Российское судостроение
Выставочная компания Каталог сайтов зарубежных компанийТехнологии
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

Мы должны сохранить наши "живые" корабли

В. Куроедов- Владимир Иванович, как вы оцениваете процессы, которые происходят в российском ВМФ последние 15 лет?

- К середине 80-х годов прошлого столетия по своим количественным и качественным параметрам Военно-морской флот нашей страны считался одним из наиболее сильных военных флотов мира. В его составе насчитывалось более тысячи подводных лодок, надводных кораблей и катеров. Флот располагал развернутой системой берегового базирования, мощной инфраструктурой, достаточно современной по тому времени, и развитой системой боевого управления. Корабельный состав плавучего тыла насчитывал более 600 кораблей специального назначения и судов всех типов, обеспечивающих нормальную деятельность боевого состава флота. Функционировала отработанная административная и оперативная структура флота, система отбора и подготовки кадров, создавалась и наращивалась система судоремонта, технического, тылового обеспечения, боевого управления и др.

Впоследствии все мы явились свидетелями, когда на рубеже 80 - 90-х годов XX столетия в нашей стране началось десятилетие реформ, затронувшие политические и экономические основы государства. И стало очевидным, что во многом последствия этих изменений оказали негативное воздействие на Военно-морской флот. Сокращение ассигнований, нарушение отлаженной в течение многих лет организации и серьезные кадровые проблемы - все это привело к сокращению корабельного состава, повлияло на состояние технической готовности оставшихся в строю кораблей, повлекло свертывание нового строительства и многие другие негативные последствия.

ВМФ подвергся значительному процентному сокращению, и в результате поспешное сокращение не могло не повлиять на структурный облик флота и его сбалансированность. Выделяемых ВМФ средств на содержание корабельного состава и новое строительство было не просто недостаточно, а катастрофически не хватало. Доля финансирования ВМФ в бюджете Минобороны РФ постепенно сокращалась, а с 1995 года это приняло лавинообразный характер. Так, начиная с 1996 года на эксплуатацию ВМФ отпускалось 10 - 12% от средств, потребных для поддержания в технически исправном состоянии плавающего корабельного состава.

В настоящее время складываются положительные тенденции.

- И как можно оценить боевой потенциал флота сегодня?

- Учитывая сложившуюся ситуацию, поддержание технического состояния кораблей было определено одной из наиболее важнейших наших задач. К 2000 году нам удалось переломить негативную тенденцию и замедлить темпы сокращения боевого состава.

Достаточно сказать, что за последний год ВМФ сократился всего на 3 единицы (для сравнения: в 1998 году - на 60 единиц, в 1996 году - на 6). Однако на сегодня более половины боевого состава кораблей требуют проведения ремонта. Из-за ограниченного финансирования в ремонте сейчас размещено всего 12 кораблей.

Продолжается процесс старения флота - корабли, их оружие и техника физически и морально стареют. Средний возраст кораблей сегодня составляет около 16 лет - это существенно больше половины их срока службы. Доля кораблей с таким сроком службы и более составляет 40%. Достаточно сказать, что с 1991 года в состав флота не введено ни одного корабля нового проекта. Исключение составляет лишь АПЛ "Гепард".

Не лучше обстоит дело со строительством ранее спроектированных кораблей и их вводом в боевой состав ВМФ. На стапелях заводов находится 38 кораблей, находящихся в различной стадии постройки. Для восполнения корабельного состава потребуется сумма ассигнований, которая во много раз превышает сумму государственного оборонного заказа.

Это требует неотложного принятия тяжелого решения о дальнейшей судьбе этих кораблей - какие достроить, а от каких отказаться. Таково объективное техническое состояние флота.

Пережив столь мощные, коренные изменения основополагающих принципов в политике и экономике, необходимо сегодня выходить на перспективные решения, так чтобы иметь возможность если не предвосхитить достаточно отдаленное будущее, то, во всяком случае, избежать грубых ошибок и определить те этапные временные рубежи, на которые следует ориентироваться, просчитывая возможные последствия принимаемых сегодня решений.

