Не в котлах дело
Президент группы компаний ИСТ, владеющей контрольным пакетом акций Балтийского завода, Александр Несис уверен, что ВПК нужно концентрировать, но образующиеся вертикальные холдинги должны оставаться частными.
- Всего несколько месяцев назад вы прибрели 18,85% акций вашего конкурента по китайскому тендеру - «Северной верфи», а теперь вот продаете этот пакет. Почему?
- За это время мы разобрались с финансовым состоянием «Северной верфи», с ее технологическими возможностями, с проблемами ее юридического статуса (прежде всего речь идет о наполнении уставного фонда имуществом) и поняли, что лучше выйти из числа акционеров. Тем более что в совет директоров нас не пускают, финансово-экономическую информацию не предоставляют, переговоры заводят, а в это время арестовывают наши акции в депозитарии с целью их списать. Но главное, юридическое лицо, пакет акций которого мы приобрели, оказалось на поверку банкротом.
- Известно, что главная причина вашего затяжного конфликта с «Верфью» - контракт на изготовление двух эсминцев для Китая на $ 1,4 млрд. Сначала головным исполнителем по решению «Россудостроения» была назначена «Верфь», затем по инициативе Ильи Клебанова объявили тендер, который выиграл Балтзавод, но вскоре по решению Михаила Касьянова контракт опять вернулся к «Верфи». Между тем самостоятельно «Верфь» справиться с исполнением контракта не в состоянии - нужна кооперация с вами, а вы стали вставлять им палки в колеса, вот котлы для двигателей, например, отказались поставлять.
- Все сразу закричали про котлы! Но котлы - это не более чем эпизод, просто по технологии строительства корабля они ставятся в самый низ, и о них приходится беспокоиться в первую очередь. Конечно, можно решить проблему котлов, а что мы будем делать с проблемой надстройки корабля, которую «Северная верфь» просит сделать на Балтзаводе? Это многие десятки наименований. И это несмотря на то, что мы находимся в состоянии коммерческого конфликта. Это же называется расписаться в своей беспомощности. Они говорят: «Давайте котлы», - а валы кто делать будет, а паровую арматуру?
На самом деле суть не в амбициях «Северной верфи» или Балтзавода, дело даже не в китайском контракте. Главное - на корню губится идея создания вертикально интегрированного судостроительного холдинга, который был бы конкурентоспособным на мировом рынке. Можно, конечно, перевести болезнь в латентную фазу, но потом проблем будет больше, и это может привести к катастрофе.
- По-видимому, ВИКи надо строить не только в надводном судостроении, но и в подводном, и в других отраслях ВПК?
- Так ведь рецепт для оборонки один - концентрация. Ее нужно проводить, проанализировав предварительно, какие типы вооружений нам нужны, чтобы вдруг не лишиться каких-то мощностей, без которых потом нельзя будет создать нужный продукт.
- Какой вам видится схема образования ВИК в надводном военном судостроении?
- На базе Балтзавода. Под его финансовым и технологическим зонтиком.
- Балтзавод - частное предприятие (государству принадлежит только золотая акция). Должен ли быть частным и вертикально интегрированный холдинг?
- Контрольный пакет холдинга государству принадлежать не должен. Государство - это кто? В итоге - конкретные частные лица. У них горизонт протезов - максимум два-три года. А у любого реального собственника много дальше, поэтому и долгосрочная стратегия более внятная. Но государство должно контролировать ситуацию сверху донизу. Для этого и существуют Минобороны, «Рособоронэкспорт» и другие структуры. Холдинги должны, конечно, лоббировать те или иные решения, и частный собственник должен иметь право голоса в момент обсуждения. Но в конце концов координировать работу должно государство.
- Две недели назад Комиссия по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами при президенте сочла целесообразным, чтобы вновь образующиеся холдинги ВПК экспортировали свою продукцию не через «Рособоронэкспорт», а сами. А вы не прочь получить лицензию на самостоятельный экспорт продукции?
- Сегодня - нет. По той причине, что продажа кораблей - это продажа индивидуального изделия с конкретным набором оружия. Где-то нужна авиация, где-то ракеты определенного типа — все это сегодня нам не потянуть.
- Как вы оцениваете мировой спрос на военные корабли в ближайшие десять лет?
- Это вопрос к МИДу и разведке. |