Российское судостроение
Компания Prysmian. Производство судовых кабелейКто есть ктоКаталог сайтов зарубежных компаний
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

Авианосец -- инструмент настоящей политики

Время новостей, 22.05.08,
Николай Поросков

22 мая исполняется 55 лет отечественной системе военно-технического сотрудничества (ВТС) с зарубежными государствами. Подготовка к этой дате шла в соответствии со специальным поручением президента России. Накануне юбилея военный обозреватель «Времени новостей» Николай ПОРОСКОВ встретился с председателем подкомитета по военно-техническому сотрудничеству комитета Государственной думы по обороне, многолетним председателем общероссийского Движения поддержки флота (ДПФ), капитаном первого ранга запаса Михаилом НЕНАШЕВЫМ. Разговор вышел далеко за рамки темы юбилея системы ВТС.

-- Первым шагом думского подкомитета по ВТС нового состава будет внесение необходимых поправок в закон о военно-техническом сотрудничестве, которому уже более десяти лет. Планируем заседание подкомитета, чтобы обсудить и законоприменительную практику в этой сфере. В частности, руководители экспортно-ориентированных предприятий оборонки выступают за режим наибольшего благоприятствования. Это понятно -- десять лет назад за счет тех, кто поставлял за рубеж вооружение, выживала остальная оборонка, сохранялись уникальные технологии. Надо активно развивать этот сектор экономики и дальше. Проблем здесь немало. В законе надо отразить и возможность кредитования предприятий оборонно-промышленного комплекса на более длительный период, и четче прописать ответственность самих предприятий за исполнение заказов -- участились рекламации и претензии иностранных заказчиков. Одна история с задержками по вводу в строй индийского флота бывшего авианосца Северного флота "Адмирал Горшков" чего стоит.

-- Может быть, причина -- остающаяся запутанной ситуация с созданием Объединенной судостроительной корпорации (ОСК)?

-- Критичность ситуации в том, что до сих пор нет реальных шагов к объединению судостроительных возможностей страны. А с момента появления указа президента о создании ОСК прошел уже год. Проблема вызывает обеспокоенность и у нас, депутатов Госдумы, и у морского сообщества России. В общероссийское Движение поддержки флота по этому поводу идут постоянные обращения не только от ветеранов. В Мурманской области, депутатом от которой я являюсь, четыре судоремонтных завода. Руководители, их коллективы так и не имеют ясности -- входят они в состав ОСК или нет. Инвентаризация, аудит, которые необходимы для вхождения в корпорацию, не производились. В такой ситуации системная и эффективная работа невозможна, а это потеря времени, кадров.

-- Недавно председатель правительства Владимир Путин провел в Санкт-Петербурге совещание, посвященное кораблестроительной теме. Изменится что-то после этого?

-- И раньше было ясно: все зависит от того, кто возглавит эту работу, будет ли ему оказана реальная поддержка, есть ли у этого человека уверенность, что его решения завтра не будут пересмотрены. Ситуация осложняется еще и тем, что в судостроительной сфере много крупных игроков. Далеко не все они заинтересованы в единой мощной судостроительной корпорации. В какой-то мере их можно понять. Есть предприятия, которые самостоятельно и успешно развиваются 5--7 лет, в них владельцами вложено много ресурсов и средств. Поэтому мы в Госдуме будем готовить парламентские слушания о ситуации, сложившейся с созданием ОСК. Возможно, уже в июне этого года. На слушания намерены пригласить председателя совета директоров ОСК Игоря Сечина, представителей Министерства промышленности, других ведомств, Морской коллегии при правительстве России, профессионалов, работающих в этой сфере и представляющих не только то, что там происходит, но и что надо делать. Этими слушаниями мы со стороны Государственной думы хотели бы усилить позицию правительства, изложенную в Санкт-Петербурге.

-- Тема ОСК напрямую связана с состоянием Военно-морского флота России, с обороноспособностью государства. Как вы оцениваете это состояние?

