Российское судостроение
Компания Prysmian. Производство судовых кабелейТехнологииКаталог сайтов зарубежных компаний
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

Глава «Северной верфи»: с банками судимся, но гособоронзаказ выполняем

Андрей ФОМИЧЕВ,
генеральный директор
ОАО Судостроительный завод
«Северная верфь»

Электронное периодическое издание «РИАН.Ру»
13 декабря 2011 года

Петербургский судостроительный завод «Северная верфь», в настоящий момент заложенный по кредитам Объединенной промышленной корпорации (ОПК), – одно из ведущих предприятий оборонной промышленности России. Переживающая сегодня сложный период верфь, тем не менее, имеет сформированный на несколько лет вперед портфель заказов по сооружению надводных кораблей для военно-морского флота РФ, а также подписанные контракты с корабелами Норвегии. О судебных разбирательствах с банками и о дальнейшем развитии предприятия рассказал РИА Новости его генеральный директор Андрей Фомичев.

— Андрей Борисович, 2010 года «Северная верфь» завершила с убытком в 980 миллионов рублей. Как предприятие рассчитывает завершить этот год и какие планы на 2012 год?

— Если внимательно посмотреть все наши финансовые отчеты, видно, что основная деятельность – судостроение – приносит устойчивую прибыль. Прошлый год мы закончили по этому показателю в плюсе, три квартала этого года – тоже в плюсе, надеюсь, что и год закроем в плюсе. Также у «Северной верфи» растут и другие важнейшие показатели: за три квартала этого года производительность труда выросла на треть, выручка – в 1,5 раза, стоимость чистых активов – более чем в три раза. Объемы производства последние несколько лет стабильно увеличиваются в среднем на 18% в год, причем положительная динамика у нас была и в кризисный год.

Иногда у нас, конечно, вылезает убыток в промежуточных финансовых отчетах, но убыток, тем более в нашей отрасли, вещь лукавая. Тот убыток, который показывают бумаги, связан с двумя вещами. Первая – это особенности работы по гособоронзаказу (ГОЗ). Например, корвет, который мы сдали в этом году («Сообразительный» передан ВМФ РФ в октябре 2011 года), формально считался как незавершенное производство. Затраты на него идут, соответственно это, по бухгалтерии, ложится на убыток.

Второй вопрос – это необходимость брать коммерческие кредиты для исполнения гособоронзаказа, а эта необходимость, в свою очередь, вызвана нестабильным финансированием по гособоронзаказу. Напомню, что на это указала и Счетная палата РФ, представив свой акт проверки оборонных предприятий. Счетная палата прямо указала, что именно нестабильное финансирование по ГОЗ заставляет предприятие брать кредиты, что приводит к убытку предприятия. Поэтому убыток в данной ситуации – вещь спорная, ведь от основной деятельности «Северная верфь» получает прибыль.

И если в дальнейшем работа пойдет по той схеме, которая утверждена правительством РФ, то и промежуточный убыток уйдет сам собой. Тем более что «Северная верфь» получила госгарантии правительства РФ и акцептованный министерством обороны контракт до 2020 года на общую сумму около 200 миллиардов рублей.

— Этот год запомнился крайне сложной ситуацией с подписанием контрактов по гособоронзаказу в судостроении. Выскажите свое мнение по этой ситуации.

— Скажу лишь, что для «Северной верфи» госконтракты прибыльны. Да и для других предприятий, думаю, тоже – посмотрите, как все за него борются, до каких скандалов дело доходит... С госконтрактами проблема одна – стабильность оплаты. Если так происходит (платежи проходят по графику – Прим. ред.), тогда вопросов нет, можно работать, и тогда не нужно кредитование в коммерческих банках. Сейчас государство придумало кредитную схему, но, к сожалению, с ней другие проблемы. Банки, которые первоначально согласились в этой схеме участвовать, я имею в виду выдачу кредитов оборонных предприятиям для исполнения ГОЗ под гарантии правительства РФ, почему-то вдруг, без объяснения причин, пошли на попятный. Отказываются исполнять распоряжение правительства. По крайне мере это коснулось «Северной верфи».

— И «Северная верфь» пошла в суды? Предприятие в ноябре подало три иска в арбитражи, на «Сбербанк России», «Альфа-Банк» и Внешторгбанк о взыскании 5,2 миллиарда рублей...

— Действительно, мы подали в арбитраж. Мы не понимаем, почему банки не исполняют правительственное распоряжение, и надеемся получить ответ на этот вопрос в суде. Надеемся, что все же банки одумаются, после чего «Северная верфь» получит наконец-то стабильное финансирование, а государство – первую после перестройки серию военных кораблей первого и второго рангов (фрегатов и корветов).

То, что до сих пор происходит – банальный саботаж банков, затягивание ситуации. Политики там мало, в основном там попытка изменить условия кредитного договора в пользу большей прибыльности для банка.

Сейчас идет обычная судебная процедура, по отдельным банкам движение пошло. Но, к сожалению, распоряжение правительства о предоставлении госгарантий подписано премьером Путиным 8 сентября, а сейчас уже декабрь.

— И все же, возвращаясь к гособоронзаказу. Как вы оцениваете ситуацию с ГОЗом в этом году в целом?

