"Гепард" - первый атомный подводный крейсер ХХI века
Игорь Лисочкин
В ближайшее время на "Севмашпредприятии" состоится церемония передачи Военно-морскому флоту новой атомной подводной лодки "Гепард", по своим тактико-техническим данным не имеющей равных себе в мире. Из Северодвинска сообщили, что заводская команда уже ушла с лодки, уступив место экипажу военных моряков. Главное событие еще не свершилось, но круги от него уже идут по всему миру, вызывая повышенный интерес военных специалистов и политиков не только России, но и многих других стран. Тут есть о чем подумать и о чем поговорить. "Гепард" построен по проекту Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения "Малахит". Его генерального конструктора - начальника бюро, лауреата Государственной премии РФ Владимира ПЯЛОВА попросил рассказать о новой АПЛ наш обозреватель Игорь ЛИСОЧКИН.
Атомная подводная лодка "Гепард" (К-335, проект 971 Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения "Малахит")
Главный конструктор - Георгий Николаевич Чернышев, с 1997 года - Юрий Иванович Фарафонтов.
Класс - многоцелевая.
Серия - "Барс".
Заложена - 1991 год.
Спущена на воду - 1999 год.
Длина - 113 метров.
Ширина - 13,8 метра.
Осадка - 9,6 метра.
Водоизмещение в надводном положении - 8.470 тонн.
Водоизмещение в подводном положении - 13.800 тонн.
Число отсеков - 6.
Экипаж - около 80 человек.
Максимальная скорость - более 30 узлов.
Время автономного плавания - более 3 месяцев.
Вооружение - торпеды и ракеты с боеголовками различных типов, высокоточное оружие, мины.
|
- Нельзя сказать, что "Малахит" мелькает на страницах печати. С одной стороны, в вашем бюро работали Перегудов, Исанин, Чернышев и другие великие кораблестроители, в нем рождались проекты многих подводных кораблей. С другой стороны, боюсь, что название вашего бюро очень многим нашим читателям покажется вообще незнакомым.
- Нам (бывшему СКБ-143) уже полвека. На протяжении десятилетий мы занимаемся тем, что создаем основу современного Военно-морского флота - атомные подводные лодки, сочетающие скрытность, мобильность и ударную мощь, способные действовать в любых районах Мирового океана, не требуя завоевания даже регионального господства на море и в воздухе.
Мне трудно судить о том, что ваши читатели знают о нашем бюро. Но его проекты и дела достаточно широко представлены в научной, исторической и мемуарной литературе. "Малахит" и сам выпускает серию книг "Подводное кораблестроение: прошлое, настоящее, будущее". Их вышло уже 15.
Нам есть о чем рассказать. Ведь по нашему проекту была построена первая отечественная атомная подводная лодка (проект 627). С наших лодок впервые стартовали баллистические ракеты: в 1955 году - с поверхности моря, а в 1960-м - из-под воды. Наконец, в 1962 году наша лодка "Ленинский комсомол" впервые дважды прошла подо льдами Северного Ледовитого океана, трижды всплывала на Северном полюсе...
- Бюро специализировано на проектировании так называемых многоцелевых подводных лодок. Владимир Николаевич, пожалуйста, опять-таки для читателя поясните, что значит этот термин.
- Подводные корабли делятся на две категории. Одну составляют стратегические ракетоносцы. Их задача скрытно занять позицию в Мировом океане и быть готовыми обрушить на агрессора сокрушающий ядерный удар. Другую категорию - такие лодки, которые способны отыскивать в океане и уничтожать любые подводные и надводные корабли противника, поражать высокоточным оружием береговые цели, вести разведку, осуществлять минирование и выполнять еще ряд функций. Они и называются многоцелевыми.
Кстати, эти лодки сопровождают стратегические ракетоносцы при выходах на боевое дежурство, чтобы обезопасить их от возможных неприятностей.
- Как известно, "Малахит" создал проекты уже третьего поколения таких лодок: серию "Барс" (по классификации НАТО - Akula). Верно ли, что это лучшие в мире лодки, которые действуют в Мировом океане?
- Верно. И пусть никто не принимает это за похвальбу генерального конструктора - начальника бюро. Это общепризнанно. В зарубежной научной и технической литературе "Барсам" тоже посвящено немало слов, употребленных в самой превосходной степени. Таких лодок у нас построено 14: семь - в Комсомольске-на-Амуре и семь - в Северодвинске. "Гепард" - последняя сошедшая со стапелей лодка этой серии.
- Но чем же она отличается от рядового "Барса"?