Нельзя допустить ошибок, как это случалось прежде, когда в конце 50-х годов боевые корабли сначала отправляли на металлолом, а спустя некоторое время государственные деньги в огромном количестве уходили на то, чтобы восстановить былую мощь отечественного флота. Мы не имеем права выбирать неправильный путь: экономика этого позволить не в состоянии.

- То есть все по-прежнему упирается в деньги?

- В настоящее время возможности развития флота еще в большей степени, чем в прежние годы, жестко зависят от уровня финансирования. Это связано прежде всего с природой рыночных отношений, когда управление промышленным производством осуществляется практически исключительно заказчиком путем оптимального распределения и эффективного использования выделяемых ассигнований.

Строительство кораблей на заводах значительно осложнилось. Сроки строительства жестко связаны со стоимостью корабля, которая в результате инфляции за время строительства может возрасти в несколько раз по сравнению с первоначальной. Другой причиной удорожания кораблей является незагруженность производственных мощностей и стремление производителей списать постоянные издержки предприятий на стоимость военного заказа.

В этих условиях единственным механизмом, позволяющим повысить эффективность вложения ассигнований и ограничить стоимость корабля, является переход к фиксированной стоимости контракта с применением к заводу-изготовителю штрафных санкций за нарушение сроков строительства.

Некоторое время казалось, что столь откровенно рыночная система формирования цены на корабль в условиях отсутствия у производителя оборотных средств и практически неработающей в промышленности кредитной системы не может быть осуществлена. Однако жизнь дает нам другие примеры. Так, за последние годы на наших предприятиях был успешно выполнен ряд достаточно крупных экспортных контрактов - и именно на таких условиях или близких к ним, о которых говорилось выше. Отсюда можно сделать вывод, что ключевым условием реализации рыночного механизма является не столько финансовое положение завода-строителя, как это предполагалось ранее, сколько способность заказчика выполнять свои обязательства перед подрядчиком.

Будущее российского флота, я уверен, не оставляет равнодушными не только должностных лиц исполнительной власти, но и законодательную власть, а также широкую общественность.

В этом плане примерами, достойными подражания, являлись многие прогрессивные государственные деятели России за всю трехсотлетнюю историю флота.

- У флота России за плечами трехвековые традиции. Они могут играть роль в созидательном процессе?

- Нельзя забывать, что царская Русь, какой ее принял Петр Алексеевич в 1682 году, была превращена в 1721 году в Российскую империю не последнюю очередь благодаря флоту. С потерей флота, как это произошло в середине XIX века в результате Крымской войны (1853 - 1856 гг.), страна потеряла не только международный авторитет, но и свои территории.

О необходимости флота для России после ее поражения в Русско-японской войне (1904 - 1905 гг.) премьер-министр России Петр Столыпин убедительно доказывал Государственной Думе, говоря: "Нужен ли России флот? Какой флот России нужен, и можно ли с этим делом медлить?" - и отвечал: "Для всех, кажется, теперь ясно, что только тот народ имеет право и власть удержать в своих руках, и море, который может его отстоять… России необходим такой флот, который в каждую минуту мог бы сразиться с флотом, стоящим на уровне новейших требований. Если этого не будет, если флот у России будет другой, то он будет только вреден, так как неминуемо станет добычей нападающих. Нельзя допускать и остановки в исполнении полной программы судостроения, первым последствием такой остановки <…> было бы, несомненно, расстройство наших заводов. <…> То, что в других государствах оберегается, бережно наращивается, развивается - технический опыт, знание, сознание людей, поставленных на это дело, - все то, что нельзя купить за деньги, все то, что создается только за целый ряд лет, за целую эпоху, - все это должно пойти на убыль, все это должно пойти в расстройство". Убедительнее не скажешь.

- Какую роль будет играть флот вообще в новом столетии?

- В нынешних условиях в связи с глобализацией общемировых процессов, с поступлением на вооружение новых средств вооруженной борьбы военные флоты приобрели универсальный характер по своему влиянию на кризисные ситуации. Причем для стран, имеющих интересы в Мировом океане, он не может быть ограничен рамками прибрежного флота: его сфера деятельности должна быть не уже национальных интересов государства.

XXI век закономерно получил от ученых и аналитиков название "века океанов", который неизбежно станет началом новой эры глобального научно-технического и промышленного освоения Мирового океана. И Россия должна быть к этому готова.

