Российское судостроение
Компания Prysmian. Производство судовых кабелейКаталог сайтов зарубежных компанийТехнологии
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

Меньше адмиралов и кораблей

Первого декабря было объявлено об увольнении группы высокопоставленных адмиралов и офицеров Северного флота и главкомата ВМФ. При этом главнокомандующий ВМФ адмирал Куроедов сказал, что эти увольнения не связаны с гибелью "Курска". По вашему мнению, это так или нет?
- Можно сказать, что действительно глупо было бы в связи с катастрофой "Курска" увольнять высокопоставленных офицеров флота, но "Курск" был катализатором этих отставок. Увольнения произошли из-за достаточно плохого состояния нашего флота. Виновными в таком положении были сочтены как раз эти военачальники: командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов, начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак, еще ряд офицеров как в Североморске, так и в Москве.
- Со слов адмирала Куроедова, одной из причин этих увольнений было плохое планирование и плохая организация при подготовке сбор-похода кораблей Северного флота на учения в 2000 году...
- Здесь проблема шире, чем просто конкретный поход, в результате которого произошла катастрофа с "Курском". Проблема в состоянии флота, его финансировании, в приоритетах этого финансирования, в приоритетах военной политики по развитию ВМФ и конкретно Северного флота.
- Согласны ли вы, что кризис последних 10 лет был во флоте серьезнее, чем в других родах войск?
- Можно сказать, что он был более заметен. В последнее десятилетие Россия пыталась сохранить тот потенциал во флоте, который она унаследовала у Советского Союза: довольно серьезную систему вооружений, рассчитанную на проекцию силы, в том числе и в океане, то есть большие атомные подводные лодки, тяжелые корабли, тяжелые крейсеры. Все эти вооружения требуют серьезного финансирования. Разумеется, поскольку оно стало недостаточным, на очень низком уровне оказалась боевая подготовка личного состава, корабли довольно редко выходили в море. Помимо этого, тяжелая финансовая ситуация стала причиной утечки кадров, самые высококвалифицированные офицеры ушли из флота. Все эти причины и привели к катастрофе.
- Помимо кадровых перемен, на Северном флоте упраздняется управление подводных флотилий, и создаются единые подводные силы Северного флота со штабом в Гаджиево. В чем смысл этих нововведений?
- Северный флот и Тихоокеанский флот имели важное стратегическое значение, но это было как бы в другой стране, с другими средствами. Если решено, что России не нужны флоты с возможностью проецирования силы в мировом океане, то есть Северный флот и Тихоокеанский флот, то наилучшим выходом было бы сокращение этих флотов.
Прежде всего, отказ от дорогостоящих подводных лодок и упор на средства уничтожения носителей крылатых ракет возможного противника. Я имею в виду морскую авиацию, которая могла бы перехватывать как воздушные носители крылатых ракет, так и наносить удары по надводным носителям крылатых ракет: авианосцам и ракетным крейсерам противника. Второе, это упор на более простые подводные лодки, в задачу которых входит охрана прибрежной зоны.
- Можно ли сказать, что это концепция оборонительного флота, идущая на смену наступательной?
- Да, скорее всего, это именно так можно обозначить. Единственным исключением должен стать Каспий. Там России необходимо будет сохранить возможность проецирования силы для охраны шельфа и углеводородных месторождений. На Каспийском море нужно увеличивать число кораблей береговой охраны, в том числе на воздушной подушке, вертолетов. Во всех остальных регионах стратегия должна быть чисто оборонительной.
- А Черноморский и Балтийский флоты?
- На Балтике есть своя специфика: малые глубины. В этих условиях развертывание больших кораблей и больших подводных лодок, так или иначе достаточно ограничено. На Балтике нужны корабли типа корветов и опять же малые подводные лодки. Стратегия также должна быть чисто оборонительная. Что касается Черного моря, то это достаточно закрытый бассейн. Ввиду того, что проливы для нас могут оказаться закрытыми, здесь флот будет неизбежно выполнять только локальные функции.
- Каким будет Северный флот после завершения нынешних реформ?
- Видимо, основным типом кораблей там будут корветы и, может быть, небольшие крейсера. Это оборонительное вооружение. Кроме того, будет усилена морская авиация. Подводные лодки будут в основном дизельные, для охраны берегового пространства. В отношении атомных я могу предположить, что будет новый проект, модель которого - "Гепард" - сейчас вступает в строй. Но таких лодок будет достаточно ограниченное количество, в несколько раз меньше, чем сейчас.
- Что имеется в виду под морской авиацией?
- Вероятно, морские модификации "Су", обладающие возможностью поражения носителей крылатых ракет. Плюс имеющийся комплекс "Гранит", у которого радиус поражения до 500 километров, это тоже вполне пригодно для таких задач. Не перехват массированной ракетной атаки, что в принципе невозможно даже при достаточно высоком уровне обороны, а именно поражение носителей еще на подходе, до массированного пуска ракет.
- Но тогда России нужны авианосцы?
- Не обязательно, если мы складываем радиус действия авиации и радиус поражения ракет, которые они пускают. Возможно, будут использоваться стратегические бомбардировщики типа "Ту". Нужно иметь в виду, что численное сокращение, даже при сохранении финансирования на прежнем уровне, позволит улучшить техническую подготовку и мотивацию личного состава. При наличии меньшего количества вооружений эти вооружения будут более эффективно использоваться.

BackTop