- "Рядового" "Барса" нет в природе. Дело в том, что любая лодка строится довольно долго, несколько лет. За это время меняется обстановка в Мировом океане, возникают новые научные идеи, виды оружия и способы их применения. Поэтому приходится совершенствовать лодку. Есть директивные документы, которые прямо обязывают нас, конструкторов, этим заниматься. Так что каждая новая лодка не является простым повторением предыдущей.
Примерно то же - за рубежом. Например, американцы с начала 70-х ведут очень большую серию лодок "Лос-Анджелес" (по-нашему - "лосов"). Серия одна, а корабли - разные. Поскольку их проект пять раз подвергался основательным модернизациям.
Если говорить о "Гепарде", то в нем использован весь предшествующий опыт подводного кораблестроения, последние достижения военной науки и техники.
- В НАТО эту АПЛ уже квалифицировали как Akula-II...
- Не знаю, что ответить... Наверное, правильнее было бы - Akula-III. Но это дело специалистов НАТО, пусть они этим и занимаются.
- Говорят, что "Гепард" самая скоростная и бесшумная лодка... Представитель Минобороны на "Севмаше" капитан 1-го ранга Павел Нычко заявил: "Теперь мы с гордостью можем сказать - второй лодки, способной сравниться по своим техническим возмож-ностям с "Гепардом", в мире нет".
А ведь были времена, когда американцы называли наши АПЛ "ревущими коровами" и были убеждены, что фиксируют их передвижения с достаточной точностью. Между тем, понятно, очень важно, "кто за кем ходит в океане". И в одно прекрасное время американцы с удивлением убедились, что не они за кем-то ходят, а напротив - ходят за ними! Когда это произошло?
- В середине 80-х, с появлением "Барсов". С шумностью дело до этого времени действительно не всегда обстояло благополучно. А все наши лодки всегда были скоростными.
- Проблема малошумящих винтов? Об этом ходило немало разговоров...
- Многие так считают, но это не вполне правильно. Конечно, роль винта тут значительна. Но шум от него возникает только на высоких скоростях. В лодке шумят турбина, сотни механизмов, которыми она начинена. И не по причине конструкторских просчетов. Американские лодки были потише за счет более высокой, чем у нас, культуры производства.
И мы долго ссорились с нашими производственниками, требуя во всех механизмах отсутствия дисбалансов и эксцентриситетов, которые вызывают не только шум, но и резонанс смежных конструкций лодки. Ту же задачу перед промышленностью выдвинули директивные органы страны.
Не сразу и не быстро, но с этой проблемой удалось окончательно справиться. Уже первый "Барс" был малошумящей лодкой, а на протяжении строительства серии шумность удалось уменьшить еще в 3,5 раза.
И картина переменилась. Помните случай, когда наши подводники передавали матроса с перитонитом англичанам? Английских военных моряков поразил не сам факт такого контакта, они были в шоке по другой причине: лодка всплыла прямо в районе их учений, а о ее присутствии в нем они не имели ни малейшего представления.
"Гепард" на рабочей скорости, позволяющей ему быстро обследовать достаточно большой район, вообще не засекается существующими гидролокационными средствами. И даже когда он набирает скорость, то способен "увидеть" и "услышать" в океане любого супостата прежде, чем тот его заметит.
- На лодке установлен "вэвээровский" реактор. Один. Почему?
- Использование двух реакторов на подлодках было нацелено на повышение надежности. Но модернизированная атомная двигательная установка ОК-650 с одним водо-водяным реактором обладает такой мощностью, надежностью и безопасностью, что дублировать его нет необходимости. Мы достаточно давно идем этим путем, он проверен. Это не новация.
- Были сообщения, что "Гепард" успешно прошел два цикла государственных испытаний, включающих проверочные стрельбы и апробирование всех боевых систем.
- Я выразился бы точнее: прошел все этапы испытаний. И просто на удивление успешно, практически без замечаний. Подобное случается очень редко.
- Сейчас на любые рассуждения об АПЛ накладывается трагедия "Курска". Что вы можете сказать по этому поводу?
- Почти ничего. "Малахит" не привлекался к исследованиям этой аварии, и наших конструкторов никто ни о чем не спрашивал. Мы пользуемся теми же сообщениями в прессе и по телевидению, что и вы.
Но если вы хотите знать частное мнение специалиста, скажу: в гибели корабля не может быть вины ни конструкторов "Рубина", ни экипажа. "Курск" был великолепной лодкой. И авария, скорее всего, возникла из-за невероятного и неожиданного схождения множества обстоятельств, такого схождения, которое случается лишь раз на протяжении жизни нескольких поколений.
Надо понимать, что сейчас АПЛ и у нас, и за рубежом находятся на столь высоком уровне разработки, что их можно считать непотопляемыми. Такими, по существу, они и являются. В этом убеждены многие ученые и конструкторы.
