Мы должны сохранить наши "живые" корабли
- Владимир Иванович, как вы оцениваете процессы, которые происходят в российском ВМФ последние 15 лет?
- К середине 80-х годов прошлого столетия по своим количественным и качественным параметрам Военно-морской флот нашей страны считался одним из наиболее сильных военных флотов мира. В его составе насчитывалось более тысячи подводных лодок, надводных кораблей и катеров. Флот располагал развернутой системой берегового базирования, мощной инфраструктурой, достаточно современной по тому времени, и развитой системой боевого управления. Корабельный состав плавучего тыла насчитывал более 600 кораблей специального назначения и судов всех типов, обеспечивающих нормальную деятельность боевого состава флота. Функционировала отработанная административная и оперативная структура флота, система отбора и подготовки кадров, создавалась и наращивалась система судоремонта, технического, тылового обеспечения, боевого управления и др.
Впоследствии все мы явились свидетелями, когда на рубеже 80 - 90-х годов XX столетия в нашей стране началось десятилетие реформ, затронувшие политические и экономические основы государства. И стало очевидным, что во многом последствия этих изменений оказали негативное воздействие на Военно-морской флот. Сокращение ассигнований, нарушение отлаженной в течение многих лет организации и серьезные кадровые проблемы - все это привело к сокращению корабельного состава, повлияло на состояние технической готовности оставшихся в строю кораблей, повлекло свертывание нового строительства и многие другие негативные последствия.
ВМФ подвергся значительному процентному сокращению, и в результате поспешное сокращение не могло не повлиять на структурный облик флота и его сбалансированность. Выделяемых ВМФ средств на содержание корабельного состава и новое строительство было не просто недостаточно, а катастрофически не хватало. Доля финансирования ВМФ в бюджете Минобороны РФ постепенно сокращалась, а с 1995 года это приняло лавинообразный характер. Так, начиная с 1996 года на эксплуатацию ВМФ отпускалось 10 - 12% от средств, потребных для поддержания в технически исправном состоянии плавающего корабельного состава.
В настоящее время складываются положительные тенденции.
- И как можно оценить боевой потенциал флота сегодня?
- Учитывая сложившуюся ситуацию, поддержание технического состояния кораблей было определено одной из наиболее важнейших наших задач. К 2000 году нам удалось переломить негативную тенденцию и замедлить темпы сокращения боевого состава.
Достаточно сказать, что за последний год ВМФ сократился всего на 3 единицы (для сравнения: в 1998 году - на 60 единиц, в 1996 году - на 6). Однако на сегодня более половины боевого состава кораблей требуют проведения ремонта. Из-за ограниченного финансирования в ремонте сейчас размещено всего 12 кораблей.
Продолжается процесс старения флота - корабли, их оружие и техника физически и морально стареют. Средний возраст кораблей сегодня составляет около 16 лет - это существенно больше половины их срока службы. Доля кораблей с таким сроком службы и более составляет 40%. Достаточно сказать, что с 1991 года в состав флота не введено ни одного корабля нового проекта. Исключение составляет лишь АПЛ "Гепард".
Не лучше обстоит дело со строительством ранее спроектированных кораблей и их вводом в боевой состав ВМФ. На стапелях заводов находится 38 кораблей, находящихся в различной стадии постройки. Для восполнения корабельного состава потребуется сумма ассигнований, которая во много раз превышает сумму государственного оборонного заказа.
Это требует неотложного принятия тяжелого решения о дальнейшей судьбе этих кораблей - какие достроить, а от каких отказаться. Таково объективное техническое состояние флота.
Пережив столь мощные, коренные изменения основополагающих принципов в политике и экономике, необходимо сегодня выходить на перспективные решения, так чтобы иметь возможность если не предвосхитить достаточно отдаленное будущее, то, во всяком случае, избежать грубых ошибок и определить те этапные временные рубежи, на которые следует ориентироваться, просчитывая возможные последствия принимаемых сегодня решений.
Нельзя допустить ошибок, как это случалось прежде, когда в конце 50-х годов боевые корабли сначала отправляли на металлолом, а спустя некоторое время государственные деньги в огромном количестве уходили на то, чтобы восстановить былую мощь отечественного флота. Мы не имеем права выбирать неправильный путь: экономика этого позволить не в состоянии.
