Российское судостроение
Компания Prysmian. Производство судовых кабелейКаталог сайтов зарубежных компанийТехнологии
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

Гендиректор «Малахита» рассказал, как изменились технологии строительства кораблей

Владимир ДОРОФЕЕВ,
генеральный директор
Санкт-Петербургского
морского бюро
машиностроения «Малахит»

Александр ЕМЕЛЬЯНЕНКОВ,
Портал «Новости ВПК»
28 ноября 2018 года

В числе тех, кто получил в Кремле высокие награды, был человек совсем не публичный – генеральный директор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» Владимир Дорофеев. Но «Российской газете» и нашим читателям он знаком. Потому что руководит конструкторским коллективом, где была создана первая в нашей стране атомная подлодка и где сегодня уже работают над АПЛ пятого поколения. Во вторник, 27 ноября, из рук президента России он получил орден «За морские заслуги», и мы поздравляем Владимира Юрьевича с этой наградой.

Гендиректор «Малахита» рассказал, как изменились технологии строительства кораблей

Фото: Владимир Путин и Владимир Дорофеев.
Источник изображения: rg.ru

Нынешний год – юбилейный и для К-3, и для самого «Малахита»: первой в СССР атомной подлодке – шестьдесят, а проектному бюро, где она родилась, – семьдесят. Как изменились за прошедшее время технологии проектирования и строительства подобных кораблей? Обстоятельный разговор на эту тему еще впереди. А сейчас – несколько суждений гендиректора «Малахита» на злобу дня.

ЕМЕЛЬЯНЕНКОВ:
Над созданием первой АПЛ работало, без преувеличения, полстраны. Надо было догонять вероятного противника, средств на это не жалели. Сегодня у минобороны иной подход, стоимость продукции тщательно контролируется. Как соотносится стоимость АПЛ серии «Ясень» с зарубежными аналогами?

ДОРОФЕЕВ:
Многоцелевая подводная лодка «Ясень» стоит дешевле, чем примерные аналоги, созданные за рубежом. Например, атомные подводные лодки «Вирджиния» или, тем более, Seawolf, построенные в США. Можно и по-другому взглянуть: сравнить наши и их корабли по параметру военно-экономической эффективности. Где, с одной стороны, мы имеем в виду реализованный боевой потенциал, а с другой – то количество денег, которое потрачено на это. Так вот по критерию стоимость-эффективность подводные лодки серии «Ясень» не уступают, а по ряду основных показателей существенно превосходят результат наших коллег-конкурентов, реализовавших проект «Вирджиния».

Если посмотреть глубже, стоит выделить два аспекта. Первый связан с управлением издержками. Это работа проектно-конструкторского бюро, завода-строителя и тех многочисленных предприятий, которые являются разработчиками всего комплектующего оборудования, которое и составляет подводную лодку. С этой точки зрения, Министерство обороны нашей страны приняло очень правильное решение, когда в 2011 году были заключены контракты на строительство серии атомных многоцелевых подводных лодок «Ясень». Это позволило заводу вместе с разработчиками комплектующего оборудования контрактовать закупки сразу на всю серию намеченных к постройке АПЛ. И такой групповой заказ оборудования дал возможность предприятиям нашей кооперации управлять издержками, иметь четкий производственный план на несколько лет вперед.

ЕМЕЛЬЯНЕНКОВ:
Работу по снижению издержек, которая ведется в «Малахите», ставят в пример другим организациям ОСК…

ДОРОФЕЕВ:
При этом надо понимать, что вопрос стоимости корабля, это не только вопрос управления издержками. Это еще вопрос стоимости тех требований, которые предъявляются к кораблю (а значит – закладываются в его проект), и в целом вопрос его эффективности.

ЕМЕЛЬЯНЕНКОВ:
Это тот самый «второй аспект»?

ДОРОФЕЕВ:
Да. Если к кораблю предъявлены требования по борьбе с надводными кораблями, с подводными лодками, с береговыми целями, и мы тем самым существенно повышаем его эффективность, то обратная сторона – дополнительные затраты на то, чтобы достигнуть этих характеристик.

Поэтому стоимость современного корабля на 90 процентов определяется не теми издержками, которые несут предприятия судостроительной отрасли, а тем уровнем требований, который закладывается заказчиком в новый корабль.

Если минобороны исключит требование по оснащению этого корабля каким-либо типом оружия или по снижению физических полей, то, естественно, он будет дешевле в постройке и эксплуатации. Но кому нужен корабль, не способный решать задачи, которые государство ставит перед нашим Военно-Морским флотом?

Гендиректор «Малахита» рассказал, как изменились технологии строительства кораблей

Фото: Владимир Дорофеев
на выводе со стапеля АПЛ «Казань».
Севмаш, 31 марта 2017 года.
Источник: Олег Кулешов / rg.ru

ЕМЕЛЬЯНЕНКОВ:
Как удается находить «золотое сечение» в непростых отношениях с заказчиком в лице ВМФ и минобороны, судостроителями и поставщиками ключевых систем?

ДОРОФЕЕВ:
Владимир Дорофеев: Цена – это затраты на достижение заданных боевых и эксплуатационных качеств АПЛ при использовании технологий определённого уровня. То есть существует тесная взаимосвязь цены с качеством АПЛ и используемыми технологиями. Цена тем выше, чем более высокий уровень боевых или эксплуатационных (живучесть, обитаемость, ядерная безопасность и т.п.) качеств требуется от АПЛ. Более совершенные технологии, как правило, тоже ведут к повышению цены.

Но мы ни на минуту не забываем, что деньги, которые государство тратит на поддержание боеготовности и для поддержания количественного состава Военно-Морского флота, – это наши с вами деньги, которые должны расходоваться бережно и с максимальной эффективностью. Поэтому работы по снижению издержек, по снижению общей стоимости кораблей – задача более чем актуальная и для проектных бюро, и для оборонных верфей, и для всех других участников производственной кооперации.

Официально

Как следует из информации на сайте СПМБМ «Малахит», орденом «За морские заслуги» генеральный директор бюро Дорофеев Владимир Юрьевич награжден «за заслуги в разработке и внедрении новейших образцов техники и оборудования для морского флота России».


BackTop