"Под план развития ни один банк денег не даст"
- В начале этого года группа "ИСТ" объявила о том, что объединяет принадлежащие ей пакеты производственных предприятий и проектных организаций в Балтийскую объединенную судостроительную корпорацию (БОСК). Она формируется вокруг Балтийского завода, и, как рассчитывает гендиректор БОСК Игорь Цыплаков, корпорация будет расширяться - в частности, за счет приватизации государственных пакетов некоторых судостроительных предприятий и КБ. А вот попытки присоединить к БОСК главного конкурента Балтийского завода - "Северную верфь" - оказались неудачными. Межпромбанк, который контролирует "Северную верфь", по словам Цыплакова, отказался продавать предприятие.
- Какими предприятиями сейчас управляет БОСК?
- Изначально наша стратегия направлена на создание сложных судов. Поэтому мы решили, что будем развивать холдинг как вертикально-интегрированную структуру, которая не просто строит корпуса кораблей, а самостоятельно производит максимально большой объем изделий судового машиностроения, предлагает заказчику полный цикл судостроительных работ - от проектирования до строительства корабля. Соответственно, необходимо иметь в составе холдинга предприятия, занимающиеся изготовлением судовой начинки.
Сейчас в БОСК контрольный пакет Балтийского завода, блокирующий пакет Пролетарского завода, контрольный пакет ЦКБ "Айсберг". Недавно мы приступили к скупке ПКБ "Невское" - сейчас у нас только 6%.
И еще около 21% "Северной верфи". Этот пакет у нас находится юридически, фактически мы на "Северной верфи" ничем не управляем. Идут судебные разбирательства, и есть уже несколько решений судов о нелегитимности собраний акционеров "Северной верфи". Поэтому пакет существует, но реального влияния на управление предприятием мы, к сожалению, оказать не можем.
- Вы предлагали Межпромбанку, контролирующему "Северную верфь", какие-либо варианты объединения предприятий?
- Начнем с того, что еще до появления Межпромбанка на "Северной верфи" мы предлагали [гендиректору НПК Борису] Кузыку создать совместную компанию на равных условиях. Но у него, по всей видимости, были какие-то другие планы. Потом мы предлагали продать верфь, но получили отказ. Надеемся, что временный, так как мы не скрываем, что объединение с "Северной верфью" даст нам доминирующее положение на рынке.
- Для Межпромбанка покупка компании "НПК", которой принадлежал контрольный пакет "Северной верфи", является случайной или вы видите за ней какую-либо стратегию?
- Я думаю, это была случайная покупка. Потому что не вижу никакой четкой стратегии нового владельца предприятий, не вижу конкретных действий. И это не может не удивлять, так как у нас совершенно иной подход. В ходе строительства индийских фрегатов на Балтийском заводе было освоено много новых технологий и изделий. Это сотни новых позиций. На "Северной верфи" все происходит наоборот. Вместо того чтобы дать возможность субподрядчикам восстановить и развить производство, например, главных турбин и паротурбогенераторов, они устанавливают машину, которая давно лежит у них на складе.
- Какие еще предприятия отрасли вас интересуют? Акции каких заводов и КБ планирует приобрести корпорация?
- Мне не хотелось бы говорить об интересующих нас предприятиях. Иначе стоимость их акций резко взлетит. А что касается тех наших предприятий, где есть государственные пакеты, то мы надеемся, что в течение года-двух они будут приватизированы. Мы, конечно, будем участвовать в приватизации.
- О каких госпакетах идет речь?
- В Пролетарском заводе это 30% , в "Айсберге" - 24% , в "Северной верфи" - 21% , в Невском ПКБ - 60%.
Скорее всего одним из первых на продажу будет выставлен госпакет Пролетарского завода. А Невское ПКБ, например, вошло в перечень стратегических предприятий, пакеты которых не продаются.
Кроме того, мы ведем переговоры с существующими акционерами с целью увеличения наших пакетов. Акционеров у компаний много, в том числе менеджмент.