- То есть все по-прежнему упирается в деньги?
- В настоящее время возможности развития флота еще в большей степени, чем в прежние годы, жестко зависят от уровня финансирования. Это связано прежде всего с природой рыночных отношений, когда управление промышленным производством осуществляется практически исключительно заказчиком путем оптимального распределения и эффективного использования выделяемых ассигнований.
Строительство кораблей на заводах значительно осложнилось. Сроки строительства жестко связаны со стоимостью корабля, которая в результате инфляции за время строительства может возрасти в несколько раз по сравнению с первоначальной. Другой причиной удорожания кораблей является незагруженность производственных мощностей и стремление производителей списать постоянные издержки предприятий на стоимость военного заказа.
В этих условиях единственным механизмом, позволяющим повысить эффективность вложения ассигнований и ограничить стоимость корабля, является переход к фиксированной стоимости контракта с применением к заводу-изготовителю штрафных санкций за нарушение сроков строительства.
Некоторое время казалось, что столь откровенно рыночная система формирования цены на корабль в условиях отсутствия у производителя оборотных средств и практически неработающей в промышленности кредитной системы не может быть осуществлена. Однако жизнь дает нам другие примеры. Так, за последние годы на наших предприятиях был успешно выполнен ряд достаточно крупных экспортных контрактов - и именно на таких условиях или близких к ним, о которых говорилось выше. Отсюда можно сделать вывод, что ключевым условием реализации рыночного механизма является не столько финансовое положение завода-строителя, как это предполагалось ранее, сколько способность заказчика выполнять свои обязательства перед подрядчиком.
Будущее российского флота, я уверен, не оставляет равнодушными не только должностных лиц исполнительной власти, но и законодательную власть, а также широкую общественность.
В этом плане примерами, достойными подражания, являлись многие прогрессивные государственные деятели России за всю трехсотлетнюю историю флота.
- У флота России за плечами трехвековые традиции. Они могут играть роль в созидательном процессе?
- Нельзя забывать, что царская Русь, какой ее принял Петр Алексеевич в 1682 году, была превращена в 1721 году в Российскую империю не последнюю очередь благодаря флоту. С потерей флота, как это произошло в середине XIX века в результате Крымской войны (1853 - 1856 гг.), страна потеряла не только международный авторитет, но и свои территории.
О необходимости флота для России после ее поражения в Русско-японской войне (1904 - 1905 гг.) премьер-министр России Петр Столыпин убедительно доказывал Государственной Думе, говоря: "Нужен ли России флот? Какой флот России нужен, и можно ли с этим делом медлить?" - и отвечал: "Для всех, кажется, теперь ясно, что только тот народ имеет право и власть удержать в своих руках, и море, который может его отстоять… России необходим такой флот, который в каждую минуту мог бы сразиться с флотом, стоящим на уровне новейших требований. Если этого не будет, если флот у России будет другой, то он будет только вреден, так как неминуемо станет добычей нападающих. Нельзя допускать и остановки в исполнении полной программы судостроения, первым последствием такой остановки <…> было бы, несомненно, расстройство наших заводов. <…> То, что в других государствах оберегается, бережно наращивается, развивается - технический опыт, знание, сознание людей, поставленных на это дело, - все то, что нельзя купить за деньги, все то, что создается только за целый ряд лет, за целую эпоху, - все это должно пойти на убыль, все это должно пойти в расстройство". Убедительнее не скажешь.
- Какую роль будет играть флот вообще в новом столетии?
- В нынешних условиях в связи с глобализацией общемировых процессов, с поступлением на вооружение новых средств вооруженной борьбы военные флоты приобрели универсальный характер по своему влиянию на кризисные ситуации. Причем для стран, имеющих интересы в Мировом океане, он не может быть ограничен рамками прибрежного флота: его сфера деятельности должна быть не уже национальных интересов государства.
XXI век закономерно получил от ученых и аналитиков название "века океанов", который неизбежно станет началом новой эры глобального научно-технического и промышленного освоения Мирового океана. И Россия должна быть к этому готова.
