Корабелы востребованы страной
Газета "Красная звезда", 31.05.03 Анатолий Антипов
- Одними из важнейших приоритетов политики государства в области обеспечения национальной безопасности, требующими неотложного практического решения в интересах экономического развития и безопасности Российской Федерации, должны стать защита и реализация ее национальных интересов в Мировом океане. Именно поэтому нам необходимо иметь и развивать важнейшую составляющую морского потенциала - судостроительную промышленность. Президент РФ утвердил документы, определяющие развитие отрасли на среднесрочную и отдаленную перспективы, - "Основы политики РФ в области военно-морской деятельности на период до 2010 года" и "Морская доктрина РФ на период до 2020 года". Создана и работает Морская Коллегия под руководством председателя Правительства РФ. В последние годы проведен ряд крупных совещаний по различным аспектам морской деятельности, в том числе под руководством Президента и председателя Правительства РФ. Намечены и реализуются мероприятия, направленные на поддержку морской деятельности РФ, в том числе и по судостроительной отрасли.
- Что представляет собой отрасль как сегмент оборонно-промышленного комплекса России? Какие решает задачи в контексте обеспечения национальной безопасности страны?
- Российская судостроительная отрасль включает в себя 170 предприятий и организаций разных форм собственности, на которых заняты более 220 тыс. человек. Подотрасль "судостроение и судоремонт" включает 65 предприятий и организаций, судовое машиностроение и электротехника - 43, морское приборостроение - 56, прочие специализации - 6. Основу научно-технического потенциала судостроительной промышленности составляют 56 научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, специализированных по основным направлениям НИОКР и проектных работ: судостроение и кораблестроение - 21; морское приборостроение - 22; судовое машиностроение и электротехника - 13. Конечная продукция отрасли - военные корабли и различные виды гражданских судов. Сегодня в разной степени готовности на заводских стапелях находятся ракетные и многоцелевые атомные подводные лодки (АПЛ), дизель-электрические подводные лодки и подводные аппараты, боевые надводные корабли и катера, десантные корабли и тральщики, широкая гамма судов и плавсредств - от атомных ледоколов, танкеров, траулеров и уникальных ледостойких платформ для добычи углеводородного сырья на арктическом шельфе до малых катеров и плавучих причалов. Судостроительная отрасль - одна из основных составляющих инфраструктуры, обеспечивающей стратегическое сдерживание, защиту морских границ, ресурсов и коммуникаций, перевозку грузов и пассажиров на морских и внутренних водных путях, использование биологических и сырьевых богатств Мирового океана. Наша отрасль участвует в решении ряда важных государственных задач:
- обеспечение стратегической стабильности в мире: создание для ВМФ подводных ракетоносцев;
- военная безопасность: создание для ВМФ кораблей и судов сил общего назначения для обеспечения необходимого уровня обороноспособности страны;
- транспортная безопасность: обеспечение морского и речного флотов необходимым тоннажем для грузовых перевозок силами национальных перевозчиков;
- продовольственная безопасность: строительство различных видов судов для добычи биоресурсов в Мировом океане и внутренних регионах;
- топливно-энергетическая безопасность: поставка нефтегазодобывающих платформ и необходимого технического флота для разведки и добычи углеводородного сырья на арктическом и дальневосточном шельфах России;
- обеспечение мобилизационной готовности и устойчивого функционирования в чрезвычайных ситуациях.
- Каковы возможности отрасли по строительству современных военных кораблей и гражданских судов?
- Российская судостроительная промышленность способна строить суда и корабли всех типов с максимальным водоизмещением до 100 тыс. т. Крупные корабли и суда строятся и ремонтируются на стапелях "Балтийского завода" и "Адмиралтейские верфи" в Санкт-Петербурге, а также в эллингах предприятий Северодвинска. Еще 24 завода имеют стапели длиной от 100 до 200 м. Кроме вышеуказанных верфей в состав нашего агентства входят крупные приборо- и машиностроительные предприятия - основные поставщики комплектующего корабельного и судового оборудования и вооружения. Есть мощная проектная и научно-исследовательская база - это десятки проектных и конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов. Основной разработчик подводных лодок, строящихся на экспорт, - санкт-петербургское ЦКБ МТ "Рубин", 100-летний юбилей которого отмечался в позапрошлом году. Предлагает свои экспортные наработки и СПМБМ "Малахит", по проектам которого построены небезызвестная малая ПЛ "Пиранья" (проект 865) и ряд других кораблей. Есть у нас и такие уникальные предприятия, как "Севмашпредприятие" в Северодвинске. Это крупнейший в мире комплекс военного кораблестроения, позволяющий создавать технику любой сложности. Есть ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова - головной научный центр судостроения, не имеющий аналогов по комплексу решаемых задач и оснащенности. Организации - проектанты надводных кораблей, как и подводных лодок, сосредоточены в основном в Санкт-Петербурге. Это - Невское ПКБ, разрабатывающее авианосцы, Северное ПКБ - разработчик боевых кораблей основных классов и ЦМКБ "Алмаз", проектирующее широкий спектр кораблей и судов - от корветов и боевых катеров до тральщиков и судов обеспечения. Экспортные поставки надводных боевых кораблей осуществляют сегодня санкт-петербургские предприятия: "Балтийский завод" - фрегаты, "Северная верфь" - эскадренные миноносцы, "Алмаз" - десантные корабли на воздушной подушке. Рыбинский "Вымпел" поставляет за рубеж боевые катера.