Я не считаю, что доля государства в предприятии представляет проблему для других собственников. Если у нас есть своя доля в уставном капитале, равная доле государства, то можно с чиновниками разговаривать на равных. А что касается ФГУПов, наша позиция простая: если даже предприятие выпускает сложную военную продукцию, ему не обязательно оставаться в государственной собственности. Государственными должны быть только те предприятия, которые занимаются атомными технологиями.
- Какая интеллектуальная собственность досталась вам вместе с конструкторскими бюро?
- Вся интеллектуальная собственность КБ остается за ними, за исключением государственных заказов. Но право продажи интеллектуальной собственности будет регулироваться нашей маркетинговой стратегией. К сожалению, у нас сейчас в собственности есть проекты только торговых судов и судов ледового класса. Причем это только перспективные разработки, выполненные на опережение. Все проекты уже построенных судов - собственность Минтранса, по чьему заказу они делались. Военные корабли тоже принадлежат государству, выполняющему функции заказчика.
- А кто будет разрабатывать для вас проекты боевых кораблей?
- Из вошедших в БОСК структур "Айсберг" ведет разработку сложного боевого корабля в интересах Минобороны. Кроме того, мы рассчитываем на продолжение сотрудничества с ФГУП "Северное ПКБ".
- На какие заказы вы рассчитываете? Какие доли в вашем бизнесе будет занимать гражданское и военное судостроение?
- Сейчас доминируют военные заказы. Они будут доминировать и дальше. Просто цена самого корабля без вооружения невелика по сравнению с готовым продуктом. Мы в бизнес-плане учитываем полную стоимость оснащенного корабля. Так как мы - головной исполнитель, все финансирование все равно идет через нас, в том числе научные разработки. Мы рассчитываем как на заказы от российского ВМФ, так и на экспортные. В следующем году будет тендер на строительство фрегата. Это совершенно новый для российского флота корабль. Надеемся также на продолжение сотрудничества с ВМФ Индии.
Есть еще один традиционный заказчик - Китай. По моим данным, только одни индусы нуждаются в 20 фрегатах. А всего в странах Индийского океана потребность во фрегатах - до 60 шт.
Еще перспективное направление - поставка для иностранного заказчика изделий судового и специального машиностроения: винтов, котлов, паропроводов. Работа на всех этих направлениях позволит довести оборот БОСК до $500 млн в год. По нашим расчетам, мы сможем выйти на такие показатели в ближайшие два года.
- У Минобороны есть концепция обновления флота. Она секретная, но можно было бы сказать, на какие заказы от ВМФ могут рассчитывать судостроители?
- Про фрегаты я уже говорил. Потом, по всей видимости, будет контракт на специальный корабль. Я говорю о том, что уже сейчас находится на бумаге. А если это уже есть на бумаге, то мы в ближайшее время можем рассчитывать на тендер.
- Вы начали реализовывать программу реконструкции Балтийского завода стоимостью около $300 млн. Сколько вы будете вкладывать в реконструкцию остальных предприятий, в частности Пролетарского завода?
- По существу, к управлению на Пролетарском заводе мы приступили только около месяца назад, когда три наших представителя вошли в совет директоров предприятия. Предыдущий менеджмент называл необходимую для реконструкции сумму - $50 млн. Но конкретная их программа нам была непонятна. Сейчас мы проведем собственные исследования и поймем, сколько нам необходимо средств.
О КОМПАНИИ: Балтийская объединенная судостроительная корпорация (БОСК) создана группой компаний "ИСТ" в 2003 г. для управления судостроительными активами, принадлежащими группе. В качестве вклада в уставный капитал "ИСТ" передала БОСК контрольные пакеты акций ОАО "Балтийский завод", ОАО "Специальное конструкторское бюро котлостроения", 31% акций ОАО "Пролетарский завод", 28% акций ОАО "ЦКБ "Айсберг", 6% акций ОАО "Невское ПКБ" и 21% акций ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь". Группе компаний "ИСТ" принадлежат 100% голосующих акций БОСК, кроме того, миноритарным акционером корпорации является близкая группе МДМ компания "РИНАКО", владеющая пакетом привилегированных акций. |