Российское судостроение
Выставочная компания Все предприятия судостроенияКаталог сайтов зарубежных компаний
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

Не в котлах дело

Президент группы компаний ИСТ, владеющей контрольным пакетом акций Балтийского завода, Александр Несис уверен, что ВПК нужно концентрировать, но образующиеся вертикальные холдинги должны оставаться частными.

- Всего несколько месяцев назад вы прибрели 18,85% акций вашего конкурента по китайскому тендеру - «Северной верфи», а теперь вот продаете этот пакет. Почему?

 - За это время мы разобрались с финансовым состоянием «Северной верфи», с ее технологическими возможностями, с проблемами ее юридического статуса (прежде всего речь идет о наполнении уставного фонда имуществом) и поняли, что лучше выйти из числа акционеров. Тем более что в совет директоров нас не пускают, финансово-экономическую информацию не предоставляют, переговоры заводят, а в это время арестовывают наши акции в депозитарии с целью их списать. Но главное, юридическое лицо, пакет акций которого мы приобрели, оказалось на поверку банкротом.

- Известно, что главная причина вашего затяжного конфликта с «Верфью» - контракт на изготовление двух эсминцев для Китая на $ 1,4 млрд. Сначала головным исполнителем по решению «Россудостроения» была назначена «Верфь», затем по инициативе Ильи Клебанова объявили тендер, который выиграл Балтзавод, но вскоре по решению Михаила Касьянова контракт опять вернулся к «Верфи». Между тем самостоятельно «Верфь» справиться с исполнением контракта не в состоянии - нужна кооперация с вами, а вы стали вставлять им палки в колеса, вот котлы для двигателей, например, отказались поставлять.

 - Все сразу закричали про котлы! Но котлы - это не более чем эпизод, просто по технологии строительства корабля они ставятся в самый низ, и о них приходится беспокоиться в первую очередь. Конечно, можно решить проблему котлов, а что мы будем делать с проблемой надстройки корабля, которую «Северная верфь» просит сделать на Балтзаводе? Это многие десятки наименований. И это несмотря на то, что мы находимся в состоянии коммерческого конфликта. Это же называется расписаться в своей беспомощности. Они говорят: «Давайте котлы», - а валы кто делать будет, а паровую арматуру?

На самом деле суть не в амбициях «Северной верфи» или Балтзавода, дело даже не в китайском контракте. Главное - на корню губится идея создания вертикально интегрированного судостроительного холдинга, который был бы конкурентоспособным на мировом рынке. Можно, конечно, перевести болезнь в латентную фазу, но потом проблем будет больше, и это может привести к катастрофе.

 - По-видимому, ВИКи надо строить не только в надводном судостроении, но и в подводном, и в других отраслях ВПК?

 - Так ведь рецепт для оборонки один - концентрация. Ее нужно проводить, проанализировав предварительно, какие типы вооружений нам нужны, чтобы вдруг не лишиться каких-то мощностей, без которых потом нельзя будет создать нужный продукт.

- Какой вам видится схема образования ВИК в надводном военном судостроении?

- На базе Балтзавода. Под его финансовым и технологическим зонтиком.

 - Балтзавод - частное предприятие (государству принадлежит только золотая акция). Должен ли быть частным и вертикально интегрированный холдинг?

- Контрольный пакет холдинга государству принадлежать не должен. Государство - это кто? В итоге - конкретные частные лица. У них горизонт протезов - максимум два-три года. А у любого реального собственника много дальше, поэтому и долгосрочная стратегия более внятная. Но государство должно контролировать ситуацию сверху донизу. Для этого и существуют Минобороны, «Рособоронэкспорт» и другие структуры. Холдинги должны, конечно, лоббировать те или иные решения, и частный собственник должен иметь право голоса в момент обсуждения. Но в конце концов координировать работу должно государство.

 - Две недели назад Комиссия по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами при президенте сочла целесообразным, чтобы вновь образующиеся холдинги ВПК экспортировали свою продукцию не через «Рособоронэкспорт», а сами. А вы не прочь получить лицензию на самостоятельный экспорт продукции?

 - Сегодня - нет. По той причине, что продажа кораблей - это продажа индивидуального изделия с конкретным набором оружия. Где-то нужна авиация, где-то ракеты определенного типа — все это сегодня нам не потянуть.

- Как вы оцениваете мировой спрос на военные корабли в ближайшие десять лет?

 - Это вопрос к МИДу и разведке.

BackTop