Достижения тех или иных государств в данной сфере уже в ближайшем будущем станут определяющими для их дальнейшего развития и получения значительных преимуществ в самых различных областях деятельности: экономической, политической, военной, экологической, информационной.
Грядет очередной передел мира - на этот раз по полезным ископаемым, сосредоточенным в большинстве в Мировом океане. Именно их достаточное наличие будет в первую очередь определять благополучие страны. В современных условиях практически все развитые страны мира открыто стремятся закрепить за собой влияние в перспективных, с этой точки зрения, морских и океанских районах.
Здесь следует вспомнить пророческие слова адмирала С.О. Макарова: "Россия есть здание, фасад которого обращен к Ледовитому океану". Этот фасад обрамлен богатейшими природными ресурсами. В нашей Арктической зоне и прилегающем шельфе сосредоточено не менее 30% мировых запасов нефти и газа. Только нефтегазоносность шельфа Баренцева и Карского морей составляет 5-60 млрд тонн условного топлива.
Сегодня, руководствуясь Законом "Об Арктической зоне", необходимо расширить наши исключительные суверенные права и юрисдикцию в Арктике, обеспечить экономические интересы России в этой зоне.
Нельзя упустить реальной возможности установить внешнюю границу континентального шельфа вплоть до Северного полюса и тем самым увеличить нефтегазовый потенциал страны еще на 15-20 млрд тонн, как минимум. Обосновать внешнюю границу континентального шельфа в Комиссии ООН по морскому праву - для этого необходимо завершить геологические исследования.
- Вы, как Главком ВМФ, можете оценивать соотношение сил, которое сложилось сегодня на морях и океанах?
- В реальности соотношение военно-морских сил иностранных государств и ВМФ России резко изменилось не в нашу пользу и продолжает ухудшаться. Уже к 2010 году оно может составить 1:10. В этой связи необходимо подчеркнуть, что интересы России в Мировом океане, требующие защиты, обширны, стабильны и постоянны вне зависимости от политической или экономической конъюнктуры. В противном случае Россия рискует остаться вдалеке от освоения перспективных экономических районов в Мировом океане - ее туда просто не пустят.
Только срочные комплексные и системные меры на государственном уровне могут обеспечить сохранение морского потенциала государства и остановить стремительную потерю Россией позиций великой морской державы со всеми вытекающими последствиями. Так сложилось исторически, что Россия должна или быть великой державой, или она не сможет остаться в существующих размерах и статусе.
- А что удалось сделать сегодня для сохранения и укрепления флота? На вашем уровне, уровне Министерства обороны, государственном уровне…
- Пришлось начинать практически с нуля. В первую очередь руководству ВМФ, пытавшемуся любыми путями сохранить хотя бы частично разваливающийся советский ВМФ, провести перестройку своего мировоззрения и прийти к выводу о необходимости создания сугубо российского флота с новыми задачами и функциями, а не пытаться сохранить или восстановить советский ВМФ. Дважды в одну реку войти невозможно, гласит восточная мудрость.
Начиная с конца 1997 года руководство ВМФ взяло четкий курс по поиску контактов, установлению взаимопонимания и отлаженного взаимодействия с руководством Минобороны РФ, Советом безопасности, военно-политическим руководством страны. Был учтен и проанализирован личный опыт Н.Г. Кузнецова и С.Г. Горшкова по отстаиванию интересов ВМФ. И дело сдвинулось с мертвой точки.
Для решения этой общегосударственной задачи Правительством РФ были приняты инициированные Главным командованием ВМФ первые неотложные меры. Так, в сентябре 1999 года в Северодвинске под руководством Председателя Правительства РФ В.В.Путина было проведено заседание Комиссии по военно-промышленным вопросам с рассмотрением неотложных мер по развитию кораблестроения и судостроения для Военно-морского флота.
На этом заседании были одобрены замысел строительства ВМФ на период до 2005 года и приняты первоочередные решения по развитию судостроительной промышленности.
Постановлением Правительства РФ утверждена федеральная целевая программа "Мировой океан". Программа нацелена на изучение, освоение и эффективное использование ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны и охраны морских границ страны.
