Интервью с Владимиром Середохо: «СНСЗ – пример компакт-верфи»
Владимир СЕРЕДОХО, генеральный директор Средне-Невского судостроительного завода
Дмитрий ЖАВОРОНКОВ, Интернет-издание «FlotProm» 26 февраля 2019 года
В интервью Mil.Press FlotProm глава верфи Владимир Середохо раскрыл подробности судостроительных IT-проектов, рассказал о поставщиках импортозамещающего оборудования для ВМФ и прокомментировал ситуацию с дизелями для тральщиков.
 |
Фото: Генеральный директор «Средне-Невского судостроительного завода» Владимир Середохо Источник: FlotProm, Сергей Северин |
За успехами Средне-Невского судостроительного завода пристально наблюдает вся отрасль: предприятие формирует концепцию «цифровой верфи», модернизируется в стиле «компакт», курирует создание морских роботов и серийно строит флот из композитных материалов.
– Предыдущее интервью нашему изданию вы давали 3,5 года назад. Владимир Александрович, каких успехов достигло предприятие за этот период?
– Мы развернули серийное строительство кораблей проекта 12700: головной («Александр Обухов» – ред.) сдали в 2016 году, первый серийный («Иван Антонов» – ред.) – в 2018 году, в этом году сдаем второй серийный, в следующем – передадим флоту уже два корабля.
– То есть говорим о плановых темпах, анонсированных ранее. Вопрос лишь в наличии заказов...
– Контракты на семь кораблей заключены, и они финансируются до 2022 года включительно. Я уверен, что каждый год мы будем подписывать контракты еще на пару кораблей. То есть выходим на график двух заказов в год.
Модернизацию предприятия, которую начали в 2013–2014 годах, заканчиваем полностью в этом году. На сегодняшний день 90% работ завершены. Производственную мощность увеличили более чем втрое, так что сегодня завод способен строить три таких (проекта 12700 – ред.) корабля в год. Цикл строительства сократили с учетом испытаний до 2,5 лет.
– В отрасли сегодня много говорят о концепции компакт-верфи. Реализована ли она на СНСЗ?
Нам повезло, потому что еще в прошлом веке завод модернизировали с использованием принципов контакт-верфи. За последние 10 лет мы фактически перестроили предприятие заново: модернизация коснулась всех цехов, спускового устройства. Принципы контакт-верфи усилили: все операции, начиная от заготовки металла, ведутся под одной крышей; логистика оптимизирована. На деле наш завод – это пример компакт-верфи.
– Как вы оцениваете инициативу отдельных верфей по созданию достроечных площадок на мощностях крымских предприятий?
– Нам это не нужно, у нас свои мощности очень большие. На сегодня мы еще не загрузились полностью и самое эффективное – работать на нашей площадке.
– На сколько процентов загружена верфь?
– Порядка 70%.
 |
Фото: закладка третьего тральщика пр.12700 СНСЗ Источник: FlotProm, Никита Григорьев |
– Недавно глава ОСК Алексей Рахманов акцентировал внимание на том, что знание принципов бережливого производства – ключевая компетенция любого руководителя верфи. Как вы можете прокомментировать такую позицию?
– Я люблю другой термин – развитие производственной системы. Фактически это оптимизация: технологических процессов, логистики, складских запасов, документации, связей с поставщиками. В частности, мы должны знать о технической готовности любого изделия, которое идет на заказ. Другой элемент развития производственной системы – работа над максимальной выработкой продукции с каждого квадратного метра предприятия.
– Вы упомянули в этом списке складские запасы. Есть ли какие-то планы по модернизации и автоматизации складского хозяйства?
– Мы обновили все склады верфи. В 2019 году завершим внедрение штрих-кодирования, которое дает информацию о поступлении любого изделия или материала. Все склады оборудованы стеллажной системой с погрузчиками. Полностью автоматизированная система, которая сама увозит-привозит комплектующие, нужна скорее для сборочных конвейеров. В нашем случае это будет очень дорогая система, которая в то же время не будет задействована постоянно.
– Фонд развития промышленности Санкт-Петербурга в 2017 году одобрил Средне-Невскому судостроительному заводу займ в размере 150 млн рублей. Эти деньги уже получены?