- Какие организации отрасли получили статус государственных научных центров РФ?
- Таких центров у нас несколько. Это ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова, ЦНИИ конструкционных материалов "Прометей", ЦНИИ технологии судостроения, ЦНИИ "Электроприбор", Акустический институт им. Н.Н. Андреева, ЦНИИ "Гидроприбор", а статус государственных научно-производственных центров Российской Федерации получили НПО "Аврора" и НПО "Гранит". Общая численность научных работников в судостроительной промышленности по состоянию на 2002 год - около 30.000 человек.
- В последние три года и у нас прослеживается такая тенденция. Роста объемов удалось добиться в основном за счет увеличения производства продукции, поставляемой на внешние рынки. В ближайшие годы необходимо наращивать наши усилия по продвижению военно-технической и гражданской продукции на экспорт. Дальнейшее оживление судостроения и расширение его сегмента в системе мирового рынка возможны лишь при условии реформирования отрасли. Необходимость реформирования судостроительной отрасли вызывается объективными причинами, прежде всего недостатком заказов, проблемами с кредитованием строительства судов.
- Коль речь зашла о переменах в отрасли, какое значение вы этому придаете?
- Реформирование - генеральный курс Россудостроениея. Мы осознаем, что только создание крупных интегрированных структур позволит нашим предприятиям производить конкурентоспособную продукцию, выдерживать жесточайшую конкуренцию как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Разработана и одобрена коллегией Россудостроения программа "Реформирование и развитие судостроительной промышленности на период до 2010 года", которая стала составной частью Федеральной целевой программы "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса", одобренной Правительством РФ. В ближайшие годы предусматривается создать 8 крупных диверсифицированных интегрированных структур, которые составят обновленное ядро судостроительной промышленности России, и перейти к межотраслевой интеграции (хотя эти процессы идут уже сегодня). В результате реализации комплекса мероприятий по реструктуризации отрасли уже созданы три крупных научных центра на базе девяти научных и проектных организаций. Функционируют Государственный российский центр атомного подводного судостроения, ФПГ "Морская техника" и ряд других.
- При всей схожести основных целей реформирования с другими оборонными отраслями судостроение, как известно, имеет и специфику. В чем она?
- Это длительные сроки строительства кораблей, большие материальные и трудовые затраты. Для создания и испытаний кораблей и судов необходимо наличие уникальной производственной, стендовой и испытательной базы. Другая специфическая сторона отрасли - потенциально опасные производства, связанные с испытаниями, ремонтом и утилизацией кораблей, оснащенных ядерными энергетическими установками. При реформировании судостроения основные усилия решено направить на сохранение и развитие базовых технологий. Имеется и ряд особенностей в реформировании мощностей гражданского судостроения.
- Давайте остановимся на проблеме экспорта российских кораблей.
- Экспорт - один из приоритетов для отечественных судостроительных предприятий. Эта деятельность координируется нашим агентством. Наибольшим спросом на мировом рынке военно-морской техники пользуются подводные лодки (ПЛ), фрегаты, корветы, боевые и патрульные катера. Россия же - лидер мирового экспорта ПЛ, которые ранее поставлялись флотам 14 различных государств. У нас имеется мощная научно-производственная база подводного кораблестроения, с помощью которой в послевоенные годы создано более половины всех подводных лодок мира. Сегодня мы строим подводные лодки проектов 877 и 636. Это одни из самых малошумных подводных лодок. Отечественные заводы проводят также ремонт и модернизацию ранее построенных субмарин подобного типа, в ходе которых лодки заметно увеличивают свой боевой потенциал. Идет постройка экспортной подводной лодки нового поколения "Амур". Предлагаемые на экспорт ПЛ соответствуют лучшим зарубежным аналогам, а по ряду характеристик превосходят их. Разрабатывается несколько модификаций лодок с воздухо-независимыми энергетическими установками. Это позволит в несколько раз увеличить автономность плавания и по существу качественно повысит возможности неатомных субмарин. Недавно завершена постройка для инозаказчиков двух эсминцев проекта 956Э с мощным ракетно-артиллерийским вооружением. Заканчивается строительство серии фрегатов проекта 11356. Не скрою, основой стабилизации и роста в судостроении сегодня стали крупные экспортные заказы. Однако этот фактор непостоянный. Понимая это, мы наряду с сохранением и расширением наших позиций на внешнем рынке, делаем ставку на отечественных заказчиков. В "Государственной программе вооружения на период до 2010 года" четко сформированы задачи для корабелов России по поддержанию и развитию Военно-морского флота РФ. Достраиваются корабли и суда, заложенные на верфях в предыдущие годы, идет плановый ремонт подводных лодок и судов, находящихся в составе ВМФ. - Говоря о перспективах развития отрасли, следует исходить из того, что важнейшей составляющей производственной деятельности предприятий является выполнение государственного оборонного заказа. Значительная часть наших заводов и проектных организаций и институтов в той, или иной, мере участвует в его реализации. Государственная программа вооружения до 2010 года дала нам четкое понимание того, какие объемы производства надо планировать на этот период. |