Российское судостроение
Выставочная компания Кто есть ктоТехнологии
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

Программа пополнения состава ледокольного флота

Пресс-служба администрации Мурманской области опубликовала интервью, данное губернатором Юрием Евдокимовым агентству "Интерфакс". Предлагаем текст интервью вашему вниманию.

- Как Вы оцениваете состояние Северного морского пути? По мнению экспертов Минтранса РФ, Россия через 5-6 лет может потерять контроль над трассой Севморпути. Согласны ли Вы с их оценкой? Если да, то что необходимо сделать для выправления ситуации?

- Да, действительно, ресурс действующих атомных ледоколов составляет 100 тысяч часов, и в случае его выработки они подлежат выводу из эксплуатации. Именно поэтому с мая 2000 года, насколько мне известно, находится в отстое атомный ледокол "Арктика". В следующем году - очередь "России". Мелкосидящие атомные ледоколы "Таймыр" и "Вайгач" также подлежат выводу из эксплуатации в 2003-2004 годах. У "Советского Союза" и "Ямала" запас ресурса побольше, но сути дела это не меняет: уже с 2003 года грядет дефицит ледокольного флота со всеми вытекающими отсюда последствиями

В настоящее время разработана и реализуется федеральная программа модернизации атомного ледокольного флота России, которая позволит продлить ресурсы срока службы основного оборудования атомных паропроизводящих установок сначала до 150 тысяч часов, а в перспективе и до 175 тысяч. Финансирование программы осуществляется за счет резервных фондов Минтранса РФ, Миннауки РФ, Минатома РФ. Рассчитана она до 2005 года. На реализацию программы необходимо 1,5 млн. долларов США, и мы очень надеемся, что эти средства общими усилиями будут изысканы. В этом случае будет не только гарантировано нормальное ледокольное обеспечение на трассах Севморпути, но мы получим еще и резерв времени для достройки атомного ледокола "50 лет Победы", проектирования и строительства нового поколения атомных ледоколов.

Последнее совершенно необходимо для обеспечения круглогодичной навигации на трассах Севморпути. А значит, надо активизировать работу по программе пополнения состава ледокольного флота, предусматривающую проектирование и строительство четырех атомных ледоколов нового поколения мощностью 60 мегаватт и сверхмощного ледокола-лидера (90-100 мегаватт). Ориентировочная стоимость ледокола-лидера - около 430 млн. долларов США, двухосадочного ледокола - 235 млн. долларов США.

С 1989 года на ОАО "Балтийский завод" в Санкт-Петербурге строится атомный ледокол "50 лет Победы". Его готовность - более 70%, договорная цена работ на завершение строительства составляет около 96 млн. долларов США. Вся программа на период до 2020 года, включая модернизацию действующих ледоколов, достройку атомохода "50 лет Победы", строительство новых ледоколов, потребует инвестиций в сумме около 1,6 млрд. долларов США. Вообще же для кардинального изменения ситуации необходимо разработать проект федеральной целевой программы "Развитие Северного морского пути", в рамках которой был бы проведен тщательный анализ, отбор приоритетных задач и направлений, а также концентрация финансовых средств на ключевых позициях.

На мой взгляд, только так можно сохранить национальный статус трассы Севморпути для реализации геополитических и стратегических планов развития России. Реально ли это? Я полагаю, что да. Особенно если учесть, что в деле сохранения и развития ледокольного флота мы добились понимания и поддержки Президента России, и данный вопрос находится у него на контроле.

Что касается атомного ледокола "Ленин", то в 2000 году при широкой поддержке общественности создана некоммерческая организация "Фонд поддержки атомного ледокола "Ленин". Его задача - сохранение и переоборудование легендарного судна в музей истории и развития отечественного атомного флота, освоения Арктики и Северного морского пути, центр научно-просветительской работы и культурных связей. За счет средств учредителей и спонсоров, финансовой поддержки Минтранса России на сегодня удалось выполнить большой объем организационных и подготовительных работ на общую сумму около 20 млн. рублей. Полная стоимость реализации этого проекта составит ориентировочно 100 млн. рублей.

- В июне на СРЗ "Нерпа" завершается утилизация атомных подлодок по программе Нанна-Лугара. Чем, на Ваш взгляд, это грозит экономическому состоянию предприятия? Стоит ли России согласиться с условиями США по утилизации лодок 3-го поколения для того, чтобы продлить эту программу?

- Производственные мощности СРЗ "Нерпа" позволяют утилизировать до четырех атомных подлодок в год в зависимости от проекта АПЛ и финансирования работ. И в последние годы они, действительно, были загружены в основном утилизацией АПЛ по программе Нанна-Лугара, которую финансировало Министерство обороны США. Однако замечу, что "Нерпа", наряду с освоением американских средств, достаточно активно развивала и развивает другие виды производства. Поэтому не следует думать, что завершение программы Нанна-Лугара - это крах для завода.

