Российское судостроение
Компания Prysmian. Производство судовых кабелейВсе предприятия судостроенияКто есть кто
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

Чтобы поражения были невозможны в принципе

Газета "Финансовые известия"
01.03.07, Илья Миронов

Недавно руководством страны была поставлена задача реструктуризации отечественной судостроительной отрасли. О перспективах развития крупнейших и старейших судостроительных предприятий, входящих в структуру "Объединенной промышленной корпорации" (ОПК), корреспонденту "Известий" Илье Миронову рассказал вновь назначенный директор "Северной верфи" Андрей Борисович Фомичев.

Андрей Борисович, вы призваны на новый пост в важное для двух крупнейших отечественных судостроительных предприятий время. Реструктуризация судостроительных активов ОПК и создание Объединенной верфи ОПК теперь ваша главная задача?

Главная, но далеко не единственная. Не менее важно, чтобы все изменения в пользу модернизации на "Северной верфи" и Балтийском заводе прошли таким образом, чтобы не нарушить выполнение уже запланированных работ на каждом из предприятий и обеспечить своевременное и качественное выполнение всех существующих заказов. И одновременно - продолжить достойный выход на мировой уровень, заключить новые важные для государства контракты. Реструктуризация объективно неизбежна, поскольку верфи создавались во времена полного главенства госзаказа, когда выполнение задачи решалось любой ценой. А сегодня этот подход недопустим как по коммерческим, так и по госзаказам. Поэтому во внимание будут приняты и эксклюзивность отдельных производств, и экономическая целесообразность. Будет достигнута оптимальная производственно-технологическая цепочка при выполнении заказов. Это позволит довести и цены, и сроки работ до мирового уровня и, как следствие, добиться экономии государственных средств и завоевать свою нишу в мировом рынке судо- и кораблестроения.

Из чего складываются основные судостроительные активы ОПК? Ведь только в одном Санкт-Петербурге - это десятки предприятий, среди которых КБ "Айсберг", Балтийский завод и "Северная верфь".

Начнем с Балтзавода. Он был создан еще в 1856 году, после потери Россией своего Черноморского флота, преимущественно парусного, в ходе Крымской войны. Завод специализировался на постройке металлических кораблей для военного флота России, а также паровых машин и других судовых механизмов. В 1862 году на заводе построили первый отечественный металлический корабль - броненосную канонерскую лодку "Опыт". Первый российский броненосец, первые дредноуты - тоже со стапелей Балтзавода.

Однако после потери Россией уже практически всего своего военного флота в русско-японской войне, в Порт-Артуре и при Цусиме остро потребовалось создание еще более современного и мощного судостроительного предприятия. Им и стала "Северная верфь", заложенная в 1912 году. За многолетнюю историю на верфи было построено около 400 кораблей и судов различного назначения. Среди них около 170 кораблей для ВМФ России (СССР).

В настоящее время "Северная верфь" является ведущим судостроительным предприятием России. В 1998 году завод одним из первых в Российской Федерации получил лицензии на все виды работ в области строительства, переоборудования, модернизации и утилизации кораблей и судов. В середине 1999 года на верфи была введена система качества на основе международного стандарта ISO 9002, на которую получены сертификат соответствия Союза по сертификации системы "Оборонсертификат" и сертификат одобрения норвежского бюро Веритас BVQi. Сейчас на "Северной верфи" в постройке находятся 4 сторожевых корабля проекта 20380 для ВМФ РФ, фрегат проекта 22350 для ВМФ РФ, специальное судно связи проекта 18280 для ВМФ РФ, осуществляется ремонт БПК "Вице-адмирал Кулаков" и эсминца "Расторопный" Северного флота.

Знаменитый корвет "Стерегущий" вы, Андрей Борисович, специально "на десерт" оставили?

Пожалуй, да. Это самый важный на сегодня проект верфи. О головном корвете проекта 20380, унаследовавшем имя героического российского миноносца времен Русско-японской войны, специалисты говорят, что он способен в корне изменить тактику современного морского боя. Корабли этого проекта являются универсальными боевыми единицами морской зоны, они способны решать различные задачи - от поиска и уничтожения подводных лодок до нанесения ракетных ударов по боевым кораблям противника и огневой поддержки морского десанта. Первый этап заводских ходовых испытаний "Стерегущего" закончен в феврале этого года, и уже в этом году корвет должен отправиться нести службу на Северный флот.

