Российское судостроение
Выставочная компания ТехнологииКто есть кто
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

Генеральный директор северодвинской «Звездочки» Владимир Никитин дал интервью в канун шестилетия пребывания в должности

Владимир НИКИТИН,
Генеральный директор
ОАО «Центр Судоремонта «Звездочка»

Надежда ЩЕРБИНА,
портал «ВПК.name»
19 сентября 2013 года

Для директора ОАО «ЦС «Звездочка» Владимира Никитина месяц август особо памятный: шесть лет назад состоялось назначение его на пост руководителя тогда еще машиностроительного предприятия «Звездочка», а девять лет до этого он руководил НИПТБ «Онега». Простая арифметика: девять плюс шесть – пятнадцать лет в ранге директора. Все знают, какими непростыми были эти годы, когда предприятия Северодвинска от выживания переходили к развитию. Это просто прелюдия, а речь пойдёт о том, чем живет и какие задачи решает сегодня коллектив центра судоремонта.

Интервью Гендиректора ОАО «ЦС «Звездочка» Владимира Никитина

Директор ОАО «ЦС «Звездочка» Владимир Никитин
Источник: www.vdvsn.ru

— Владимир Семёнович, на прошедшем в июле Международном военно-морском салоне мы не потерялись на фоне других предприятий, даже в дни открытия и закрытия форума «Звёздочка», как узнаваемый бренд, шла отдельным презентационным блоком на основном экране центральной площади. Приятно, что наше предприятие позиционируют не только как одно из крупнейших, но и динамично развивающихся?

— Думаю, что за столько лет стабильной и результативной работы «Звездочка» по праву завоевала эту репутацию. Создать предприятию имя – это непростая задача, но сохранять и укреплять занятую позицию – ещё сложнее. Не всё зависит от наших усилий и желания, но если правильно определены задачи и их реализует профессиональный коллектив – результат будет.

В дни, когда город отмечал 75-летие и День ВМФ, центр судоремонта отметил 59 лет производственной деятельности и вступил в год подготовки 60-летия предприятия. Шесть десятков – большая история, сотни заказов и тысячи людей, почти пять поколений, объединенных общим делом. Сегодня на головном предприятии работает около 10 тысяч человек, а с филиалами на севере и юге - 14 тысяч. Это далеко не предел.

— Многие предприятия сегодня жалуются именно на кадровый голод, как «Звездочка» выходит из этой ситуации?

— В этом и прошлых годах предприятие заключило большие государственные контракты на ремонт и глубокую модернизацию подводных лодок с полной загрузкой производства до 2018 года. Каждый год мы увеличиваем набор основных рабочих, и эта тенденция в связи с увеличением объемов госзаказа будет только расти. В 2012 году рост численности рабочих только на головном предприятии составил 250 человек, в этом году должен быть плюс 350, в 2014 необходимо принять дополнительно 500 человек на рабочие специальности, а в 2015 ещё больше – до 1 000 человек.

В связи с этими планами очень порадовали новости ПУ-28 о хорошем наборе первокурсников после девятых классов на новые и требуемые для завода специальности, тем более в связи с переходом на подготовку специалистов среднего профессионального образования, а не начального профессионального, как было раньше.

— Это о рабочих профессиях, а о специалистах инженерного корпуса?

— Уже сегодня мы испытываем острую потребность и в инженерных кадрах, готовы принять как опытных специалистов, так и выпускников институтов и техникумов, чтобы обеспечить подготовку производства к новым заказам. Кроме этого с кафедрой машиностроения САФУ подписано соглашение о создании базовой кафедры для более углубленной подготовки специалистов по профилю винтообрабатывающего производства.

— Сегодня много говорят о наукоемких инвестиционных проектах. Какое направление у нас наиболее перспективное в этом разрезе?

— В июле на «Звездочке» началось строительство специализированного сборочно-испытательного цеха для изготовления движительно-рулевых колонок (ДРК). Проект реализуется в соответствии с программой инновационного развития предприятия. Это новое направление стало естественным продолжением производства гребных винтов, в создании которых мы давно преуспели и работаем на мировом уровне.

А строительство современных военных кораблей и гражданских судов требует создания новых типов движительных устройств. На «Звездочке» в этом году завершается изготовление движительно-рулевой колонки мощностью 3.5 МВт – впервые такой большой мощности в России. В 2014 году новый цех войдет в строй и сразу будет открыто строительство второй очереди цеха.

