Гендиректор «Малахита» рассказал, как изменились технологии строительства кораблей
Владимир ДОРОФЕЕВ, генеральный директор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит»
Александр ЕМЕЛЬЯНЕНКОВ, Портал «Новости ВПК» 28 ноября 2018 года
В числе тех, кто получил в Кремле высокие награды, был человек совсем не публичный – генеральный директор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» Владимир Дорофеев. Но «Российской газете» и нашим читателям он знаком. Потому что руководит конструкторским коллективом, где была создана первая в нашей стране атомная подлодка и где сегодня уже работают над АПЛ пятого поколения. Во вторник, 27 ноября, из рук президента России он получил орден «За морские заслуги», и мы поздравляем Владимира Юрьевича с этой наградой.
 |
Фото: Владимир Путин и Владимир Дорофеев. Источник изображения: rg.ru |
Нынешний год – юбилейный и для К-3, и для самого «Малахита»: первой в СССР атомной подлодке – шестьдесят, а проектному бюро, где она родилась, – семьдесят. Как изменились за прошедшее время технологии проектирования и строительства подобных кораблей? Обстоятельный разговор на эту тему еще впереди. А сейчас – несколько суждений гендиректора «Малахита» на злобу дня.
ЕМЕЛЬЯНЕНКОВ: Над созданием первой АПЛ работало, без преувеличения, полстраны. Надо было догонять вероятного противника, средств на это не жалели. Сегодня у минобороны иной подход, стоимость продукции тщательно контролируется. Как соотносится стоимость АПЛ серии «Ясень» с зарубежными аналогами?
ДОРОФЕЕВ: Многоцелевая подводная лодка «Ясень» стоит дешевле, чем примерные аналоги, созданные за рубежом. Например, атомные подводные лодки «Вирджиния» или, тем более, Seawolf, построенные в США. Можно и по-другому взглянуть: сравнить наши и их корабли по параметру военно-экономической эффективности. Где, с одной стороны, мы имеем в виду реализованный боевой потенциал, а с другой – то количество денег, которое потрачено на это. Так вот по критерию стоимость-эффективность подводные лодки серии «Ясень» не уступают, а по ряду основных показателей существенно превосходят результат наших коллег-конкурентов, реализовавших проект «Вирджиния».
Если посмотреть глубже, стоит выделить два аспекта. Первый связан с управлением издержками. Это работа проектно-конструкторского бюро, завода-строителя и тех многочисленных предприятий, которые являются разработчиками всего комплектующего оборудования, которое и составляет подводную лодку. С этой точки зрения, Министерство обороны нашей страны приняло очень правильное решение, когда в 2011 году были заключены контракты на строительство серии атомных многоцелевых подводных лодок «Ясень». Это позволило заводу вместе с разработчиками комплектующего оборудования контрактовать закупки сразу на всю серию намеченных к постройке АПЛ. И такой групповой заказ оборудования дал возможность предприятиям нашей кооперации управлять издержками, иметь четкий производственный план на несколько лет вперед.
ЕМЕЛЬЯНЕНКОВ: Работу по снижению издержек, которая ведется в «Малахите», ставят в пример другим организациям ОСК…
ДОРОФЕЕВ: При этом надо понимать, что вопрос стоимости корабля, это не только вопрос управления издержками. Это еще вопрос стоимости тех требований, которые предъявляются к кораблю (а значит – закладываются в его проект), и в целом вопрос его эффективности.
ЕМЕЛЬЯНЕНКОВ: Это тот самый «второй аспект»?
ДОРОФЕЕВ: Да. Если к кораблю предъявлены требования по борьбе с надводными кораблями, с подводными лодками, с береговыми целями, и мы тем самым существенно повышаем его эффективность, то обратная сторона – дополнительные затраты на то, чтобы достигнуть этих характеристик.
Поэтому стоимость современного корабля на 90 процентов определяется не теми издержками, которые несут предприятия судостроительной отрасли, а тем уровнем требований, который закладывается заказчиком в новый корабль.
Если минобороны исключит требование по оснащению этого корабля каким-либо типом оружия или по снижению физических полей, то, естественно, он будет дешевле в постройке и эксплуатации. Но кому нужен корабль, не способный решать задачи, которые государство ставит перед нашим Военно-Морским флотом?
 |
Фото: Владимир Дорофеев на выводе со стапеля АПЛ «Казань». Севмаш, 31 марта 2017 года. Источник: Олег Кулешов / rg.ru |
ЕМЕЛЬЯНЕНКОВ: Как удается находить «золотое сечение» в непростых отношениях с заказчиком в лице ВМФ и минобороны, судостроителями и поставщиками ключевых систем?
ДОРОФЕЕВ: Владимир Дорофеев: Цена – это затраты на достижение заданных боевых и эксплуатационных качеств АПЛ при использовании технологий определённого уровня. То есть существует тесная взаимосвязь цены с качеством АПЛ и используемыми технологиями. Цена тем выше, чем более высокий уровень боевых или эксплуатационных (живучесть, обитаемость, ядерная безопасность и т.п.) качеств требуется от АПЛ. Более совершенные технологии, как правило, тоже ведут к повышению цены.
Но мы ни на минуту не забываем, что деньги, которые государство тратит на поддержание боеготовности и для поддержания количественного состава Военно-Морского флота, – это наши с вами деньги, которые должны расходоваться бережно и с максимальной эффективностью. Поэтому работы по снижению издержек, по снижению общей стоимости кораблей – задача более чем актуальная и для проектных бюро, и для оборонных верфей, и для всех других участников производственной кооперации.
Как следует из информации на сайте СПМБМ «Малахит», орденом «За морские заслуги» генеральный директор бюро Дорофеев Владимир Юрьевич награжден «за заслуги в разработке и внедрении новейших образцов техники и оборудования для морского флота России».
|