В ноябре 1999 года было проведено заседание Совета безопасности по вопросу "Об определении общей стратегии и неотложных мерах по сохранению и развитию морского флота и кораблестроения Российской Федерации", на котором была рассмотрена необходимость разработки и реализации долговременной комплексной системной государственной политики РФ в области освоения и использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах обеспечения устойчивого экономического развития и национальной безопасности России. Советом Безопасности определены практические этапы по формированию и переходу к реализации морской политики России.
Приняты и утверждены Указом Президента РФ "Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года", "Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года", создана Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации. На государственном уровне к решению проблем морского потенциала России и ставит целью устойчивое развитие каждой из его составляющей. Такая доктрина даже в условиях ограниченного финансирования станет действенным инструментом общегосударственной системы координации морской деятельности, будет во многом способствовать достижению общесистемного экономического эффекта и национальных интересов России в целом, а также содействовать укреплению международного авторитета России, как ведущей морской державы.
Перед командованием ВМФ стоит сложнейшая проблема: как увязать возрастающую значимость Мирового океана и вытекающую из этого потребность России в мощном Военно-морском флоте с той ничтожно малой ресурсной базой, которую сегодня государство способно выделить на строительство и развитие флота?
Мы считаем, что необходимо переходить к комплексной системе строительства Вооруженных сил. Эта система должна объединить три основных вида планирования: оперативно-стратегическое, программное и бюджетное (как это принято в ведущих мировых державах). Только при такой системе можно построить цепочку от роли и места ВМФ, т.е. стоящих перед ним задач, до средств, которые выделяются для их решения. Без этой связи распределение так называемого бюджетного пирога будет оставаться в той или иной степени волюнтаристским. Таковы рамки, которые флот пытается - но пока не в силах - раздвинуть.
- Но ведь существует же перспективный план развития военно-морских сил страны? Там ведь должно быть все прописано?
- Да, в конце 2000 года разработан и утвержден План строительства и развития Военно-морского флота на 2001 - 2005 гг. Этот документ воспринимается неоднозначно. Многие не понимают, что несмотря ни на что это все же план именно строительства и развития. Говорить о революционном прогрессе применительно к сегодняшним процессам строительства ВМФ, к сожалению, не приходится. Но именно плановый эволюционный регресс позволит нам избежать в будущем регресса революционного и перейти к прогрессу. Применительно к флоту - лучше на время уйти в ближнюю морскую зону и сохранить флот, чем под тяжестью неподъемных задач его разрушить.
Именно на перераспределение большинства стоящих перед ВМФ задач в ближнюю морскую зону и нацелен действующий План строительства и развития. При этом способность флота решать задачи мирного времени должна сохраниться также в дальней морской и океанских зонах. Планом предусматривается сохранение основных организационных структур, входящих в состав ВМФ: четырех оперативно-стратегических объединений - флотов, а также оперативного объединения - Каспийской флотилии.
Сохраняется внутривидовая структура ВМФ: Морские стратегические ядерные силы (МСЯС) и Морские силы общего назначения (МСОН) со всеми родовыми составляющими (Подводные и Надводные силы, морская авиация и ПВО, Сухопутные и Береговые войска).
Вместе с тем предусматривается оптимизация, в том числе и сокращение организационных структур нижестоящего уровня, в частности управленческих. Это обусловлено сокращением общей численности Вооруженных сил и стремлением уменьшить расходы на их содержание. Таким образом, доля средств, выделяемых на строительство и развитие ВМФ, увеличивается. Этот процесс начат уже в 2001 году. Ситуация, когда большая часть средств попросту проедалась, изменена. Основные организационно-штатные мероприятия планируется провести по возможности в кратчайшие сроки, чтобы стремительнее подойти к отработке реорганизованных структур.
- Каким вы видите российский флот, скажем, через лет 10?
- Облик ВМФ на перспективу до 2016 года можно определить как:
- ракетно-ядерный, способный выполнять весь объем задач мирного времени в пределах всех зон применения (океанская дальняя и ближняя морская);
- способность выполнять задачи военного времени в пределах ближней морской зоны на минимально достаточном уровне;
- имеющий в своем составе МСЯС и МСОН;
- сбалансированный применительно к родам сил (войск), видам и системам обеспечения.
