Российское судостроение
Компания Prysmian. Производство судовых кабелейВсе предприятия судостроенияТехнологии
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

От базовых проектов – к серийному производству

,

Дмитрий ГАРМАШ,
Главный инженер КБ «Восток»,
ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта»

Корреспондент
РИА «Fishnews.ru»
06 октября 2011 года

В рамках прошедшей в Санкт-Петербурге в конце сентября выставки «НЕВА-2011» состоялась традиционная 11-ая Юбилейная Международная конференция «Перспективы развития российского гражданского судостроения». В ее ходе специалисты ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта» провели круглый стол на тему «Развитие рыбопромыслового судостроения и рыбопромыслового флота». Итоги этой дискуссии специально для РИА Fishnews.ru подвел главный инженер КБ «Восток» ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта» Дмитрий ГАРМАШ.

— Дмитрий Евгеньевич! Какие цели преследовались вашей фирмой при организации «круглого стола», тем более, что это не первый «круглый стол» по данной теме, а ранее ОАО «ЦТСС» уже организовывало подобные мероприятия на других международных выставках?

— Действительно, это не первый «круглый стол» по данной тематике, но к настоящему времени уже «кристаллизовались» как основные вопросы по данной теме со стороны рыбопромысловых компаний России, так и со стороны российских конструкторских бюро и судостроительных заводов. Обсуждение этих вопросов, поиск путей решения проблем развития рыбопромыслового флота и, соответственно, рыбопромыслового судостроения совместно рыбаками и судостроителями – вот основная цель данного «круглого стола».

— Какие вопросы затрагивались на «круглом столе» как рыбаками, так и судостроителями?

— Затрагивались весьма актуальные вопросы для обеих сторон. Например, такой вопрос, как реальная потребность рыбохозяйственного комплекса России в судовом составе рыбопромысловых судов различных типов на период до 2020 года, идеология и направления развития российского рыбопромыслового флота и его типового состава, методы повышения эффективности реализации вариантов стратегий развития рыбопромыслового флота России.

Также обсуждались проекты рыбопромысловых судов различного назначения, предлагаемые сегодня как российскими, так и зарубежными проектантами, вопросы сотрудничества рыбаков в качестве судовладельцев и проектантов, строителей судов. Вопросы международного сотрудничества при строительстве рыбопромыслового флота для российских рыбопромышленных компаний.

Обсуждались вопросы развития научно-исследовательского рыбопромыслового флота.

Также актуальными являются вопросы готовности российской судостроительной промышленности к строительству рыбопромысловых судов нового поколения, комплектации судов оборудованием.

То есть, было что обсудить и рыбакам, и судостроителям.

— И какие ответы были получены в ходе проведения «круглого стола» на актуальные вопросы развития рыбохозяйственного комплекса страны и рыбопромыслового флота, как одной из его основных составляющих? Тем более, эти вопросы уже известны и дискуссии по ним ведутся давно.

— Начнем, пожалуй, с основополагающего для судостроителей вопроса – это количество рыбопромысловых судов различных типов для основных рыбохозяйственных бассейнов по годам, на период до 2020 года. Нам, судостроителям, известны две точки зрения по данному вопросу. Одна – Федерального агентства по рыболовству, другая точка зрения высказана учеными и специалистами ОАО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт по развитию и эксплуатации рыбопромыслового флота «Гипрорыбфлот» (г. Санкт-Петербург).

Так, по данным Росрыболовства, высказанным на различных совещаниях еще до проведения нашего «круглого стола», общая потребность в рыбопромысловых (прежде всего – добывающих судах) на период 2011-2020 гг. составит 251 судно, а по данным ОАО «Гипрорыблот» эта потребность определена в величину более 700 судов.

Это весьма важный вопрос, так как он будет определять потребность в материальных ресурсах, необходимых для столь масштабного строительства как в первом, так и во втором случае. Но само практически трехкратное различие цифр по потребности в рыбопромысловых судах требует, на мой взгляд, проведения серьезного научного исследования по данному вопросу институтов системы Росрыболовства с целью разработки некоего объединяющего программного документа, например, что-то типа «Программы рыбопромыслового судостроения для модернизации и развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации».

Потому что даже потребность в 251 рыбопромысловом судне уже позволит применить «базовые проекты – платформы» в каждом типе судов, осуществить межпроектную унификацию по оборудованию, применить стандартизацию для некоторых типов судов, что позволит осуществить удешевление строительства судов, осуществить их серийное строительство. Дорабатывать же под требования рыбаков можно технологический рыбоперерабатывающий комплекс в рамках модификации его базовой комплектации, под выпуск соответствующих видов продукции, как и палубно-траловый комплекс и промысловую схему судна, производственную холодильную установку (ее структуру и комплектацию).

Причем, такое количество судов открывает и перспективы для широкого международного сотрудничества в вопросе строительства нового поколения рыбопромысловых судов для российских рыбопромышленных компаний.

В «Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной Президентом России, определены важнейшие задачи национальной морской политики, в том числе в области промышленного рыболовства:

  • «…систематическое рациональное обновление рыбопромыслового флота»;
  • «создание условий для преимущественного размещения заказов на строительство рыбопромысловых судов на российских верфях…».

В соответствии со «Стратегией развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года», разработанной под руководством Федерального агентства по рыболовству, суммарный вылов морских гидробионтов рыбопромысловым флотом к 2012 году прогнозируется на уровне 4 020 тыс.т, к 2017 г. – 5 270 тыс.т, к 2020 году – 6 060 тыс.т.

