Российское судостроение
Выставочная компания ТехнологииВсе предприятия судостроения
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

Интервью с Игорем Суховинским: Оборудование «Винеты» есть на всех современных кораблях и судах ВМФ РФ

Игорь Семёнович СУХОВИНСКИЙ,
директор Машиностроительного
предприятия «Винета»

Дмитрий ЖАВОРОНКОВ,
Интернет-издание «FlotProm»
22 апреля 2019 года

Российская оборонная промышленность продолжает диверсифицироваться: в конце 2018 года президент России Владимир Путин заявил, что доля гражданской продукции на предприятиях ОПК к к 2025 году должна составлять 30%, а к 2030 – 50%. Именно к таким показателям с 2019 года стремится Машиностроительное предприятие «Винета» из Ленобласти. Сейчас доля «гражданки» в объеме выпуска продукции составляет 10%. Военная часть – теплообменное оборудование, системы топливоподготовки и водоочистки. Журналист Mil.Press FlotProm обсудил с директором компании Игорем Суховинским выполнение заказов для ВМФ, импортозамещение и перспективы загрузки производственных мощностей.

Оборудование «Винеты» есть на всех современных кораблях и судах ВМФ РФ

Фото: Игорь Семёнович Суховинский,
директор Машиностроительного предприятия «Винета»
Mil.Press FlotProm

– «Винета» позиционируется как предприятие судового машиностроения. Игорь Семёнович, расскажите о производственной базе завода. Какие мощности позволяют реализовывать потенциал?

– Предприятие расположено в Ленинградской области. За сравнительно короткий период своего активного развития мы стали современным производством полного цикла: от разработки конструкторской документации до выпуска готовой продукции.

Производственный комплекс постоянно пополняется новыми станками, что позволяет покрывать растущие потребности предприятия в обрабатывающем оборудовании различного назначения. В ближайшей перспективе планируется строительство современного малярного цеха, отвечающего всем нормам и самым жестким требованиям к пожарной безопасности. В этом году мы планируем приступить к строительству склада готовой продукции, оснащенного современной техникой, упрощающей процесс хранения и сокращающей сроки отгрузки.

Мы используем новые технологии и подходы. Это требование времени, это диктуется развитием научно-технического процесса в нашем сегменте. Например, инженерный центр компании работает на современной CAD-платформе (CAD – англ. computer-aided design, т.е. система автоматизированного проектирования, САПР – ред.), позволяющей проводить полноценное проектирование в 3D в соответствии с действующими стандартами.

Оборудование «Винеты» есть на всех современных кораблях и судах ВМФ РФ

Фото: машиностроительное предприятие «Винета»
Mil.Press FlotProm

– Каковы основные направления работы компании и на чем сконцентрирована деятельность «Винеты» в последние пять лет?

– Мы активно совершенствуем уже выпускаемую продукцию и развиваем новые для нас направления. Этот процесс должен быть непрерывным.

Приведу некоторые примеры. Так, в 2018 году мы провели шеф-монтаж и испытания телескопических ворот вертолетного ангара (такая техника ранее в нашей стране не выпускалась) для пограничного сторожевого корабля «Петропавловск-Камчатский» проекта 22100, шифр «Океан».

Оборудование «Винеты» есть на всех современных кораблях и судах ВМФ РФ

Фото: телескопические ворота
вертолетного ангара ПСКР проекта 22100
разработки и производства
машиностроительного предприятия «Винета»
Пресс-служба машиностроительного предприятия «Винета»

Еще одно направление, которым занимается предприятие – это конвенционные системы по предотвращению загрязнений с судов. Такие изделия сейчас востребованы на рынке. В частности, на предприятии разработаны и поставлены на производство установки очистки сточных вод, установки очистки нефтесодержащих вод, установки опреснения морской воды. Это оборудование уже нашло применение при строительстве кораблей и судов ВМФ России.

Сейчас компания выходит на рынок малого судостроения. На предприятии организовано производство лодок и катеров из композитных материалов. Очень надеюсь, что в этом сегменте судостроения «Винета» займет свою нишу. Для этого у нас есть и разработки, и подготовленные кадры, и соответствующие производственные мощности.