Достижения тех или иных государств в данной сфере уже в ближайшем будущем станут определяющими для их дальнейшего развития и получения значительных преимуществ в самых различных областях деятельности: экономической, политической, военной, экологической, информационной.

Грядет очередной передел мира - на этот раз по полезным ископаемым, сосредоточенным в большинстве в Мировом океане. Именно их достаточное наличие будет в первую очередь определять благополучие страны. В современных условиях практически все развитые страны мира открыто стремятся закрепить за собой влияние в перспективных, с этой точки зрения, морских и океанских районах.

Здесь следует вспомнить пророческие слова адмирала С.О. Макарова: "Россия есть здание, фасад которого обращен к Ледовитому океану". Этот фасад обрамлен богатейшими природными ресурсами. В нашей Арктической зоне и прилегающем шельфе сосредоточено не менее 30% мировых запасов нефти и газа. Только нефтегазоносность шельфа Баренцева и Карского морей составляет 5-60 млрд тонн условного топлива.

Сегодня, руководствуясь Законом "Об Арктической зоне", необходимо расширить наши исключительные суверенные права и юрисдикцию в Арктике, обеспечить экономические интересы России в этой зоне.

Нельзя упустить реальной возможности установить внешнюю границу континентального шельфа вплоть до Северного полюса и тем самым увеличить нефтегазовый потенциал страны еще на 15-20 млрд тонн, как минимум. Обосновать внешнюю границу континентального шельфа в Комиссии ООН по морскому праву - для этого необходимо завершить геологические исследования.

- Вы, как Главком ВМФ, можете оценивать соотношение сил, которое сложилось сегодня на морях и океанах?

- В реальности соотношение военно-морских сил иностранных государств и ВМФ России резко изменилось не в нашу пользу и продолжает ухудшаться. Уже к 2010 году оно может составить 1:10. В этой связи необходимо подчеркнуть, что интересы России в Мировом океане, требующие защиты, обширны, стабильны и постоянны вне зависимости от политической или экономической конъюнктуры. В противном случае Россия рискует остаться вдалеке от освоения перспективных экономических районов в Мировом океане - ее туда просто не пустят.

Только срочные комплексные и системные меры на государственном уровне могут обеспечить сохранение морского потенциала государства и остановить стремительную потерю Россией позиций великой морской державы со всеми вытекающими последствиями. Так сложилось исторически, что Россия должна или быть великой державой, или она не сможет остаться в существующих размерах и статусе.

- А что удалось сделать сегодня для сохранения и укрепления флота? На вашем уровне, уровне Министерства обороны, государственном уровне…

- Пришлось начинать практически с нуля. В первую очередь руководству ВМФ, пытавшемуся любыми путями сохранить хотя бы частично разваливающийся советский ВМФ, провести перестройку своего мировоззрения и прийти к выводу о необходимости создания сугубо российского флота с новыми задачами и функциями, а не пытаться сохранить или восстановить советский ВМФ. Дважды в одну реку войти невозможно, гласит восточная мудрость.

Начиная с конца 1997 года руководство ВМФ взяло четкий курс по поиску контактов, установлению взаимопонимания и отлаженного взаимодействия с руководством Минобороны РФ, Советом безопасности, военно-политическим руководством страны. Был учтен и проанализирован личный опыт Н.Г. Кузнецова и С.Г. Горшкова по отстаиванию интересов ВМФ. И дело сдвинулось с мертвой точки.

Для решения этой общегосударственной задачи Правительством РФ были приняты инициированные Главным командованием ВМФ первые неотложные меры. Так, в сентябре 1999 года в Северодвинске под руководством Председателя Правительства РФ В.В.Путина было проведено заседание Комиссии по военно-промышленным вопросам с рассмотрением неотложных мер по развитию кораблестроения и судостроения для Военно-морского флота.

На этом заседании были одобрены замысел строительства ВМФ на период до 2005 года и приняты первоочередные решения по развитию судостроительной промышленности.

Постановлением Правительства РФ утверждена федеральная целевая программа "Мировой океан". Программа нацелена на изучение, освоение и эффективное использование ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны и охраны морских границ страны.