-- Еще недавно российские военные корабли нередко лишь обозначали свое присутствие в морях. Сегодня ВМФ, морская пограничная охрана находятся в море реально (подчеркну это слово). То есть они проводят необходимые морские учения со стрельбами уже соединениями кораблей. В феврале этого года эскадра во главе с авианосцем «Адмирал Кузнецов» завершила океанский поход со всеми присущими ему составляющими. Конечно, мы бы хотели, чтобы наши военные корабли постоянно и реально защищали интересы нашего рыбопромыслового и транспортного флота, боролись с пиратством, а просто демонстрировать флаг -- этого мало.

-- Главный штаб ВМФ не скрывает, что уже в скором времени флоту понадобятся новые корабли, подводные лодки, морская авиация.

-- С этим у нас большие проблемы -- речь прежде всего о судостроительных мощностях. Есть сложности и с модернизацией морской техники, ее ремонтом, и с кадрами корабелов. Государственный оборонный заказ и сегодня финансируется с задержкой или не в полном объеме, его уровень отстает от реальных цен -- инфляция выше. И промышленность вынуждена переключаться на другие заказы, более выгодные. Корабли, подводные лодки, самолеты, вертолеты, стоящие сегодня на вооружении, свой моторесурс «добивают», и через год-два флот может оказаться в очень проблемном состоянии. Особо беспокоит морская авиация -- остро ощущается нехватка самолетов и вертолетов.

-- Говоря о необходимости новых кораблей, подлодок, редко называют авианосцы. Нужны они России сегодня?

-- Россия океанская страна, а авианосец -- корабль океанской зоны, поэтому необходимость для России авианосцев у меня не вызывает сомнений. Несколько лет назад, когда авианосец «Адмирал Кузнецов» (к сожалению, было и такое) хотели пустить на металлолом, ДПФ активно боролось за оставление его в боевом строю. И вместе с другими структурами добилось того, что он в строю остался. Авианосцы -- по два-три на Северном и Тихоокеанском флоте -- объективно необходимы. Авианосец -- инструмент большой, настоящей политики. Индия, имеющая выход в один океан, и Китай, имеющий выход также в один океан, нацелены на то, чтобы иметь авианосцы, а США модернизируют старые и планируют строить корабли этого класса с новым содержанием. Так что России с ее выходом в три океана сама судьба велит иметь авианосцы.

-- Во время крупномасштабных февральских учений, о которых вы вспомнили, наши военные корабли упражнялись в одном регионе земного шара, в то время как в другом (в районе Сомали) пираты захватили наше судно. Почему бы не проводить учения именно в опасных районах Мирового океана?

-- Конечно, в районах активности пиратов наши корабли для защиты мирных судов присутствовать должны. Но задачи похода планировались задолго до пиратского захвата наших моряков. Задачей учения было отработать совместное плавание кораблей различного назначения и взаимодействие с авиацией и другими силами. Пираты действуют на легких судах, и нет смысла держать против них авианосную группировку. Действовать надо соответственно угрозам.

-- Многие крупные проблемы флота до недавнего времени активно рассматривала Морская коллегия при правительстве России. Но в последнее время активность этого координирующего органа заметно упала.

-- Интерес к Морской коллегии, к сожалению, вы правы, не на должном уровне. Видимо, потому в первую очередь, что много принципиальных вопросов на заседаниях либо отодвигается, либо не рассматривается в конкретной плоскости. Когда бываю на заседаниях Морской коллегии, часто слышу приблизительно одни и те же выводы: два года назад тему обсуждали, а ничего не меняется. Так и хотелось сказать: «Вы же с полномочиями, уважаемые члены коллегии, принимайте решение!»

-- Все же Морская коллегия -- совещательный орган. Видимо, к ее советам перестало прислушиваться руководство страны?

-- Какое руководство? Все начальники всех ключевых ведомств входят в Морскую коллегию! Она и создавалась для согласования действий различных ведомств, общественных институтов. Но в реальности как было отдельно развитие военно-морской составляющей, транспортного, рыбопромыслового флота, других составляющих, практически так и осталось. И вопрос создания Объединенной судостроительной корпорации также находится в ведении членов Морской коллегии. С приходом нового председателя правительства мы рассчитываем на реальные и значимые результаты. Кстати, Владимир Путин в 1999 году (он тогда также был председателем правительства) поддержал саму идею создания Морской коллегии, выдвинутую нашим общероссийским Движением поддержки флота.

BackTop