Российское судостроение
Компания Prysmian. Производство судовых кабелейКаталог сайтов зарубежных компанийКто есть кто
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

ЦМКБ "Алмаз"- первый остается первым

Петербург в Зеркале. Осень. 2001
Игорь Данилов

Основанное в 1949 году ЦМКБ "Алмаз" уже более 50 лет занимается проектированием быстроходных катеров и кораблей различного назначения. Успешно проведенная в 1997 году реструктуризация, связанная с присоединением Западного ПКБ, открыла новые перспективы развития предприятия. Текущим задачам, проблемам и достижениям бюро посвящено интервью начальника - генерального конструктора, д.т.н. Александра Шляхтенко.

- Александр Васильевич, сохраняется ли изначальная ориентация ЦМКБ на создание скоростных боевых катеров и кораблей?

- Более полувека ЦМКБ "Алмаз" занимает лидирующие позиции в проектировании и создании именно этого класса судов. Патрульные, ракетные, специального назначения, правительственные быстроходные катера и корабли - традиционная и важнейшая номенклатура бюро. Однако после присоединения к ЦМКБ "Алмаз" Западного проектно-конструкторского бюро спектр работ значительно расширился за счет противоминных тральщиков, спасательных, водолазных, гидрографических судов, а также плавучих, спусковых и транспортных доков.

Серьезным и перспективным направлением являются корабли на воздушной подушке. По 9 проектам построено свыше 100 единиц кораблей этого класса. Один из проектов - уникальный по своим характеристикам десантный корабль "Зубр" - реализован на внешнем рынке. Три "Зубра", созданные совместно с петербургской судостроительной фирмой "Алмаз" и украинским ФПО "Море", переданы на испытания в Грецию и, по свидетельству греческой прессы, показывают себя с наилучшей стороны.

Следующий проект - амфибийные суда на воздушной подушке типа "Чилим" для Федеральной Патрульной Службы России типа. Такие суда высокоманевренны и развивают большую скорость в условиях мелководья. Эти качества позволят, в частности, решать проблемы охраны границы и борьбы с браконьерским ловом рыбы.

Еще один класс судов - ударные корветы скегового типа, близкие по своим боевым возможностям к эсминцам. Фактически они представляют собой катамараны с аэростатической воздушной разгрузкой. Проект вдвойне оригинален по всем параметрам, реализован и получил очень хорошие отзывы. Один такой корабль ("Бора") служит сегодня на Черном море, другой ("Самум") - на Балтике, и они прекрасно справляются со всеми поставленными задачами.

- В чем преимущества кораблей ЦМКБ "Алмаз"?

- Каждый новый проект бюро содержит свою "изюминку", причем зачастую наши корабли просто обгоняют время. Для эксплуатации таких сложных в инженерном плане кораблей, как "Зубр", "Сивуч" и некоторых других, требуются специально подготовленные экипажи. Важно отметить и внедрение нами новых технологий в российское судостроение. В области металловедения - это применение алюминиевых и титановых сплавов, в гидромеханике - это суда с интерцепторами (внедрено на корабле "Мираж" ФПС РФ). Оригинальными являются решения многих вопросов по применению воздушной подушки для скеговых кораблей, оптимизация гидродинамики обводов наших кораблей, которые по этому параметру одни из лучших в мире. В области двигателестроения применяются высокооборотные дизели, дизель-газотурбинные установки, разработаны и переданы в эксплуатацию уникальные Z-образная передача (корабль "Ураган" и "Сивуч") и соосные винты, вращающиеся в разные стороны (СВП "Джейран").

К преимуществам наших кораблей в первую очередь относятся значительно лучшее качество вооружения и плотность его "упаковки" при сравнимых водоизмещениях судов, а также более высокое значение коэффициента "эффективность/стоимость". При этом сохраняется высокий уровень маневренности, плавучести и остойчивости, в строгом соответствии с установленными требованиями морских классификационных обществ. Нельзя не отметить и высокие скоростные качества катеров и кораблей, которые не раз устанавливали мировые рекорды в своих классах, сохраняя приемлемые значения дальности и автономности.

Еще одно достоинство наших разработок - модернизационный ресурс, который обязательно изначально закладывается в проекте. Зачастую сама платформа, созданная нами 15-20 лет назад, еще достаточно современна. В хорошем состоянии находится корпус, энергоустановки и другие судовые системы. Но техника, связанная с вооружением и радиолокацией, развивается быстрее. Тогда по желанию заказчика во время среднего ремонта судов проводится модернизация именно этих систем. Потенциальные возможности таких замен связаны с применяемым принципом модульного подхода к установке оборудования. Новый, более современный блок-модуль устанавливается на место устаревшего за счет продуманной системы монтажа и управления. Так, для Индии в процессе модернизации произведена замена устаревших ракетных комплексов на новые, аналогичная задача решена для одного из кораблей для Алжира. При этом работа с иностранными заказчиками требует учитывать возможность установки систем иностранного производства, и она нами решена.