Сегодня государственным заказчиком утилизации АПЛ является Минатом России, он же осуществляет и финансирование утилизации АПЛ. Объемы финансирования программы утилизации АПЛ и обращения с РАО и ОЯТ ежегодно определяются государственным бюджетом. Последние 3 года эти объемы увеличиваются. Так, на 2002 год выделено 1,5 млрд. рублей при потребности 2,5 млрд. рублей в год (с тем расчетом, чтобы завершить ее к 2015 году).

Что касается утилизации лодок 3-го поколения: объемы сокращения вооружений определяются оборонной доктриной России, так что это прежде всего - вопрос большой политики. Кроме того, лодки 3-го поколения - это самые новые корабли нашего ВМФ, лучше их в боевом строю пока ничего нет. И, кстати, именно поэтому они так волнуют американцев. А значит, спешить с их утилизацией вряд ли стоит.

- Как решается в регионе проблема экологической реабилитации, в том числе в Гремихе, губе Андреева, Сайда-губе?

- С целью реабилитации радиационно-опасных территорий береговых технических баз в г. Андреева, ЗАТО Заозерск и ЗАТО Островной (п. Гремиха) в Мурманске в 2000 году создано ФГУП "СевРао" Минатома России с филиалами в ЗАТО Заозерск и ЗАТО Островной. Сегодня предприятие проводит целый комплекс работ на обеих базах по их реабилитации. Финансирование осуществляется Минатомом России. К сожалению, объемы финансирования явно недостаточны для того, чтобы выполнить весь комплекс работ в ближайшие годы. Поэтому мы вместе с Минатомом проводим целенаправленную политику по привлечению иностранной технической помощи. Так, в реабилитацию губы Андреева значительный вклад вносит Норвегия.

Что касается губы Сайда, сегодня там находятся на плаву реакторные отсеки утилизируемых АПЛ, число которых с каждым годом увеличивается. И если ничего не предпринимать, то к 2007 году может остановиться утилизация АПЛ только потому, что их просто некуда будет девать. Поэтому принято решение о создании в губе Сайда комплекса по долговременному наземному хранению реакторных отсеков АПЛ (до 120 отсеков). В настоящее время выполнены ТЭО создания такого берегового комплекса. К сожалению, в ближайшее время вряд ли удастся выделить бюджетные средства на строительство этого объекта (около 80 млн. долл. США), так как придется резко снизить темпы выгрузки ОЯТ и утилизации АПЛ. В поисках средств ведутся переговоры с потенциальными зарубежными инвесторами.

В заключение хочу сказать, что общий объем необходимого финансирования для реализации программ утилизации АПЛ и обращения с РАО и ОЯТ в Мурманской области составляет около 1,5 млрд. долл. США. На сегодня прогнозное финансовое обеспечение составляет около 20%, поэтому необходима интенсивная работа по привлечению средств для решения всего комплекса этих сложных и важных для Мурманской области проблем.

- Как проходит "северный завоз"? Каковы потребности области и насколько он был выполнен в 2001 году?

- Финансирование завоза продукции в районы с ограниченными сроками завоза - а в Мурманской области это Ловозерский и Терский (за исключением Умбы) районы - осуществляется за счет средств федерального бюджета, регионального фонда финансовой поддержки и за счет внебюджетных источников.

В прошлом году потребность районов с ограниченными сроками навигации в топливных ресурсах составляла 26,5 тыс. тонн (171,3 млн. руб.), в продовольствии (только отдаленные села) - 0,24 тыс. тонн (2,6 млн. руб). Завезено было продовольствия (только отдаленные села) - 91% от потребности (0,22 т), нефтепродуктов - 87% от потребности (23,1 тыс. тонн).

На 2002 год с Минэкономразвития РФ согласована потребность в топливных ресурсах в объеме 18,4 тыс. тонн на сумму 73,6 млн. руб. Объемы государственной финансовой поддержки досрочного завоза Мурманской области определены ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" в размере 3,656 млн. руб.

По состоянию на 01.05.02 средства поступили в область в полном объеме. Администрациями Терского и Ловозерского районов объявлены конкурсы на размещение заказов на поставку топлива и продовольствия за счет средств федерального бюджета. (Терский район - 1,267 млн. руб., Ловозерский район - 2,389 млн. руб.).

На 10 мая ситуация складывается такая: завезено 7тыс. тонн топлива (38% от потребности) и 190 тонн продовольствия по ограниченному Минэкономразвития РФ ассортименту.

- Определены ли параметры предстоящего выпуска облигаций, в частности, объем выпуска, срок обращения, предполагаемая доходность? Будут ли облигации купонными или дисконтными? На какой бирже планируется размещение, когда? Зарегистрирован ли выпуск бумаг в Минфине РФ? Если нет, то когда это ожидается?

- Основные параметры предстоящего облигационного займа - объем эмиссии, вид, форма, номинальная стоимость, срок и организации по обращению займа - будут определены позднее. Пока могу сказать только, что в результате конкурса генеральным агентом по организации выпуска и обслуживанию государственного облигационного займа Мурманской области признан Северо-Западный банк Сберегательного банка России.

BackTop