– Действительно, займ одобрили. Когда мы заключим договор на серийное производство гражданских катамаранов с заказчиком, вернемся к этим деньгам.
– Когда это должно произойти?
– В этом году планируем подписать контракт на 3-4 корпуса.
 |
Фото: тральщики проекта 12700 «Александр Обухов» и «Иван Антонов» в одном строю Источник: Forums.airbase.ru, Gogs |
– На каком этапе сейчас находится концепция «цифровой верфи», которую ОСК планировала обкатать на вашем предприятии?
– Принципиально мы завершили работу по созданию пилотной концепции «цифровой верфи» применительно к паре СНСЗ-ЦМКБ «Алмаз». Мое убеждение заключается в том, что отраслевая концепция может быть создана только после отработки пилотного проекта. Дальше уже можно дорабатывать ее под конкретное предприятие, потому что предложить универсальный вариант невозможно – все заводы находятся в разном состоянии.
– Как в ОСК и Минпромторге оценили пилотный проект?
– Положительно. Я считаю, что это первый серьезный труд по теме. Над ним работало 14 компаний, почти 60 человек. Сама концепция – это 277 листов. Надеемся, что откроем финансирование ее реализации в этом году. Мы заявили на трехлетний план-график 600 млн рублей. До этого и мы, и остальные участники работали в инициативном порядке.
– К реализации также привлечете сторонние компании?
– Это коллективный труд, в котором применяется множество решений, программ, платформ. Стоит задача сделать проект на отечественных платформах.
– Но ведь до этого вы работали с импортным ПО Aveva и др.?
– Мы продолжаем на нем работать, но сейчас делаем на отечественных продуктах.
– Потребует ли реализация «цифровой верфи» обновления стандартов и другой документации?
– Обновления нужно делать, но только после отработки пилотного проекта.
– Командование ВМФ планировало, что уже 2019 года верфи должны наладить процесс оперативного внесения в единую электронную систему данных о ходе работы над теми или иными заказами, в 2020 году внедрить цифровую модель корабля. Насколько реалистичны эти сроки?
– Я сроки не ставил и отвечать за них не могу. В нашей концепции предусмотрено управление жизненным циклом и оценка текущего состояния технической готовности объекта с фактической стоимостью.
– Будут ли созданы интерактивные электронные технические руководства для проекта 12700?
– Да, ИЭТР будут.
 |
Фото: пример ИЭТР от компании «Си Проект» Источник: Пресс-служба «Си Проект» |
– Как вы относитесь к идеям реализации некой диспетчерской судостроительной отрасли, куда будет стекаться информация о статусе строительства заказов, поставке ключевых комплектующих?
– До этого ещё далеко.
– Но такие планы существуют?
– Мы сейчас говорим о том, чтобы на первое число каждого месяца видеть техническую готовность заказа. Если такая возможность появится на всех заводов, вывести эту информацию на диспетчерский пункт ОСК – не проблема.
– Хочется логически закрыть тему пожара на «Георгие Курбатове». Какой сейчас статус готовности корабля?
– Следующей весной уже спускаем на воду.
– Стоимость ущерба как-то оценивали?
– Нет ущерба, никаких требований заказчику не выставляли.
– Сейчас ОСК, по словам Алексея Рахманова, начнет создавать противопожарный стандарт для верфей корпорации на основе опыта «Севмаша». Как вы относитесь к этой инициативе?
– Он (стандарт – ред.) нужен. Мне кажется, должен быть какой-то документ, регламентирующий пожарную безопасность. Но, опять же, на каждом заводе эта деятельность может быть организована по-разному, потому что производство тоже разное.
 |
Фото: БПК «Керчь» после пожара Источник: Forums.airbase.ru |
– А у вас, на СНСЗ, требования ужесточились?
– Поставлено много автоматизированных систем контроля, видеонаблюдение.
– Расскажите про катера типа «Рондо», которые делали для ФСБ. Военно-морской флот может стать заказчиком таких судов?