Сложности при модернизации возникают лишь для кораблей на воздушной подушке, имеющих более жесткие ограничения по весовой нагрузке.

- Расскажите о ваших заказчиках и контрагентах.

- Основным и постоянным отечественным заказчиком был и остается российский военно-морской флот. Однако в последние годы разработанные нами суда используются ФПС и МЧС России, портовиками, экологами.

Мы продолжаем отстаивать свои интересы на внешнем рынке и делать корабли самого высокого качества, такие как "Зубр" для Греции. Общее число построенных для иностранных заказчиков судов превышает 400. Наши катера и корабли плавают в 26 странах мира, в том числе в упомянутых выше Алжире, Индии, Вьетнаме и других странах.

Современные корабли, в силу своей сложности, требуют интеграции со многими контрагентами. При проектировании и постройке судов Бюро предпочитает отечественные и в особенности петербургские фирмы. Например, ОАО "Звезда" поставляет дизельные установки. НПО "Гранит" создает комплексы систем управления и наведения. Системы управления техническими средствами поставляет ОАО "Аврора", по системам вооружения ведутся работы с НПО "Аметист", "Арсенал" и рядом других фирм. Имеются постоянные контакты с ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова, ЦНИИ КМ "Прометей", ЦНИИ ТС, ЦАГИ. Однако, создание окончательного облика корабля, испытание всех систем, передача судна заказчику и гарантийная ответственность остается за ЦМКБ.

Для решения сложных задач проводятся научно-практические конференции. Так, в ближайшее время состоится совместная с ОАО "Звезда" конференция. Цель - обсудить итоги совместной деятельности и имеющиеся проблемы в разработке новых серий двигательных установок.

- Каковы ваши планы в области гражданского судостроения?

- Несколько лет назад наше бюро выступило инициатором создания системы "Балтийский мост". Был предложен проект сверхскоростных паромов для решения проблемы анклавности Калининградской области. Идея была поддержана губернатором, но до практической реализации дело не дошло. Сегодня жизнь заставила вернуться к этой проблеме - на линию вышел обычный паром иностранного производства. Линия открыта, и появилась надежда, что найдутся заказчики в лице отечественных или зарубежных судоходных компаний на наш проект сверхскоростного парома. Скоростной паром позволит проходить путь от Калининграда до Петербурга не за 40, а за 11-12 часов. Есть перспективы использования такого морского парома и на зарубежных линиях.

Как уже отмечалось, продолжаются работы по созданию уникальных плавучих доков и модернизации портовых доков в Новороссийске, Мурманске.

- В заключение, традиционный вопрос о перспективах развития вашего бюро.

- В целом проекты ЦМКБ "Алмаз" сегодня востребованы, имеется уверенность в завтрашнем дне предприятия и хорошие перспективы для дальнейшего развития. В переходный период в экономике России ЦМКБ сохранило высококвалифицированный кадровый состав, успешно провело реструктуризацию, связанную с присоединением Западного ПКБ и соответствующим расширением круга выпускаемых судов. Имеется большой объем госзаказа, причем приятно отметить, что Правительство РФ начало четко выполнять свои финансовые обязательства. Это позволяет своевременно рассчитываться с контрагентами, строго соблюдать сроки выполнения заказов, повышать и регулярно выплачивать заработную плату всем работникам.

Для решения новых задач принята пятилетняя программа технического развития ЦМКБ "Алмаз", проводится комплекс работ по внедрению современной версии компьютерной системы CAD/CAM.

Наша традиционная продукция - боевые скоростные катера и корабли - вполне конкурентоспособны на международном рынке, где мы не собираемся сдавать позиций. Постоянно ширится и круг проектов гражданского назначения, в том числе и на базе кораблей с механизированным днищем. В частности, можно выделить проект "Мираж"(120 тонн), установивший мировой рекорд скорости в своем классе - 51,2 узла, корвет четвертого поколения, СВП "Мурена", "Чилим".

В рамках реформирования предприятий судостроительной промышленности создается ассоциация средне- и малотоннажного кораблестроения (АСМК), где роль головного научно-технического центра отводится ЦМКБ "Алмаз". В ассоциацию также вошли пять судостроительных заводов и банковская структура. Сейчас АСМК находится в стадии становления. Если в ближайшие два-три года предприятия начнут успешную совместную экономическую деятельность, то АСМК может перерасти в структуру с более жесткими связями типа концерна или холдинга. ОАСО "Вымпел" (г. Рыбинск) и ОАО "Амурский судостроительный завод" (г. Комсомольск-на-Амуре) уже сегодня предлагают взаимовыгодную кооперацию. АСМК - это первый шаг реформирования. Дальнейшая судьба ассоциации зависит от инициативности и координированности всех ее участников в продвижении своей продукции на рынки России и мира.

BackTop