"Аскольд" не в болоте
Арсеньевское предприятие хочет замахнуться на рынки Юго-Восточной Азии
Всю номенклатуру продукции для судостроения, ранее выпускавшуюся на курганском машиностроительном заводе "Корвет", уже в этом году начнет выпускать арсеньевский завод "Аскольд".
"Корвет" же переключился на производство оборудования для нефтегазовой промышленности и продал все права на производство судовой арматуры, оборудование и технологии арсеньевским машиностроителям. В интервью генеральный директор ОАО "Аскольд" Павел Богдановский рассказывает о перспективах предприятия.
- На годовом собрании акционеров было принято решение не выплачивать дивиденды из-за убытка по итогам 2003 г. в размере 2,9 млн руб. В совете директоров появился новичок -директор "Аскольда" по производству Сергей Гуров. Председателем совета директоров избран генеральный директор владивостокской компании "Ист-Фог" Геннадий Зуев. ООО "Ист-Фог", а также находкинскому ООО "Финансовый маркетинг" и ряду физлиц принадлежит контрольный пакет акций завода.
- Каковы итоги деятельности "Аскольда" за минувший год?
- Мы добились роста производства. Произвели продукции на 94 млн руб., что на 25 млн больше, чем за предшествующий год: рост объемов производства составил 36%, а с учетом индекса инфляции в сопоставимых ценах - 15%. За год реализовано продукции на 111,5 млн руб., что на 47% больше показателя 2002 г. Объем заказов вырос на одну треть, и прежде всего за счет основного направления - производства судовой арматуры. Наши главные заказчики - судостроительные верфи на северо-западе страны. И "Аскольд" остается лучшим на сегодняшний день российским производителем судовой арматуры. Но в целом сработали с небольшими убытками. Причины объективные. Чтобы увеличить выпуск продукции, увеличили затраты на приобретаемые металл, материалы, провели реконструкцию участков ведущего литейного цеха, серию капремонтов. Одних материалов закупили на 30 млн руб.
Средняя зарплата выросла на 56% и на конец года составила 3 302 руб. против 2 117 руб. в 2002 г. Степень загрузки производственных мощностей - на 70%. Это связано с общими для отрасли проблемами, отсутствием достаточно платежеспособного спроса со стороны заказчиков. Флот в стране строится главным образом в рамках реализации экспортных контрактов с Индией, Китаем. А "Аскольд" - один из комплектовщиков для других предприятий судостроительной промышленности.
Доля судовой арматуры в общем объеме заказов превышает 60%. Востребована и полиграфическая техника. На 62% больше, чем за 2002 г., выпущено сельхозтехники - на 12 млн руб. Но окончательно потребители рассчитались с нами за сельхозмашины только в этом году. Мы не можем кредитовать покупателей на столь длительный срок, рентабельность производства получается отрицательная. Поэтому в текущем году хотя и запланировали произвести сельхозмеханизмов на 14 млн руб. за год (при этом на 2,5 млн руб. - для Продовольственного агентства под краевую программу поставки сельхозтехники местным крестьянам по лизинговым кредитам), но реальные масштабы производства будут зависеть от спроса. Пока выпустили сельхозтехники на 4 млн, из них на 1,5 млн -по заказу Продагентства.
- Выполнит ли предприятие производственную программу за первое полугодие?
- Да, безусловно. С начала года план по выпуску продукции выполнен на 129,9%. За 5 месяцев мы произвели продукции на 45,8 млн руб., а реализовали на 20% больше, чем выпустили. Снизили убытки до 2 млн руб. Наиболее крепкие позиции - по таким направлениям, как производство судовой арматуры и полиграфоборудования. Производство судовой арматуры в нынешнем году выросло на 137,5%. На 1 мая 2004 г. заключено договоров на поставку судовой арматуры и приборов на 111,4 млн руб. (190,4% по сравнению с 2003 г.), в стадии согласования договоры еще на 21 млн руб. Всего намечено реализовать в нынешнем году продукции на 166,2 млн руб., то есть на 49% больше, чем за 2003 г.
На 63% увеличились с начала года объемы выпуска полиграфической техники. Мы вступили в кооперацию с ААК "Прогресс", делающей ряд деталей для полиграфмашин. Рассчитываем еще увеличить объемы выпуска этой продукции с помощью других заводов края, обратились по этому поводу на владивостокские "Дальприбор", "Радиоприбор", партизанский "Ураган". Будем расширять свое присутствие на рынке судовой арматуры. Купили оборудование и технологии по выпуску судовой арматуры у курганского завода "Корвет" за 3,2 млн руб. Уже поступили 2 вагона с оборудованием. Раньше такие виды арматуры мы не производили. А "Корвет" переориентировался на производство изделий для нефтегазовой промышленности. Все его потребители - это предприятия судостроения - предупреждены и начинают подавать заявки на поставку продукции. Это позволит нам увеличить объемы производства и выпускать дополнительную продукцию на 20-25 млн руб. в год.
Акционеры решили свернуть производство товаров народного потребления - замков. Оно убыточное. Нет заказов от угольщиков и энергетиков.
- Какие задачи стоят перед машиностроителями в перспективе?
- Выход на рынок судовой арматуры стран Юго-Восточной Азии. Мы изучаем этот рынок, анализируем, кто на нем присутствует, стараемся понять, есть ли у нас конкурентные преимущества. Уверены, что они есть: это способность быстрого освоения новой продукции, мощный кадровый потенциал, относительно дешевая рабочая сила (по сравнению с ее стоимостью где-нибудь в Южной Корее). В Южной Корее сегодня - судостроительный бум, в перспективе мы можем позиционировать себя как производителя и поставщика. Для выхода на зарубежный рынок надо сертифицировать систему качества деятельности предприятия по международным стандартам. И мы ведем работу в этом направлении. Маркетинговыми исследованиями занимается управление перспективного развития.
- Не разочаровались ли вы, взявшись год назад вытягивать из болота провинциальный завод?
- Нет. И я не могу сказать, что завод - в болоте. Он находится в состоянии, сравнимом с большинством предприятий машиностроительного комплекса страны. Я видел предприятия хуже, видел - лучше. Думаю, если мы решим все поставленные задачи, ситуация на "Аскольде" значительно улучшится. |