— В инновационных программах есть место и нашим филиалам?

— В октябре в нашем архангельском филиале – СРЗ «Красная кузница» начнется монтаж уникального карусельно-фрезерного станка из Японии, предназначенного для высокоточной механической обработки гребных винтов и сложных изделий гражданских судов. С вводом этого специально изготовленного в Японии для «Звездочки» станка мы сможем увеличить не только объем выполнения заказов гражданского назначения, но и выйти на новый качественный уровень.

— Владимир Семенович, а какие направления сегодня относятся к приоритетным?

— Третий год «Звездочка» осваивает новое направление – сервисное обслуживание кораблей Северного флота. Создали организационную систему управления техническим надзором и сервисным обслуживанием. Решены сложные проблемы обеспечения кораблей запасными частями. Доковые ремонты, сервисное обслуживание, продление сроков службы выполняем в установленные сроки, обеспечивающие боеготовность кораблей.

Недавно я вернулся из Мурманска, где проходило заседание совета Военно-промышленной комиссии по кораблестроению, обсуждались задачи сегодняшнего дня и на перспективу. Наша работа на Северном флоте расценивается как лучшая по сравнению с другими флотами. ВМФ все больше потребности испытывает в ремонте и модернизации подводных лодок. На совещании о развитии Военно-морского флота, которое состоялось 29 июля в Ново-Огарево, президент РФ Владимир Путин в своем выступлении назвал три стратега, сданных в прошедшем году ВМФ, – это головной атомный крейсер проекта «Борей» – «Юрий Долгорукий» Севмаша, и два РПКСН проекта БДРМ – «Новомосковск» и «Верхотурье», модернизированные на «Звездочке». Он также сказал, что ремонт и сервисное обслуживание прошли 748 кораблей и судов, и большая часть – это результат работы нашего центра судоремонта.

— Сервис – это новое перспективное направление, а как продвигаются наши традиционные?

— Сегодня у нас сложилась такая ситуация: не хватает стапельных мест в эллингах, и мы ремонтируем АПЛ «Екатеринбург» в условиях дока. Также без постановки в цех ремонтировалась АПЛ «Воронеж» и продолжается ремонт сдаточного корабля этого года «Смоленск». А стапель отдали первому «Барсу». У нас уже подписаны контракты на ремонт и модернизацию нескольких «Барсов» и двух «Барракуд». Надеюсь, что теперь понятно, почему нам так необходимо наращивать кадровый потенциал и технически перевооружать производство.

— Новые проекты влекут за собой пласт работ по подготовке производства?

— Да, это отдельная тема. Ежегодное увеличение объемов госзаказа, работа с кораблями третьего поколения заставляет большое внимание уделять техническому перевооружению производственного комплекса. В этом году выделены бюджетные средства на программу обновления основных стапельных цехов 10, 15. Начнем с замены рельсовых путей и обустройства наливных полов. Десятый цех готовится для работы с титановыми лодками. Здесь намечены работы не только по модернизации стапельных мест и строительству новых, но и по расширению вспомогательных площадей.

Для проектов АПЛ III поколения мы приступили к созданию стендов для испытаний нового сложного корабельного оборудования и систем, как это делалось, когда завод готовился к ремонту кораблей II поколения.

— Владимир Семенович, но сегодня у «Звездочки» в портфеле госзаказа не только подводные лодки?

— Завод приступил к программе строительства серии надводных кораблей на базе проекта спасателя «Звездочка», сданного ВМФ в год 55-летия предприятия. В эллинге цеха 15 строятся еще два корабля, мы их называем «Академики» – морской транспорт вооружения «Академик Ковалев» и спасательное судно «Академик Александров». На следующий год предприятие отметит свое 60-летие, и мы, не изменяя традициям и выполняя госзаказ, приложим все усилия, чтобы передать флоту корабль «Академик Ковалев». В недалекой перспективе ожидается закладка следующего, четвертого, корабля этой серии, так что стапельная линия пустовать не будет.

— Многими было отмечено: что предъюбилейный год оказался особенно богат на поощрения и награды нашим рабочим и специалистам. Случайность или было так задумано?