– В 2014 году состоялось расширение производства – приобретено 15 000 кв.м. производственных площадей. Расскажите, какие заказы уже выполняются на данном участке и какой станочный парк для этого потребовался?

– В новых цехах заработала линия по сборке серийной техники, но еще остались площади под новые направления. За последние два десятилетия технология обработки материалов во всем мире кардинально изменилась, и если раньше качество деталей в основном зависело от мастерства конкретных людей, то сейчас современные обрабатывающие центры способны выполнять работы с высокой степенью автоматизации. Это крайне важно для предприятия, выпускающего серийное оборудование, где важно стабильное поддержание качества продукции при наименьших затратах на контроль.

В рамках перевооружения производственных мощностей предприятием активно закупается новое оборудование: речь идет о станках гидроабразивной резки, листогибочных машинах с поворотной балкой, а также комплексе орбитальной сварки и пятиосевом обрабатывающем центре с ЧПУ. Приобретение нового сварочного оборудования позволит отрабатывать технологию автоматической сварки, что повысит и эффективность работы, и надежность. Обновление станочного парка позволит выпускать продукцию с применением новейших технологий, сократить сроки производства, осваивать новые изделия и поддерживать стабильно высокое качество продукции.

– Что из перечисленного для вас приоритетно?

– Приоритет – качество наших изделий. Заказчик должен быть абсолютно уверен в продукции ООО «Винета».

– Какова доля гражданской и военной продукции? Какие направления планируете развивать?

В настоящее время доля гражданской продукции – 10%. Cоотношение, однако, постепенно меняется в пользу продукции гражданского назначения для различных отраслей. В настоящее время на судостроительных предприятиях активно закладываются целые серии судов для перевозки грузов, рыбопромыслового флота. Надеемся, что наше оборудование будет востребовано для этих проектов.

– Как повлияла пятилетка санкций на вашу работу, а также взаимодействие с заказчиками и контрагентами?

– После введения санкций и объявления правительством РФ курса на импортозамещение в нашей промышленности, казалось бы, должна наступить удачная пора развития и заключения контрактов. Сейчас, увы, все не так радужно.

Несмотря на преференции, которые Минпромторг создает на рынке судостроения для российских компаний, некоторые судовладельцы предпочитают заказывать оборудование у иностранных поставщиков. Мы расцениваем эту ситуацию как дополнительный вызов, своего рода стимул, и продолжаем совершенствовать нашу продукцию, делая ее конкурентноспособной на мировом рынке.

– В России остаются в эксплуатации 374 корабля и судна, построенных в советские годы за рубежом, бюро-проектанты которых ликвидированы. С 2014 года их сопровождение в качестве проектанта поручено 51-му центральному конструкторско-технологическому институту судоремонта (51-й ЦКТИС). Насколько интенсивно вы взаимодействуете с институтом?

– Предприятие создает ремонтную документацию на свои изделия, а также прорабатывает возможность создания новой техники для ремонтируемых кораблей и судов в тесном взаимодействии с 51 ЦКТИС.

Это работа дает ощутимые результаты.

– Вы планировали в 2019 году провести испытания опытного образца системы обработки балластных вод. В каком статусе эти работы?

Оборудование «Винеты» есть на всех современных кораблях и судах ВМФ РФ

Фото: ТАВКР «Адмирал Кузнецов» в доке
Центральный Военно-Морской Портал, Илья Курганов

– Сейчас продолжаются испытания системы и ведется подготовка документации для ее сертификации в Международной Морской Организации (IMO) – это обязательное требование для допуска в международные воды.

– На МВМС-2017 вы показывали систему обеззараживания сточных вод. Ей планировалось оснастить «Адмирала Кузнецова» в рамках модернизации крейсера. Состоялся ли этот контракт?

– В настоящее время в этом направлении ведутся совместные проработки с ПАО «Невское ПКБ» и АО «Центр судоремонта «Звездочка». Эти планы реалистичны, и мы от них не отказались.