Рост объемов вылова и реализации рыбы и морепродуктов с 3,8 млн. тонн до не менее 5,5-6,0 млн. тонн в год не может быть достигнут из-за критического состояния устаревшего рыбопромыслового флота и отсутствия современных промысловых судов. Эта цель может быть достигнута только за счет эффективной работы вновь построенных и переданных в лизинг российским компаниям рыбопромысловых судов, построенных по новым проектам.

Но в любом случае, цифра потребности в рыбопромысловых судах для развития и модернизации рыбохозяйственного комплекса России нуждается в серьезном уточнении, и это тема для серьезной работы отраслевых институтов Росрыболовства, так как она будет определять развитие рыбопромыслового судостроения в России.

— А как обстоит дело с проектами рыбопромысловых судов в России? Что предлагают зарубежные компании? Каким Вы видите международное сотрудничество в рыбопромысловом судостроении для российского рыбопромыслового флота?

— Сегодня проектные работы по рыбопромысловым судам в России ведутся в рамках работ по Федеральной целевой программе «Развитие гражданской морской техники» на период 2009-2016 гг., осуществляемой Министерством промышленности и торговли РФ. В рамках опытно-конструкторских работ по данной тематике разработаны проекты рыбопромысловых судов нового поколения ФГУП «ЦНИИ им. Акад. А.Н. Крылова», входящим в него ЦКБ «Балтсудопроект» и Конструкторским бюро «Восток», входящим в состав ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта». Обе организации находятся в Санкт-Петербурге, мы активно сотрудничаем в вопросах проектирования судов.

Нашим конструкторским бюро разработан целый типоразмерный ряд рыбопромысловых судов нового поколения, таких как:

  • многофункциональный большой морозильный рыболовный траулер проекта 11480;
  • средний морозильный рыболовный траулер для работы в исключительной экономической зоне Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна РФ – проект 22970;
  • средний морозильный рыболовный траулер для работы в прибрежной зоне и в территориальных водах РФ – проект 13728;
  • средний морозильный рыболовный траулер для работы в прибрежной зоне и в территориальных водах РФ – проект 19960;
  • малый рыболовный морозильный траулер для прибрежного рыболовства – проект 21060;
  • малый рыболовный морозильный траулер для прибрежного рыболовства – проект 22210.

Также выполнены проектные работы по научно-исследовательским судам для рыбохозяйственных и океанографических исследований в обеспечение развития промышленного рыболовства – это научно-исследовательское судно для работы по международным соглашениям для проведения океанографических и рыбохозяйственных исследований «НИС-75», предложения по научно-промысловому судну проекта 22970 НИС.

Проекты рыбопромысловых и научно-исследовательских судов нового поколения разработаны в тесном сотрудничестве с отраслевыми научно-исследовательскими институтами Федерального агентства по рыболовству – ОАО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт «Гипрорыбфлот» (г. Санкт-Петербург), ФГУП «ВНИРО» (г. Москва), ФГУП «ТИНРО-Центр (г. Владивосток), а также научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями судостроительной промышленности – ФГУП «ЦНИИ им. Акад. А.Н. Крылова», ОАО «НПО «Концерн «Аврора», ЗАО «ЦНИИ СМ» (г. Санкт-Петербург), ОАО «ЦНИИ «КУРС» (г. Москва).

Хотелось бы рассказать о положительном опыте сотрудничества в создании рыбопромысловых судов нового поколения с участием самих рыбаков. Так, при создании проекта рыбопромыслового судна СРТМ пр. 22970 техническое задание на создание судна было согласовано с рабочей группой Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья, руководимой председателем Правления Приморского краевого союза рыболовецких колхозов П.Н. Гордиенко. Со специалистами Приморского Крайрыбакколхозсоюза прорабатывались промысловые и технологические схемы переработки улова, всесторонне учитывался опыт рыбаков при проектировании судна нового поколения.

Для экспертизы инженерных и технических решений привлекались как специалисты ОАО «Гипрорыбфлот» из Санкт-Петербурга, так и специалисты и ученые дальневосточного института ФГУП «ТИНРО-Центр» из Владивостока, обладающие бесценными знаниями местных условий промысла морских биоресурсов, опытной эксплуатации и отработки промысловых схем.

Для отработки формы корпуса, обеспечения мореходных качеств судов привлекались ученые и инженеры ФГУП «ЦНИИ им. Акад. А.Н. Крылова», которые провели испытания модели судна в опытовом бассейне на ходкость, мореходность и управляемость, выдали рекомендации и расчеты по пропульсивному комплексу судна. На данном проекте нашим конструкторским бюро обеспечены высокие технико-эксплуатационные характеристики, которые позволят российским рыбакам осуществлять эффективный промысел рыбы и осуществлять гибкую эксплуатацию судна. Фактически разработана и, надеюсь, будет реализована концепция многофункционального траулера – сейнера с глубокой безотходной технологией переработки рыбы и морепродуктов на борту судна и выпуска высоколиквидной продукции.

Также учитывается и передовой зарубежный опыт при создании рыбопромысловых судов – ОАО «ЦТСС» развивает сотрудничество с известными норвежскими проектными фирмами – «Skipsteknisk A/S» и «Rolls-Royce Marine A/S», «Wartsila Ship Design A/S». Сегодня есть место и возможность международного сотрудничества как в области совместного проектирования рыбопромысловых судов, так и в поставках и проектировании и лицензионном изготовлении на российских предприятиях комплектующего оборудования для таких судов.

Мы готовы с нашими зарубежными партнерами вести такую работу с российскими рыбопромышленными компаниями. Необходимо учитывать и внедрять зарубежный опыт, технологии промысла, технологии переработки рыбы и морепродуктов, если они будут реально востребованы в наших условиях промысла.


BackTop