В ноябре 1999 года было проведено заседание Совета безопасности по вопросу "Об определении общей стратегии и неотложных мерах по сохранению и развитию морского флота и кораблестроения Российской Федерации", на котором была рассмотрена необходимость разработки и реализации долговременной комплексной системной государственной политики РФ в области освоения и использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах обеспечения устойчивого экономического развития и национальной безопасности России. Советом Безопасности определены практические этапы по формированию и переходу к реализации морской политики России.

Приняты и утверждены Указом Президента РФ "Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года", "Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года", создана Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации. На государственном уровне к решению проблем морского потенциала России и ставит целью устойчивое развитие каждой из его составляющей. Такая доктрина даже в условиях ограниченного финансирования станет действенным инструментом общегосударственной системы координации морской деятельности, будет во многом способствовать достижению общесистемного экономического эффекта и национальных интересов России в целом, а также содействовать укреплению международного авторитета России, как ведущей морской державы.

Перед командованием ВМФ стоит сложнейшая проблема: как увязать возрастающую значимость Мирового океана и вытекающую из этого потребность России в мощном Военно-морском флоте с той ничтожно малой ресурсной базой, которую сегодня государство способно выделить на строительство и развитие флота?

Мы считаем, что необходимо переходить к комплексной системе строительства Вооруженных сил. Эта система должна объединить три основных вида планирования: оперативно-стратегическое, программное и бюджетное (как это принято в ведущих мировых державах). Только при такой системе можно построить цепочку от роли и места ВМФ, т.е. стоящих перед ним задач, до средств, которые выделяются для их решения. Без этой связи распределение так называемого бюджетного пирога будет оставаться в той или иной степени волюнтаристским. Таковы рамки, которые флот пытается - но пока не в силах - раздвинуть.

- Но ведь существует же перспективный план развития военно-морских сил страны? Там ведь должно быть все прописано?

- Да, в конце 2000 года разработан и утвержден План строительства и развития Военно-морского флота на 2001 - 2005 гг. Этот документ воспринимается неоднозначно. Многие не понимают, что несмотря ни на что это все же план именно строительства и развития. Говорить о революционном прогрессе применительно к сегодняшним процессам строительства ВМФ, к сожалению, не приходится. Но именно плановый эволюционный регресс позволит нам избежать в будущем регресса революционного и перейти к прогрессу. Применительно к флоту - лучше на время уйти в ближнюю морскую зону и сохранить флот, чем под тяжестью неподъемных задач его разрушить.

Именно на перераспределение большинства стоящих перед ВМФ задач в ближнюю морскую зону и нацелен действующий План строительства и развития. При этом способность флота решать задачи мирного времени должна сохраниться также в дальней морской и океанских зонах. Планом предусматривается сохранение основных организационных структур, входящих в состав ВМФ: четырех оперативно-стратегических объединений - флотов, а также оперативного объединения - Каспийской флотилии.

Сохраняется внутривидовая структура ВМФ: Морские стратегические ядерные силы (МСЯС) и Морские силы общего назначения (МСОН) со всеми родовыми составляющими (Подводные и Надводные силы, морская авиация и ПВО, Сухопутные и Береговые войска).

Вместе с тем предусматривается оптимизация, в том числе и сокращение организационных структур нижестоящего уровня, в частности управленческих. Это обусловлено сокращением общей численности Вооруженных сил и стремлением уменьшить расходы на их содержание. Таким образом, доля средств, выделяемых на строительство и развитие ВМФ, увеличивается. Этот процесс начат уже в 2001 году. Ситуация, когда большая часть средств попросту проедалась, изменена. Основные организационно-штатные мероприятия планируется провести по возможности в кратчайшие сроки, чтобы стремительнее подойти к отработке реорганизованных структур.

- Каким вы видите российский флот, скажем, через лет 10?

- Облик ВМФ на перспективу до 2016 года можно определить как:

  • ракетно-ядерный, способный выполнять весь объем задач мирного времени в пределах всех зон применения (океанская дальняя и ближняя морская);
  • способность выполнять задачи военного времени в пределах ближней морской зоны на минимально достаточном уровне;
  • имеющий в своем составе МСЯС и МСОН;
  • сбалансированный применительно к родам сил (войск), видам и системам обеспечения.