– В 2019 году ООО «Винета» анонсирует новое направление – катера для силовиков. Как ваше предприятие начало заниматься катерным направлением, какой опыт уже наработан? Предложений на катерном рынке сегодня немало. Чем отличается ваше?

Оборудование «Винеты» есть на всех современных кораблях и судах ВМФ РФ

Фото: скоростной катамаран МПК-9.6
Mil.Press FlotProm

– Мы испытали новое композитное маломерное судно – высокоскоростной глиссирующий катамаран. Он построен на основе перспективной многофункциональной платформы катамарана – МПК-9.6 проекта 08611.

Судно модульной конструкции можно конфигурировать в соответствии с требованиями заказчика, в качестве которого рассматриваются силовые, гражданские ведомства, а также любители водного спорта и туризма. Модульная конструкция платформы позволяет создать целую линейку судов различного назначения. Среди модификаций: спасательное судно в прибрежно-рейдовом районе плавания, «скорая помощь на воде», водолазный бот, малый рыболовный бот и еще десятки применений.

– Катера для флота зачастую идеологически увязаны со спускоподъемными устройствами. Однако периодически СПУ по-прежнему закупают за границей. Что вы можете предложить здесь?

– Наше предприятие готово поставлять СПУ для военных и гражданских заказчиков. В ближайшее время предлагаемая номенклатура СПУ будет включена в номенклатуру продукции предприятия.

– Что может предложить ваша компания на рынке палубного оборудования? Каковы уже реализованные проекты? Как идет взаимодействие с верфями?

– Палубное оборудование считаем перспективным направлением. Сейчас более 90% таких изделий для гражданского флота – это импорт из стран Евросоюза и Юго-Восточной Азии. Мы понимаем, что это целое направление для проведения работы по импортозамещению.

– Периодически в рамках выполнения ГОЗ предприятия отрасли сталкиваются с проблемой оплаты со стороны заказчиков. Бывало ли у вас такое?

– Мы сталкиваемся с этой проблемой очень часто, при этом официальные письма и запросы в различные контролирующие органы не дают никаких результатов. Прокуратура и ФАС могут контролировать ситуацию и наказывать нарушителей, но ситуацию это не меняет.

Оборудование «Винеты» есть на всех современных кораблях и судах ВМФ РФ

Фото: машиностроительное предприятие «Винета»
Mil.Press FlotProm

– ООО «Винета» долгое время производит охладители. Как обстоят дела на этом рынке сегодня, ведь многие изделия спроектированы еще в советские годы. Каковы потребности флота и как их может удовлетворить промышленность?

– От советских наработок в охладителях, производимых нашим предприятием, остались лишь внешние обводы и принцип действия. Изменилась технология производства, компоновка производимых изделий. В инженерном центре предприятия моделируется процесс теплосъема и по полученным данным корректируется трасса прохода охлаждающей жидкости внутри корпуса. Это направление работы в поле нашего повышенного внимания.

– Как развивается проект создания опреснителя обратного осмоса?

– На предприятии освоено производство установок опреснения морской воды различной производительности по принципу обратного осмоса. С 2017 года данные установки серийно поставляются заказчику.

– Расскажите о проекте мобильного комплекса водоочистки и топливоподготовки для береговых объектов Минобороны.

– Основная идея комплекса – обеспечение удаленных пунктов базирования, не оборудованных централизованными системами водоснабжения и водоотведения. Мобильные комплексы могут применяться как в мирное, так и в военное время, благодаря возможности развертывания «с колес» буквально за час. Оперативность и эффективность – важнейшие критерии применения этих комплексов.

– Расскажите о ваших композитных компетенциях. Работаете ли с композитным отделением Крыловского центра, ОСК, СНСЗ?

– Начиная с 2014 года ООО «Винета» осваивает различные композиционные материалы для производства изделий кораблестроения и гражданского судостроения. Предприятие активно применяет их в изделиях высокой степени переработки.

Основные направления работы предприятия в области композиционных материалов таковы: применение полиэфирных стеклопластиков, уже ставших традиционными в судостроении в качестве конструкционных и отделочных материалов, а также высокомодульных углепластиков – для специальных изделий судового машиностроения.