А чем славен сегодня Балтзавод?

Прежде всего это ледокольное судостроение. Недавно успешно прошел государственные ходовые испытания атомоход "50 лет Победы", который является самым большим атомоходом в мире, он способен преодолевать льды толщиной до 2.8 м. Ледокол скоро уйдет в порт приписки - Мурманск и уже в навигацию 2007 года проведет по Северному морскому пути первые караваны грузовых судов. Также на предприятии достраиваются два дизель-электрических ледокола. Их сдача в конце этого года позволит удовлетворить современную потребность России в ледоколах.

В чем именно будет заключаться модернизация Объединенной верфи ОПК и как она будет проходить?

Как видно из истории, оба судостроительных предприятия создавались, чтобы возродить российский флот после поражений. Сегодня, слава богу, ни о войнах, ни о поражениях речь не идет. Однако Балтзаводу - полтора столетия, "Северной верфи" - почти век. И модернизация необходима именно для того, чтобы и в будущем поражения были невозможны в принципе. Плюс к этому необходим широкий выход России на рынок гражданского судостроения. И для этого есть все потенциальные возможности, нужно только ими разумно распорядиться и избавиться от балласта в виде устаревших мощностей. В планах реструктуризации - создание на базе Балтзавода и "Северной верфи" мощной Объединенной верфи ОПК. Концепцию слияния Балтийского завода и "Северной верфи" разрабатывали специалисты петербургского ЦНИИ технологии судостроения. Предполагается, что к 2010-2011 годам "Северная верфь" будет полностью модернизирована, в том числе за счет перевода на это предприятие части оборудования с Балтийского завода. В итоге "Северная верфь" станет современным производственным комплексом, на котором будет возможно производство судов водоизмещением до 80 тыс. тонн (между тем на сегодня предельное водоизмещение корабля, который реально построить на "Северной верфи", составляет не более 12 тыс. тонн).

Соответственно к этому же времени, то есть к 2010-2011 годам, на Васильевском острове будет освобождено 70 гектаров площади, которые сейчас занимает Балтийский завод. Ведь разговоры о том, что предприятие давно пора убрать с Васильевского, идут в Санкт-Петербурге еще с середины 90-х годов. Концепция "Объединенной промышленной корпорации" предполагает, что эти 70 гектаров будут освобождены именно для градостроительного развития северной столицы. Немаловажно, кстати, что этот район благодаря приморскому расположению будет отвечать экологическим требованиям, что для Питера крайне важно.

Можно ли обозначить приоритеты Объединенной верфи в свете модернизации?

Главных задач две: усиление внимания к государственному оборонному заказу и повышение качества его исполнения. А также увеличение объемов гражданского судостроения для отечественных и иностранных заказчиков. Уже в сегодня мы ведем предконтрактные переговоры на строительство серий танкеров, химовозов для иностранных заказчиков - это до 12 судов. Таким образом, судостроительные активы ОПК в настоящее время в силу своей достаточно гибкой инфраструктуры и имеющихся резервов производственных мощностей уже являются базой для развития судостроения и судоремонта в Северо-Западном регионе.

Справка

Фомичев Андрей Борисович. Родился в 1961 году в Калининграде. В 1983 году закончил Калининградский технический университет с отличием, в 1993 году прошел заочное обучение по специальности "инженер-электромеханик". Проходил переподготовку в Высшей школе управления, ЦНИИ "Крылова", Высшей школе экономики. С 1983 по 2005 год работал на судостроительном заводе "Янтарь" строителем корабля, ответственным сдатчиком, начальником производственного отдела, заместителем главного инженера; более 5 лет - заместителем генерального директора по производству и маркетингу. С 2005 года - генеральный директор "Невского судостроительно-судоремонтного завода" (город Шлиссельбург). С июня 2006 года - советник председателя совета директоров ОПК по судостроению.

BackTop