Реализацию предлагаемого облика планируется осуществить в рамках строительства МСЯС и МСОН и совершенствования систем всестороннего обеспечения.
Основными направлениями строительства и развития МСЯС будут являться последовательный ввод в боевой состав ВМФ РПЛСН четвертого поколения, вооруженных новым ракетным комплексом стратегического назначения. С учетом максимального напряжения сил и концентрации усилий всех сил флота, МСЯС смогут при необходимости выполнить возложенные на них задачи в полном объеме. Уровень решения поставленных задач оценивается как "гарантированный".
Основные направления строительства и развития МСОН следующие:
Первое. Исключение из состава ВМФ кораблей, катеров и подводных лодок резерва, ремонт которых экономически нецелесообразен, а дальнейшее содержание в составе сил резерва приводит к неоправданным затратам финансовых средств. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что по этим критериям боевой корабельный состав ВМФ будет в ближайшее время уменьшен еще на одну пятую часть.
По каждому из исключаемых кораблей принималось отдельное, непростое решение. Проведен тщательный анализ, вывод из которого однозначен: большинство из исключаемых кораблей уже никогда не смогут выйти в море даже при существенном увеличении финансирования ВМФ.
Второе. Поддержание состава кораблей, катеров и подводных лодок в постоянной готовности и в строю на минимально допустимом уровне, обеспечивающем выполнение объема поставленных задач. Иначе говоря, мы должны сохранить наши "живые" корабли и на их потенциале продержаться до лучших времен.
Третье. Повышение боевых возможностей Морских сил общего назначения путем глубокой и частичной модернизации основных видов вооружения и военной техники. Это направление перекликается со вторым. Основа флота на ближайшие десять лет - сегодняшние корабли, вооружение и техника. Их нужно сохранить и сделать их отвечающими требованиям нового века. Для этого мы планируем завершить приоритетные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, ориентируясь в основном на исторически сильные для России направления.
Четвертое. Строительство подводных лодок и надводных кораблей с учетом минимально достаточного состава группировок сил по зонам действий. Ввиду невозможности адекватного восполнения убыли корабельного состава и в связи с требованиями времени нам придется изменить направления в военном кораблестроении и пересмотреть классификацию корабельного состава в связи с переходом к строительству действительно многоцелевых кораблей. Создание их придется осуществлять поэтапно, с малыми затратами. С применением новейших технологий будут созданы новые многоцелевые атомная и дизельная подводные лодки, многоцелевые надводные корабли и катера.
В целом корабельный состав будет ориентирован на возможность нанесения "критических (неприемлемых) потерь" любому агрессору и его союзникам - как в море, так и на берегу - на значительном удалении от границ России.
Планом предусматриваются также конкретные мероприятия по строительству и развитию всех родов сил (войск) и совершенствованию систем всестороннего обеспечения ВМФ.
Однако реализация Плана строительства и развития ВМФ возможна только при соответствующем финансово-экономическом обеспечении. Заложенные в него показатели для нас критичны, поэтому мы надеемся, что они все же будут выдержаны.
План строительства и развития ВМФ является своеобразной закладной доской будущего флота России. Весь остальной цикл работ по созданию нового флота России будет в значительной степени зависеть от способности создаваемых сейчас организационных структур видеть перспективу.
Подходы к строительству и развитию организационных структур должны базироваться на выводах из оценки таких условий, как военно-географическое положение, роль и место флота в системе обороны государства на определенном стратегическом направлении, цели и объемы задач, решаемых флотом, а также степень развития военно-экономической инфраструктуры, системы оперативного оборудования районов, пунктов базирования и районов применения сил (войск) ВМФ.
По нашему глубокому убеждению, судьба России как морской державы в значительной степени будет зависеть от выполнения Основ политики РФ в области военно-морской деятельности на период до 2010 года и Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года. Только объединение усилий всех государственных органов, организаций и лиц, которым дороги интересы России в Мировом океане, при главенствующей роли государства возможен решительный поворот к наращиванию вклада в морской деятельности в устойчивое экономическое развитие, национальную безопасность и международный авторитет России. |