Российское судостроение
Выставочная компания Каталог сайтов зарубежных компанийТехнологии
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

Из долговой ямы выбирается старейшая в России судоверфь

После ремонта на архангельском заводе "Красная кузница", погрузив на борт беломорскую доску, причал покинул теплоход "Сояна". Это пятидесятое судно, отремонтированное в нынешнем году соломбальскими корабелами. Для сравнения: за десять месяцев 2002 года судоремонтники выполнили работы на 34 судах, а за тот же период 2003-го - на 42. Событие стало поводом для встречи с одним из старейших работников, председателем профсоюзного комитета завода А. Бачуриным.

- Анатолий Александрович, "Красная кузница" работает, наращивает производство. Вероятно, разговоры о банкротстве предприятия безосновательны?

- Да, несмотря на трудности, наш завод продолжает работать. И однозначно ответить, насколько мы близки или далеки от банкротства, нельзя.

За триста лет существования завода периоды подъемов и успехов сменялись трудностями и неудачами. Но даже в самые неблагополучные годы, о которых мы знаем из истории, наши предшественники не поднимали белый флаг. Не собираемся капитулировать и мы, хотя знаем, что выход завода из многомиллионных долгов будет труден.

На чем основывается мой оптимизм? На ясном понимании ситуации. Совершенно очевидно, что задолженность по платежам в бюджет и заработной плате возникла не вчера и не год назад. Мы считаем, что это произошло не позже осени 1995 года.

- Есть убедительные основания?

- Сохранились важные документы, характеризующие драматические события десятилетней давности. Тогда директор завода "Красная кузница" Шухобов обратился с письмом к руководителю Северного морского пароходства Гагарину. Фактически это был сигнал бедствия, даже троекратный. Он писал: "Предприятие находится в крайне тяжелом финансовом положении. Систематические задержки платежей со стороны ОАО "Севморпароходство" за уже выполненные работы вынуждали для обеспечения предприятием производственного процесса обращаться за заемными средствами в банки. К настоящему времени завод выплатил свыше 10 миллиардов рублей только по процентам за банковский кредит. Сложилась ситуация, когда запас материалов практически отсутствует, а средств на их приобретение нет. Производственная деятельность парализована. Положение на предприятии - критическое!"

Кстати, примечательна резолюция, которую господин Гагарин наложил на процитированном письме. Он поручил своим заместителям выплатить заводу сумму в двадцать раз меньше, чем было необходимо для погашения долгов.

В 1997 году задолженность в бюджет и внебюджетные фонды составила 46 миллионов рублей. Было введено внешнее управление, и тогда впервые заговорили о банкротстве старейшей в России судоверфи. Число работающих на ней сократилось втрое. Чтобы как-то сохранить завод, за границу были проданы плавучий док, мощный кран, другое, совсем не лишнее для судоремонта оборудование. За последующие четыре года задолженность выросла еще на 26 миллионов рублей.

- Как же удалось избежать разорения "Красной кузницы", продажи имущества, увольнения работников?

- 12 ноября 2001 года согласно решению Совета директоров к руководству заводом пришли молодые специалисты с новым видением путей выхода из кризиса. Они активно включились в рабочий процесс, искали и находили новые заказы, новых партнеров.

Первым, кто помог нам тогда не просто словом, а делом, был генеральный директор "Архангельскгеолдобычи" Алексей Баринов. По его инициативе мы заключили несколько контрактов на выполнение крупных по объему работ, а также топливный кредит. "Красная кузница" стала оживать.

С тех пор нами отремонтированы более сорока судов Северного морского пароходства, по шесть судов морского порта и Северного управления гидрометеослужбы. Выполняли заказы Севмашпредприятия из Северодвинска и предприятий нефтегазразведки из Мурманска и Нарьян-Мара. К нашим причалам становились суда иностранных компаний, мы брались за ремонт рыболовных траулеров, военных кораблей, судов-гидрографов.

Качеством нашего ремонта остались довольны все. А выполнение заказов позволило сохранить завод, трудовой коллектив, цехи и оборудование. К июню нынешнего года была выплачена зарплата на общую сумму 157 миллионов рублей, в бюджет и внебюджетные фонды внесен 71 миллион. Администрация предприятия делает все, чтобы полностью погасить задолженность по зарплате.

- То есть на "Красной кузнице" все сегодня хорошо, и нет оснований для беспокойства за будущее предприятия?

- Острые проблемы, к сожалению, остались. Они обусловлены тем, что заказов для судоремонта явно не хватает. Почему?

Мощности завода в свое время проектировались под флот Северного морского пароходства. Но с момента приватизации количество судов СМП сократилось на 65 процентов. Например, несколько судов типа "Пионер Москвы" были переданы итальянской компании. Они курсируют в направлении Ботнический залив - Средиземное море. Естественно, что по географическим условиям базами их ремонта стали порты Прибалтики, Турции, Украины. До них ближе, там нет льдов, а портовые и таможенные сборы ниже в два раза.

Нам трудно конкурировать с ними еще и потому, что в европейских странах предприятия могут брать кредиты на длительное время и под маленький процент. А у нас, в России, как известно, - все наоборот. Такая политика привела к финансовой нестабильности не только наш завод. В состоянии внешнего управления находятся судоремонтные предприятия в Вологде, Сургуте, в Хабаровске, в Мурманске. Завод в Николаевске-на-Амуре отключен от электроэнергии. Петрозаводское судостроительное предприятие "Авангард" - на грани банкротства. И наш "земляк" - Лайский док - с мая 2004 года находится под внешним наблюдением.

Но, согласитесь, без веры в будущее жить нельзя. Из Архангельска, Онеги, Кеми идет экспорт лесоматериалов. С северных терминалов отгружаются нефтепродукты, туда же через наш порт поступает оборудование. Проход судов по Белому и Карскому морям в ледовых условиях повышает опасность их повреждения. Компания "Роснефть- Архангельскнефтепродукт" планирует построить в 2005 году десять судов- снабженцев. Им не избежать текущего, а затем и капитального ремонта. Поэтому наличие судоремонтной базы здесь, в Архангельске, необходимо и сегодня, и завтра.

О перспективах развития Северного морского пути говорилось на заседании Морской коллегии, прошедшей нынешним летом. На правительственном уровне прозвучало, что через десять - пятнадцать лет Севморпуть станет одной из главных артерий мировой торговли. Существующим и строящимся новым арктическим портам понадобятся буксиры, плавкраны, бункеровщики. Другой базы для их ремонта на огромном пространстве от Кольского полуострова до Камчатки не существует. Поэтому мы убеждены, что через несколько лет наш завод будет полностью загружен работой.

BackTop