– Для ФСБ контракт выполнили, три катера поставили. ВМФ пока не определился.
 |
Фото: катер проекта «РОНДО» Р1650 Источник: Средне-Невский судостроительный завод |
– Какие перспективы продолжения серии экспортных тральщиков проекта 10750Э для Казахстана?
– Потенциальный заказчик пока молчит.
– А по экспортной версии проекта 12700?
– Отрабатывается несколько предложений, но этот процесс может быть бесконечным. В частности, сейчас презентуем проект и технологии ВМС Индии.
– В 2018 году в ОСК проходило совещание по палубным кранам для ваших тральщиков. Решено оснащать корабли российским оборудованием. Какие шаги предпринимаете в направлении импортозамещения?
– Проблем нет, недавно провели соответствующее совещание. Две компании уже разрабатывают палубный кран в инициативном порядке.
– Можете назвать эти компании?
– «Обуховское» и «Инман». Каждая из них проявила инициативу. Думаю, что обе представят решения, мы проведем испытания и, думаю, к концу следующего года уже сможем получить краны.
– Дизели – еще одна существенная проблема...
– На сегодняшний день мы заключили контракты на пять комплектов. Один получили, сейчас получаем второй. Проблема «Звезды» – это проблема всей нашей промышленности. Они обещают за два года выйти на более-менее нормальный уровень. Нам нужно два комплекта в год.
– То есть коммуникация со «Звездой» налажена?
– Мы общаемся каждый день, занимаемся контролем всей кооперации. Вместе следим за изготовлением деталей, которые заказываются на стороне, изготовлением, поступлением на завод и сборкой. СНСЗ в курсе каждодневной работы «Звезды».
– Было ли общение по дизелям с Кингисеппским машиностроительным заводом?
– Не общались.
– Какова ситуация с отечественными безэкипажными катерами (БЭК)?
– Сейчас сделан первый вариант катера. Первые испытания провели, летом будем работать с кораблем на Черном море. Дальше ЦМКБ «Алмаз» спроектирует свой безэкипажник, где будут учтены наши наработки.
 |
Фото: один из вариантов размещения безэкипажных катеров на палубе тральщика проекта 12700 Источник: Forums.airbase.ru, Gogs |
– По нашим данным, существуют планы по установке двух БЭК на один корабль.
– Ведем такую проработку, но это более дальняя перспектива.
– Многие верфи столкнулись с проблемами при закупке судовой арматуры. На рынке присутствует контрафактная продукция, в том числе сохранившаяся на складах с советских времен. Выявляли ли вы такие случаи?
– Иногда выявляем. У нас 100% визуальный контроль, рентген, другое оборудование, которое проверяет изделия. Выявляем, отправляем назад – это обычное дело. Случаев обнаружения проблем после монтажа на корабль уже практически нет, за этим следим жестко.
– Кто выступает поставщиками арматуры?
– «Армалит», «Аскольд» (Владивосток), Буревестник. Они развиваются, обновляют свое оборудование. Еще есть КБ «Армас».
– Прорабатывался ли вариант изготовления гребных винтов из композитов на основе вашего опыта создания корпусов?
– Эту тему мы взяли бы, но пока ее ведет Крыловский центр.
– Считаете ли вы возможным применение композитов на проекте 22800 «Каракурт»?
– У нас есть заказ на надстройки для корветов, этой работы достаточно. А вот гражданские проекты, где можно применять композиты, готовы рассмотреть любые.
 |
Фото: надстройка корвета проекта 20385 Источник: СНСЗ |
– Сегодня СНСЗ имеет военные заказы не только от флота. Часть работ вы выполняете в интересах Инженерных войск. Это диверсификация?
– Мы диверсифицируем производство в сторону изготовления не только судостроительной продукции. Те же мосты могут заказывать не только военные-сухопутчики, но и МЧС, геологи, «Росатом», компании, связанные с ветроэнергетикой.
– В этом году друг за другом пройдут две военные выставки – форум «Армия» и Международный военно-морской салон. Какое из этих мероприятий считаете более эффективным?
– В смысле эффективности трудно сравнивать. МВМС более специализированный, есть акватория для демонстрации. На «Армии» можно представить только модели. Мне кажется, МВМС дополняет «Армию».
|