"Когда заказ получен, поздно инвестировать"
Группа компаний «ИСТ» недавно объявила о создании на базе Балтийского завода холдинга, который должен объединить предприятия судового машиностроения и ЦКБ «Айсберг», специализирующееся на проектировании ледоколов. Президент группы «ИСТ» Александр Несис рассчитывает, что концентрация профильных производств дает группе «ИСТ» технологическое преимущество в борьбе за экспортные заказы, рынок которых он оценивает в сотни миллионов долларов.
Очевидно, что этот шаг предпринят с оглядкой на главного конкурента — «Северную верфь». В прошлом году именно «Северная верфь» получила заказ на строительство эсминцев для Китая на сумму $ 1,4 млрд., на который рассчитывал Балтийский завод. С тех пор стороны обзавелись могущественными партнерами.
Крупнейший акционер «Северной верфи» — компания НПК объявила о партнерстве с Межпромбанком. А «ИСТ», который приобрел миноритарный пакет акций «Северной верфи», передал его близкой к группе МДМ компании «РИНАКО». Несис рассчитывает, что в конце концов в состав холдинга войдет и «Северная верфь».
— Недавно группа «ИСТ» объявим о создании холдинга, который объединит Балтийский завод и ряд предприятий судового машиностроения. Зачем понадобилась такая структура?
— Мы считаем судостроение одной из приоритетных отраслей. Существует государственная потребность в том, чтобы сохранить Россию морской державой.
Есть и традиционные экспортные рынки, в первую очередь Китая и Индии. Чтобы экспортировать современные суда завтра, сегодня необходимо провести концентрацию. Требовать подобных решений от государства не стоит, у него и так много дел. Мы решаем задачу на своем технологическом уровне — хотим сконцентрировать и локализовать в одном месте все инвестиционные возможности.
Пока отрасль сложно назвать предсказуемой. Допустим, мы получили информацию о намерениях китайцев или индусов заказать какой-то проект. Принципиальное решение принято, до контракта время дойдет через два года. Сейчас самое время для инвестиций в производственную базу. Но мы неспособны доказать инвестору, что этот заказ через два года получит именно наше предприятие. Это значит ноль инвестиций.
А когда заказ получен, поздно инвестировать. Срок изготовления должен быть минимальным, чтобы удовлетворить заказчика. Поэтому модернизировать производственную базу уже некогда. А с точки зрения инвестиций в продукт тоже поздно — контракт заключен, технические условия подписаны.
Отрасль нужно в обязательном порядке сделать прогнозируемой. Один путь — создать госрегламент по распределению заказов. Но покажите мне того инвестора, который поверит в закономерный итог госрегламента. Нет таких.
Мы решили пойти вторым путем — создать безусловное технологическое преимущество. Конкуренция, которая развивается между 10 полуживыми предприятиями, — это не конкуренция, а издевательство. Реальными конкурентами являются Великобритания, Франция», Америка, Германия — страны, которые действительно могут строить современные суда.
Мы создали Балтийскую объединенную судостроительную корпорацию — холдинг, который способен строить любые суда водоизмещением до 100 000 т, в том числе суда с ядерными энергетическими установками. Преимущество Балтийского завода с созданием этого холдинга становится очевидно всем, И проявляется очень просто — без нас корабля не построишь.
— Каковы потребности ваших предприятий в инвестициях?
— Есть потребность в инвестициях в производственную базу. На первом этапе это программа реконструкции Балтийского завода. Реконструированный Балтийский завод способен строить весь объем экспортных заказов. Нужно создать систему бесконечного инвестирования и расширения рынка.
— Долгосрочного?
— Вечного. Оно будет разделено на этапы. Недавно мы закончили первый этап — создание производства по разделке металла. Следующий этап — это секционная сборка. Потом — подготовка трубного производства. И это должно быть постоянно. На вызов рынка надо постоянно отвечать.
Инженерные планы, которые надо в рамках холдинга реализовывать сегодня, требуют порядка $ 100 млн. Это не бог весть что, если учитывать, что рынок экспортных заказов для Китая и Индии составляет сотни миллионов долларов в год. Но когда размещение заказа непрогнозируемое, никто не будет ни копейки вкладывать. Мы вложили свои собственные деньги в реализацию первого этапа, и адекватной реакции, как вы знаете, не получили.
— Смысл создания холдинга в том, чтобы замкнуть на себя КБ «Айсберг», ЦНИИсудмаш и СПКБ? То есть они теперь не смогут выполнять заказы предприятий, которые, скажем, не входят в холдинг?
— Почему? Безусловно, смогут, но в рамках политики взаимодействия холдинга с другими производителями.
— На каких условиях будут внесены в холдинг 18,8% акций «Северной верфи», которые вы приобрели в прошлом году, а затем передали «РИНАКО»?
— Достигнута договоренность с компанией «РИНАКО» о вхождении ее пакетом акций, который сегодня принадлежит ей, в БОСК: Они уходят в материальный интерес, получают пакет привилегированных акций компании БОСК.
— Какой пакет?