На предприятии организован участок по изготовлению из полиэфирного стеклопластика лодок и катеров от 2 до 15 метров. Серийно изготавливаются моторные лодки VinMaster 315, VinMaster 505, катамаран МПК 9.6. В данной продукции используются компоненты российского производства.

В рамках реализации результатов НИР «Облако», проведенного совместно с ЦАГИ имени профессора Н.Е. Жуковского, нами изготовлена установочная серия перспективных устройств очистки воздуха инерционного типа, изделия поставлены на корабли проекта 22160, которые серийно строятся на Зеленодольском заводе им. А.М. Горького. В рамках этой работы на нашем предприятии освоено изготовление тонкостенных профильных деталей сложной формы из угольных препрегов. В наш адрес также поступил запрос от ЦМКБ «Алмаз» на проектирование устройств очистки воздуха ГТД для корвета проекта 20386.

Оборудование «Винеты» есть на всех современных кораблях и судах ВМФ РФ

Фото: патрульный корабль
«Василий Быков» (пр. 22160)
Зеленодольский судостроительный
завод имени Горького

Оборудование «Винеты» есть на всех современных кораблях и судах ВМФ РФ

Фото: модель корвета 20386
Национальная оборона

На завершающей стадии находятся работы по испытаниям термопластичного композиционного материала на аморфной матрице в ЦНИИ КМ «Прометей» Курчатовского института.

– Как вы уже говорили, ООО «Винета» разработало телескопические ворота для ПСКР проекта 22100 для ПУ ФСБ. Есть ли предложения для других кораблей и судов?

– Проектирование телескопических ворот начиналось в 2015 году как опытно-конструкторская работа для пограничного сторожевика. Прочностные характеристики изделия отвечают высоким требованиям военной приемки Минобороны РФ, основные узлы изготовлены из высокопрочных материалов, которые практически не подвержены износу. Получилось современное импортозамещенное изделие.

Мы готовы предложить телескопические ворота любых типов для различных проектов кораблей и судов.

– Расскажите о КБ компании. Какое ПО используете, есть ли отечественные разработки? Каковы перспективы по созданию оригинальных проектов?

– Конструкторское бюро компании – это коллектив специалистов, которые сделали выбор в пользу создания новой и перспективной техники для отечественного судостроения. Для проектирования используем Autodesk Inventor, для расчетов – программный комплекс Ansys. Все наши проекты являются оригинальными.

– Насколько сложно привлекать квалифицированных специалистов для работы в Ленобласти? Есть ли кадровые проблемы, как они решаются?

С инженерными и рабочими кадрами в машиностроении сейчас нелегко. Порой искать необходимого специалиста бесполезно, приходится людей «растить». Возобновляем систему наставничества, работу с профильными ВУЗами и организациями среднего профессионального образования. На предприятии организовано и четко спланировано получение дополнительного профессионального образования в зависимости от образования, профессии, специальности и направления деятельности сотрудника.

– Учитывая расположение предприятия в Ленобласти, мы выстроили достаточно эффективные и удобные транспортные маршруты по перевозке наших специалистов.

– «Винета» традиционно участвует в российских военных выставках. Какую продукцию представите в 2019 году на Международном военно-морском салоне (МВМС) и «Армии»? Какие основные задачи ставите перед собой при участии?

– В рамках форума «Армия-2019» наше предприятие намерено представить установку опреснения морской воды, разработанную в рамках программы импортозамещения. На стенде будет демонстрироваться ручной опреснитель, а также стенд, моделирующий процесс очистки дизельного топлива полимерными фильтропатронами, которые установлены в линейке наших блоков сепарации.

На МВМС предприятие продемонстрирует новое композитное маломерное судно – скоростной катамаран МПК 9.6.

Нам есть, что показать потенциальным заказчикам. А в ближайшей перспективе мы сможем еще больше расширить этот ассортимент. Важно то, что коллектив ООО «Винета» старается идти в ногу со временем, соблюдая приверженность к использованию ведущих научных наработок, внедрению инновационных решений.


BackTop