием поддержки со стороны государства. Как вы это прокомментируете?
- Я думаю, он очень способный человек. Но у нас эмоции иногда руководят поступками. Олег Шуляковский поторопился с решением. Мне кажется, что он останется в судостроении. Однако госзаказ "Алмаза" и Балтийского завода - это совершенно разные вещи, хотя бы по количеству денег. У нас с финансированием меньше проблем, потому что у наших кораблей меньше емкость и, соответственно, ниже цена. Люди покупают то, на что у них есть деньги. Что касается объединения Балтийского завода с "Северной верфью", то "Алмаз" тоже когда-нибудь может объединиться с другим заводом.
Для справки:
- В 1972 г. в Ленинграде было создано производственное объединение "Алмаз", в которое вошли уже существовавшие на тот момент два судостроительных завода (они расположены на разных производственных площадках на Петровском пр. и Уральской ул.) и конструкторское бюро.
- В 1993 г. ПО "Алмаз" разделилось на два предприятия: ЦКБ "Алмаз" (остается государственным и сейчас) и судостроительную фирму "АЛМАЗ". В то же время СФ "АЛМАЗ" была акционирована, чуть позже предприятие вошло в состав "Объединенных машиностроительных заводов" (ОМЗ).
- В 2001 г. ОАО "СФ "АЛМАЗ" вышло из состава ОМЗ и вошло в состав Группы компаний "Морские и нефтегазовые проекты". При этом завод, расположенный на Уральской ул., был продан - теперь он называется "Морской завод "Алмаз".
- С 2001 г. предприятия являются самостоятельными юридическими лицами. Оба "Алмаза" строят военные и гражданские корабли и катера, но при этом занимают разные сегменты этого рынка, так как ОАО "Морской завод "Алмаз" выпускает корабли меньшего водоизмещения. |