— Достойная оценка результата работы и достижений коллектива. Каждый сданный корабль, каждый заказ рождает своих героев. Например, в канун нового 2013 года мы сдали подводный крейсер стратегического назначения «Верхотурье», который прошел у нас второй ремонт, ему был продлен срок эксплуатации, и тем самым начался новый этап поддержания кораблей проекта БДРМ в боевой готовности. Эти корабли остаются морским ядерным щитом России, и такие этапы не остаются незамеченными. Надо заметить, что в перечне поручений президента РФ Владимира Путина по итогам совещания в июне этого года, где речь шла о перспективах развития Военно-морского флота, есть отдельная строка о мероприятиях по продлению сроков службы АПЛ как раз этого проекта и ряда других (971, 949а и 945а). Впервые на «Звездочке» восстановили техническую готовность и продлили срок службы кораблю третьего поколения «Воронеж». Впервые за последние 20 лет отремонтировали и передали Северному флоту большую дизель-электрическую лодку «Калуга», и сегодня идут работы на подобном корабле – ДЭПЛ «Владикавказ». За каждым кораблем стоит труд огромного количества людей всех цехов, отделов, служб. Наверно, не всех удается отметить государственными наградами, но труд каждого заслуживает благодарности.

На днях губернатор Игорь Орлов вручил нашим корабелам 12 государственных наград, а слесарь-монтажник цеха 16 Алексей Попов поедет для вручения ордена Дружбы в Кремль.

— Награды и работа – они связаны крепко, какие итоги у предприятия за I полугодие?

— Головное предприятие выполнило все плановые показатели и получило прибыль. Однако у филиала СРЗ «Нерпа» большой убыток из-за затянувшегося ремонта и модернизации морского транспорта «Яуза». Принимаем все меры для сдачи «Яузы» флоту в этом году и последующего возмещения заводу Минобороны дополнительных затрат сверх контрактной цены.

— А как продвигается вопрос по возмещению затрат на ремонт и модернизацию АПЛ «Новомосковск»?

— Корабль уже больше года как сдан флоту и успешно несет службу, а заказчик никак не может компенсировать предприятию около 4 миллиардов рублей дополнительных затрат, которые подтвердила контрольно-финансовая инспекция Минобороны. Подготовлен проект распоряжения правительства РФ на указание В.В. Путина об аудите цен ранее заключенных контрактов. Надеемся, что деньги за свою работу мы получим.

— Владимир Семенович, а что делается, чтобы выйти на новый уровень производства?

— Многое. Например, сегодня мы уже стоим на пороге внедрения информационных технологий в систему поддержания жизненного цикла корабля. Это трудная, но необходимая задача.

— А какие изменения происходят в плане создания новых структур?

— Сегодня вопросами сервисного обслуживания на «Звездочке» занимается управление технического надзора и сервисного обслуживания (УТНиСО), которое преобразовано из управления, которое занималось утилизацией кораблей. Наглядный пример того, как целый коллектив смог успешно перестроить свою работу. Многие специалисты прошли дополнительную профессиональную подготовку. Стоит заметить, что и рабочие управления сервисного обслуживания имеют по 2-3 и более смежных профессий, что очень помогает в работе на выезде и позволяет значительно повысить эффективность труда, это тоже к теме о кадрах и результативности работы.

— Владимир Семенович, нельзя обойти стороной события, связанные с индийской лодкой «Синдуракшак»…

— Конечно, гибель лодки и индийских подводников стала трагедией не только для Индии, но и для нас. Сейчас мы работаем над вопросами, связанными с подъемом лодки, с которыми к нам обратились наши индийские партнеры. Первоочередная задача – это подъём лодки и тщательное изучение причин, вызвавших катастрофу. Я ожидаю, что специалисты «Звездочки» обязательно примут участие в этих работах. Безусловно, потеря лодки и гибель людей – это очень тяжелый удар, однако, несмотря на эту трагедию, отношение индийской стороны к «Звездочке» остается очень благожелательным, и нам важно сохранить такие отношения. Надо мобилизоваться для скорейшего завершения действующих контрактов по ремонту других кораблей. Речь идет не только о ремонте индийских лодок в Северодвинске, об организации системы послепродажного обслуживания нашей техники в Индии.

— А самые ближайшие интересные события?

— Ходовые испытания в море третьего траулера «Койда 2». Мы к этому событию шли десять лет, и оно скоро произойдет. В настоящее время продолжаются швартовные испытания. Конечно, это не боевой корабль, а сугубо гражданское судно, но оно скоро будет работать на наш регион, будет служить рыбакам поморам и кормить свежей рыбой всех наших земляков. И в этом тоже есть наш вклад.


BackTop