Реализацию предлагаемого облика планируется осуществить в рамках строительства МСЯС и МСОН и совершенствования систем всестороннего обеспечения.

Основными направлениями строительства и развития МСЯС будут являться последовательный ввод в боевой состав ВМФ РПЛСН четвертого поколения, вооруженных новым ракетным комплексом стратегического назначения. С учетом максимального напряжения сил и концентрации усилий всех сил флота, МСЯС смогут при необходимости выполнить возложенные на них задачи в полном объеме. Уровень решения поставленных задач оценивается как "гарантированный".

Основные направления строительства и развития МСОН следующие:

Первое. Исключение из состава ВМФ кораблей, катеров и подводных лодок резерва, ремонт которых экономически нецелесообразен, а дальнейшее содержание в составе сил резерва приводит к неоправданным затратам финансовых средств. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что по этим критериям боевой корабельный состав ВМФ будет в ближайшее время уменьшен еще на одну пятую часть.

По каждому из исключаемых кораблей принималось отдельное, непростое решение. Проведен тщательный анализ, вывод из которого однозначен: большинство из исключаемых кораблей уже никогда не смогут выйти в море даже при существенном увеличении финансирования ВМФ.

Второе. Поддержание состава кораблей, катеров и подводных лодок в постоянной готовности и в строю на минимально допустимом уровне, обеспечивающем выполнение объема поставленных задач. Иначе говоря, мы должны сохранить наши "живые" корабли и на их потенциале продержаться до лучших времен.

Третье. Повышение боевых возможностей Морских сил общего назначения путем глубокой и частичной модернизации основных видов вооружения и военной техники. Это направление перекликается со вторым. Основа флота на ближайшие десять лет - сегодняшние корабли, вооружение и техника. Их нужно сохранить и сделать их отвечающими требованиям нового века. Для этого мы планируем завершить приоритетные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, ориентируясь в основном на исторически сильные для России направления.

Четвертое. Строительство подводных лодок и надводных кораблей с учетом минимально достаточного состава группировок сил по зонам действий. Ввиду невозможности адекватного восполнения убыли корабельного состава и в связи с требованиями времени нам придется изменить направления в военном кораблестроении и пересмотреть классификацию корабельного состава в связи с переходом к строительству действительно многоцелевых кораблей. Создание их придется осуществлять поэтапно, с малыми затратами. С применением новейших технологий будут созданы новые многоцелевые атомная и дизельная подводные лодки, многоцелевые надводные корабли и катера.

В целом корабельный состав будет ориентирован на возможность нанесения "критических (неприемлемых) потерь" любому агрессору и его союзникам - как в море, так и на берегу - на значительном удалении от границ России.

Планом предусматриваются также конкретные мероприятия по строительству и развитию всех родов сил (войск) и совершенствованию систем всестороннего обеспечения ВМФ.

Однако реализация Плана строительства и развития ВМФ возможна только при соответствующем финансово-экономическом обеспечении. Заложенные в него показатели для нас критичны, поэтому мы надеемся, что они все же будут выдержаны.

План строительства и развития ВМФ является своеобразной закладной доской будущего флота России. Весь остальной цикл работ по созданию нового флота России будет в значительной степени зависеть от способности создаваемых сейчас организационных структур видеть перспективу.

Подходы к строительству и развитию организационных структур должны базироваться на выводах из оценки таких условий, как военно-географическое положение, роль и место флота в системе обороны государства на определенном стратегическом направлении, цели и объемы задач, решаемых флотом, а также степень развития военно-экономической инфраструктуры, системы оперативного оборудования районов, пунктов базирования и районов применения сил (войск) ВМФ.

По нашему глубокому убеждению, судьба России как морской державы в значительной степени будет зависеть от выполнения Основ политики РФ в области военно-морской деятельности на период до 2010 года и Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года. Только объединение усилий всех государственных органов, организаций и лиц, которым дороги интересы России в Мировом океане, при главенствующей роли государства возможен решительный поворот к наращиванию вклада в морской деятельности в устойчивое экономическое развитие, национальную безопасность и международный авторитет России.

BackTop