— Я бы хотел оставить коммерческой тайной сумму, которую мы платим в виде дивиденда за то, чтобы эти акции не голосовали. С точки зрения управления БОСК — это на 100% «ИСТ». По существу, «РИНАКО» ушло в деньги.
— Но это же спорный пакет. Суды по поводу законности его приобретения у «Делком-Сервиса», кажется, еще не завершены?
— Вступившего в силу решения суда по этому делу нет.
— Даже если забыть о том, что это спорный пакет, вы все равно остаетесь миноритарным акционерам «Северной верфи».
— Главная проблема взаимодействия («Северной верфи») с нами состоит в том, что для выполнения китайского заказа мы должны поставить сотни наименований изделий судового машиностроения.
Все мы сидим в одной лодке — я имею в виду российские предприятия, — и мы не хотим портить деловую репутацию России. Поэтому мы готовы участвовать в кооперации по всей номенклатуре изделий в рамках строительства эсминцев проекта 956 для Китая. Если строить корабль из рухляди, лежащей на складах, это нанесет непоправимый урон имиджу России на мировом рынке ВТС.
В ноябре прошлого года «ИСТ» заявлял о несогласии кооперироваться. Сейчас мы говорим, что проблема будет решаться в комплексе с вопросами соблюдения прав миноритарных акционеров. Пока они игнорируются. Мы заявляем, что готовы поставить всю номенклатуру. Но позицию миноритариев остальные акционеры должны уважать. Естественно, в конце концов «Северная верфь» должна войти в этот холдинг контрольным пакетом. В любом случае мы бы этого хотели.
— Вы уже начали переговоры с акционерами «Северной верфи»?
— С позиции БОСК нет, потому что он только что создан.
— Появление у акционеров «Северной верфи» такого партнера, как Межпромбанк, способствует или препятствует вашим целям?
— Пока трудно что-либо говорить, переговоры покажут.
— Банк, наверное, может выступать источником инвестиций?
— Сначала нужна правильная структуризация. Источником инвестиций может выступать кто угодно. Пока не проведена реструктуризация, нет базы для инвестиций, потому что нет прогнозируемости.
— Но вы рассматриваете Межпромбанк в качестве потенциального партнера?
— Мы открыты для переговоров. Согласны ли мы вести переговоры с Межпромбанком? Конечно да. Мы будем вести переговоры с теми, от кого зависит принятие правильных решений.
— Кажется ли вам целесообразной идея создания государственного холдинга на базе Балтийского завода и «Северной верфи»?
— Более неэффективного собственника, чем государство, я не знаю.
— Как вам кажется, почему именно сейчас вновь возникли эти разговоры? Ведь идее создания вертикально-интегрированных холдингов на базе предприятий ВПК уже больше двух лет.
— Необходима концентрация основных экспортных ресурсов на одном предприятии — это очевидно. Если сейчас не предпринять таких усилий, окажется, что советский задел проеден, технологии потеряны, продукция никому не нужна, умерли все.
— А есть ли у государства какие-то рычаги, чтобы заставить частные предприятия войти в такой холдинг?
— У государства рычагов влияния на производителей военной продукции всегда более чем достаточно. Но мы же в достаточной степени демократическое государство, и невидимая рука рынка работает.
— Компания «Караван звезд» инициирует внеочередное собрание акционеров Балтийского завода и хочет переизбрать совет директоров.
— Они являются акционерами Балтийского завода и реализуют свои права. Ваша газета написала, что это компания «Рособоронэкспорта» и «Госинкора». Если это так, то мы действительно рады сотрудничеству со столь уважаемыми миноритарными акционерами. Нет проблем.
— Чего, на ваш взгляд, добивается миноритарий? Не попытка ли это установить некий государственный контроль над предприятием?
— Вопрос не по адресу. Это их надо спрашивать. Я думаю, речь идет о системных интересах, им нужны контроль и понимание. В вашей газете один из экспертов комментирует этот шаг и говорит о контроле за качеством. Качество — очень серьезный вопрос. Если цель — контроль за качеством продукции, это благая и правильная цель. Потому что проблемы с качеством подобного рода изделий заканчиваются совсем печально.
Ролкер можно пригнать на ремонтную базу подварить — и поплыли дальше. А для военных кораблей это определяющая задача при поставке по экспортным контрактам.
— Есть правила, что экспортировать можно только те системы, которые приняты на вооружение в российском ВМФ.
— Сегодня ситуация такова, что нарушение этого регламента — это неизбежность. На фрегате, который строится на Балтийском заводе, девять боевых комплексов, не стоящих на вооружении в российском ВМФ, тем не менее они поставляются в Индию. Такая практика позволяет рассчитывать, что Россия в будущем будет иметь возможность оснащать современными системами вооружений и свои боевые корабли.
— Как вы прокомментируете информацию о том, что один из боевых комплексов, установленный на индийском фрегате, во время испытаний отказал?
— Надо иметь в виду, что этот фрегат является головным кораблем, по сути, нового проекта, и то, что из девяти новых комплексов один потребовал дополнительной доработки в ходе испытаний, не критично. Да, разработчик зенитного комплекса «Штиль» (московское предприятие «Альтаир) нас подвел, но оснований считать, что это большое ЧП, нет. |