Российское судостроение
Компания Prysmian. Производство судовых кабелейКаталог сайтов зарубежных компанийТехнологии
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

Российские суда должны сменить зарубежный флаг на отечественный

Корабль с российским флагом стал редким гостем в отечественных портах. Под зарубежными флагами сегодня плавает около 60% судов, контролируемых российскими компаниями, но приносящих солидные денежные поступления в бюджеты иностранных государств. Как вернуть эти суда под российский флаг? Об этом в беседе с корреспондентом "Известий" Тимуром Хикматовым рассказывает президент Союза российских судовладельцев Михаил Романовский.

- Чем будете заманивать российских "иностранцев"?

- Созданием Российского международного реестра судов. Мы не придумываем ничего нового - подобная практика весьма широко практикуется в Европе. Для примера можно привести статистические данные насчет доли национального флота, зарегистрированного в своих международных реестрах: Дания - 97%, Норвегия - 91%, Португалия - 80%, Великобритания - 69%. Необходимость создания международного реестра диктуется сложным экономическим положением, в котором оказался российский торговый флот. Из 177 судов, построенных в 1992-2001 годах для российских судовладельцев, более 80% имеют иностранный флаг.

- Но согласно статистике количество российских морских судов, уже внесенных в существующий реестр, не так уж и мало...

- Статистика немного лукавит, так как в один из периодов в морской реестр было переведено 444 речных судна. Из-за этого картина вроде бы складывается благополучная. Но реальное количество морских судов, плавающих сегодня под российским флагом, - 210. За последнее десятилетие Россия потеряла более шестисот судов. Флот старел и списывался, а пополнения не было. Суда строились в основном на деньги зарубежных банков, которые обязательным условием кредитования требовали регистрацию судна за границей. Главная причина нежелания регистрировать суда в России - отсутствие у нас залогового права. Если проект лопается, а при этом судно зарегистрировано в России, иностранцу трудно вернуть свои деньги.

- А были случаи, когда проект строительства судна не "шел", суда не выкупались и в результате отходили в собственность иностранных инвесторов?

- Это обычная практика. Подобные случаи были в Мурманском, Сахалинском пароходстве. Хозяин вправе распоряжаться деньгами, в данном случае - передать судно другой пароходной компании.

- Есть ли в Союзе российских судовладельцев подсчеты, определяющие, сколько недополучил российский бюджет из-за того, что российские суда плавают под зарубежными флагами?

- Точно могут сказать только судоходные компании, управляющие такими судами. Но это приличные суммы, которые, попав в страну, позволили бы избежать критической ситуации на морском транспорте. Наглядным примером кризиса является банкротство Балтийского морского пароходства, практически не существует Камчатское, сложная ситуация в Сахалинском и ряде других пароходств.

- Кто имеет право войти в международный реестр?

- Это суда, плавающие в настоящее время под зарубежными флагами и только строящиеся как за границей, так и в России. Им нужно создать условия, обеспечивающие все преимущества "удобного" флага.

- Что даст судовладельцам пребывание в международном реестре?

- Основной отличительной чертой деятельности судов, входящих в международные реестры, является тот факт, что им разрешено осуществлять перевозки вне правового поля страны. То есть суда должны работать только на международном фрахтовом рынке, где складываются свои экономические и финансовые условия. Выполнение этого принципиального условия обусловлено специальным налоговым и таможенным законодательством во всех странах, где созданы и действуют международные реестры. Аналогичное спецзаконодательство должно быть создано и в России, иначе цель создания реестра не будет достигнута.

- Можно ли сегодня говорить о том, что даст России создание такого реестра?

- Экономические расчеты экспертов показывают, что к 2010 году удастся без привлечения бюджетных средств создать торговый флот в составе 874 судов. Принятие закона имеет и социальный резонанс: в результате создания реестра будет образовано 18 тыс. рабочих мест на судах и около 50 тыс. на берегу. Сумма подоходного налога, уплачиваемого членами экипажей судов, в начальный период составит 10,7 млн долларов с последующим увеличением до 59 млн.

- Почему сегодня российские суда строятся на зарубежных верфях?

- Сегодня наши налоговые законы таковы, что строящийся в России пароход не станет окупаемым. Изменить налоговое законодательство очень сложно. Поэтому мы предлагаем более краткий путь к началу работ на российских верфях - чтобы эти суда были зарегистрированы в международном реестре. Иначе Россия потеряет торговый флот: старые суда спишут, а новые будут регистрироваться в оффшорах.

- А как иностранные инвесторы, которые вкладываются в строительство судов, посмотрят на возможный их переход из оффшоров в российский международный реестр?

- Нам нужно создать такие условия, чтобы они восприняли это хорошо. Например, если на Кипре у судна проблемы, то хозяин по телефонному звонку своего адвоката может забрать его. Такие же условия заложены и в российском международном реестре.

- Почему закон "О международном реестре судов", работа над которым ведется три года, еще не принят?

- Сейчас закон пошел по третьему кругу, чтобы 19 заинтересованных ведомств дали свое согласие. Осталось лишь несколько ведомств, говорящих нет, - Минфин, Минэкономразвития, Центробанк, МНС, Таможенный комитет. "За" выступают судостроители, ВМФ (так как гражданский флот под российским флагом в случае необходимости может обеспечивать военные нужды), Минтранс и др.

- А чем мотивируют свой отказ названные ведомства?

- Они не хотят предоставлять льготы. В этом есть, наверное, и наша вина, что мы не смогли провести встречу и разъяснить позицию. Не нужно никаких льгот, мы лишь хотим, чтобы 180 судов сменили зарубежный флаг на российский и стали платить в наш бюджет.

Справка "Известий"

Регистрация в Российском международном реестре означает переход под юрисдикцию российских налоговых органов из юрисдикции налоговых органов зарубежных стран. Для судовладельцев, зарегистрировавших свои суда в реестре, устанавливаются следующие условия:

1. Устанавливается единый спецналог в виде тоннажного сбора, исчисляемого на основе брутто-тоннажа.

2. Судовладельцы освобождаются от уплаты налогов, предусмотренных действующим законодательством РФ, и платят регистрационный (первоначальный) и ежегодный тоннажный сборы, которые поступают в федеральный бюджет России.

Мнения "отказников"

В пресс-службе Минэкономразвития так прокомментировали позицию своего ведомства: "Никто не возражает против идеи принятия этого закона. Мы настаиваем лишь на доработке, так как закон имеет юридически технические замечания. Данный закон должен вписываться в систему российского законодательства".

Более краткий комментарий предоставила пресс-служба Минфина: "Идет нормальная работа над законом, выясняются позиции сторон".

В пресс-службах МНС, ГТК и Центробанка не смогли сформулировать позиции своего ведомства по этому вопросу.

BackTop