Скажу, что с наших лодок третьего поколения вообще были убраны приспособления, позволявшие водолазу вести переговоры с экипажем, подавать воздух в лодку с надводного корабля. За явной ненадобностью.
Трагедия "Курска" заставила уточнить многие взгляды в области кораблестроения...
- В Северодвинске журналисты долго добивались ответа на вопрос: "Какие изменения внесены в средства спасения экипажа в случае тяжелой аварии?" Их заверили, что эти средства выполнены на высочайшем техническом уровне, но о подробностях говорить не стали, сославшись на невозможность раскрывать конструктивные особенности лодки.
Можно предположить, что, поскольку на "Гепарде" все сделано "на высочайшем уровне", вам и не было нужды вносить какие-то изменения. Так?
- Ну, во-первых, я считаю, что средства спасения моряков не могут и не должны быть секретными. А во-вторых, ваше предположение неверно. После известных трагических событий мы провели тщательную ревизию всей системы коллективных и индивидуальных средств спасения и внесли в нее заметные изменения.
Приведу только один пример. В процессе строительства "Гепарда", памятуя о тех трудностях, которые пережил экипаж "Комсомольца" при спуске на воду спасательных плотов, мы предлагали оснастить лодку принципиально новыми приборами. Встречали возражения на научно-технических советах. Год назад возражения отпали.
Теперь члену экипажа достаточно нажать на кнопку, пороховой заряд срежет крышку и выбросит на воду спасательный плот, который раскроется автоматически. Таких приборов на "Гепарде" четыре. Я уверен, что экипажу никогда не придется ими пользоваться. Однако известно, что береженого бог бережет.
Кстати говоря, еще задолго до гибели "Курска" мы выступили с предложением об унификации средств спасения подводников на всех флотах мира. Это позволит в мирное время одной лодке приходить на помощь другой вне зависимости от ее национальной принадлежности. Наше предложение не отвергнуто и продолжает рассматриваться.
- Но ведь вы работаете в такой отрасли, где контакты конструкторов разных стран вряд ли могут приветствоваться.
- Почему же? Такие контакты существуют. Мы, например, встречались с американскими коллегами. Они над нами долго посмеивались по поводу той сверхсекретности, которой окружена наша деятельность. Тогда военные моряки пригласили американцев на свои лодки, показали их, так сказать, "живьем".
- А это не чревато последствиями?
- Нет. Конструирование подлодки, ее компоновка осуществляются по хорошо известным законам кораблестроения. Секрет составляют многие ноу-хау, сосредоточенные в ее механизмах, агрегатах и приборах. Но их глазом не увидишь. А конструкторы народ тактичный, лишних вопросов они не задают.
Американцы пообещали нам так же показать свои лодки. Но пока на это не решились. Теперь мы над ними посмеиваемся.
- Упорно утверждают, что на церемонии передачи "Гепарда" в состав Северного флота будет присутствовать президент России...
- Это может решить только сам президент. Но на Северном флоте, на "Севмаш-предприятии", на "Малахите" такие надежды питают. Тем более что Владимир Владимирович Путин знаком с "Гепардом". В октябре 1999 года, еще будучи премьером, он "выводил" его на ходовые испытания из 55-го цеха.
- Последний раз я был на "Малахите" года три назад. Бюро находилось тогда в таком финансовом положении, что, кажется, хуже не бывает. Насколько можно понять, ситуация улучшилась?
- Да, мы считаем, что самое тяжелое позади. Начала "дышать" промышленность, и заказчики получили возможность понемногу отдавать нам свои немалые долги. Кроме того, бюро удачно участвовало в тендерах по конверсионным проектам. Один спроектированный нами завод уже купила Белоруссия. Проявил к нему интерес Иран... Конечно, хотелось бы жить лучше, но и особо жаловаться сегодня - грех.
- На протяжении последних лет у вас создавалось немало интересных проектов - от подводных ледоколов до городского театра на воде. Без малейших надежд на финансирование. Что это? Упрямство профессионалов?
- Давайте рассмотрим хорошо известное явление в сегодняшней промышленности. Стоило ей чуть оживиться, мгновенно возник дефицит кадров. Квалифицированный станочник, сварщик, монтажник - на вес золота. Предприятия переманивают их друг у друга...
Еще более критическая ситуация, если о ней заранее не думать, может возникнуть в науке и в проектировании. Поэтому мы стремились не только сохранить коллектив высоко- квалифицированных специалистов (это удалось), но и вести работу над проектами (в частности судов для освоения морского шельфа) и научными идеями, рассчитанными на дальнюю перспективу. Я убежден, что экономика России поднимется с колен, и следует быть готовыми к этому.
|