— Мы в этом году, как в прошлом, и в позапрошлом, рабочие вопросы решали в рабочем порядке. А вообще формирование ГОЗа каждый год улучшается. Мы просто забыли, что в 2007 году вообще про госзаказ нельзя было говорить, никто не знал, что дадут и когда. В 2008 году хоть узнали, сколько и когда, получили в конце года, кстати, это и стало причиной привлечения кредита, в частности, «Северной верфью». В 2009 году стало еще чуть получше, а 2010 год был годом практически подхода к стабильности. Сейчас, понятно, что год прошел в борьбе, но мы на конец года уже имеем серийные контракты и хотя бы попытку их серийного финансирования. Поэтому на следующий год, думаю, проблем уже не будет. Там уже банки начнут работать.

— Расскажите о дальнейшем развитии предприятия. Каких контрактов нам ждать? Недавно «Северная верфь» подписала соглашение о сотрудничестве в области строительства гражданских судов с норвежской GSE. Есть ли уже какие-то предварительные наработки по этому соглашению?

— То соглашение, которое мы подписали 21 октября с норвежским судовладельцем, уже не первое. Первое у нас было подписано еще в 2008 году, но оно касалось меньшей номенклатуры судов. В рамках того соглашения мы намеревались построить для норвежских компаний Solvik Hull Supplies и Solvik Hull Supplies II AS, входящих в состав Solvik Offshore group, два насыщенных корпуса проекта VS 485 PSV. Один корпус проекта VS 485 передали заказчику – Solvik Hull Supplies AS – в ноябре 2009 года. Но после первого корпуса норвежцы, оценив соотношение «цена-качество», перезаключили с «Северной верфью» контракт на строительство второго корпуса «под ключ».

И то соглашение, которое мы подписали в октябре, рассчитано уже на расширенный продуктовый ряд. Сейчас мы обсчитываем первый заказ в рамках этого соглашения, рассчитываем, что выйдем на подписание одной единицы максимум в первом квартале 2012 года.

Норвежцы ведь к нам идут целенаправленно. Конечно, мы в голове держим и польские верфи, и китайские, которые серьезно демпингуют. Но, учитывая, что уровень цен мы знаем, я пока не вижу причин для сбоя контракта.

— По этому контракту продолжите серию судов проекта VS 485 PSV?

— Не обязательно, с оффшорными судами каждый заказ – как головной, ведь каждый оффшорный заказ строится под определенную морскую буровую платформу. У каждой платформы есть номенклатура судов, которая должна ее обслуживать, поэтому суда здесь не бывают серийными. То, что мы прорабатываем сейчас – это, в принципе, такой же проект, как мы только что передали норвежцам, но немного другого назначения, с учетом усиленного ледового исполнения.

— Какие у вас планы по модернизации предприятия? Будет ли она проводиться в 2012 году?

— Конечно, у нас есть своя программа. Базовую программу модернизации мы защитили еще в 2007 году... Наши планы проверяли эксперты «Газпрома» – на возможность строительства газовозов LPG, LNG, и эту возможность «газпромовская» комиссия подтвердила. После этого наши расчеты проверяли и одобрили японские Mitsui и Mitsubishi. Это серьезный проект, который проходил все стадии согласования. У нас достаточно серьезные изменения прошли за пять лет и происходят сейчас. Сейчас мы собираемся менять линию обработки металла, уже аванс заплатили, закупили новое покрасочное оборудование.

С учетом того, что мы достаточно много вкладывали в модернизацию верфей, мы вышли на европейский уровень кораблестроения. Мы единственная верфь, которая в 3D модели может выполнять трубомедницкие работы, работы по сборке корпуса, работы по внутренней оснастке и оборудованию корабля. У нас единый интерфейс с Северным ПКБ. В целом за последние годы инвестиции в развитие «Северной верфи» составили несколько сот миллионов рублей.

— Какова сегодняшняя загрузка предприятия?

— На сегодня, если говорить про мощности, у нас 100%-ая загрузка, даже более. У нас до недавнего времени по выходным выходило до 500 человек, и в субботу, и в воскресенье. Сейчас, когда мы сдали «Сообразительный», такого аврала нет, работаем на номинале.

В этом году у нас была серьезная производственная программа – мы передали заказчикам четыре единицы. Это две модернизации для Алжира, один норвежец «под ключ» и корвет.

Кроме того, у нас под поселение экипажа готов третий корвет, «Бойкий». Это означает высокую степень готовности корабля, скоро мы должны подписать соответствующий акт. Не скажу, что проблем нет вообще, они есть и прежде всего из-за срыва финансирования. Но пока мы не говорим о переносе сроков, все будет зависеть от банков и от их здравомыслия.

— Расскажите о той ситуации, которая сегодня складывается на «Северной верфи». Суды, конфликты «Объединенной промышленной корпорации», акционера предприятия, публикации СМИ...

— Действительно, в последнее время в СМИ появляется множество обвинений «Северной верфи», причем, хочу отметить, эти обвинения абстрактны – кто-то что-то где-то сделал, и бездоказательны. Мы уже подали в суд на средство массовой информации и на конкретного человека, который эту клевету на нас возводил, два иска.

Поймите правильно, за последние месяцы «Северную верфь» проверяли различные государственные инстанции более 10 раз – и Счетная палата, и КРУ президента, и Генпрокуратура, и налоговая. Ни одна из них не нашла никаких нарушений, и наш основной государственный заказчик – Минобороны – проблем в части использования государственных средств не видит. Все эти факты, положительные для нас, подтверждены официальными актами и письмами министра обороны, докладами президенту. И при этом определенные частные лица, видимо, не принимают во внимание эти документы и пытаются ввести в заблуждение широкую общественность, выдавая ей ложную информацию. Естественно, что мы пошли в суд.

Сейчас раздумываем, не пойти ли еще на один процесс.

BackTop