ГУП НПО "Аврора" - синтез науки, производства и опыта
Петербург в Зеркале. Осень. 2001
Елена Зонис
"...Нам удалось сохранить лидирующие позиции в области корабельной автоматики благодаря накоплению и использованию многолетнего опыта..."
ГУП НПО "Аврора" - крупнейший в России научно-производственный центр в области корабельной автоматики. Предприятию присвоен статус "Федеральный научно-производственный центр". В состав объединения входят 3 научно-технических комплекса, конструкторское бюро, отделение разработки программно-аппаратных средств и производство.
- Каким образом удается Вашему объединению сохранять лидирующие позиции в области корабельной автоматики?
- Главным преимуществом нашего предприятия является использование многолетнего опыта (около 50-ти лет) создания систем управления корабельными техническими средствами. Потенциал наш ценен знанием объектов управления и условий их эксплуатации, огромным количеством испытаний на стендах и кораблях, а также мощнейшей обратной связью от анализа результатов испытаний и данных последующей эксплуатации объектов к синтезу более совершенных систем управления ими. В этом плане опыт и потенциал НПО "Аврора" во многом превосходят зарубежные. Синтезируя системы, мы принципиально не занимаемся разработкой аппаратных решений и, в особенности, элементной базы. Мы покупаем комплектующие изделия у ведущих разработчиков и, являясь системным интегратором, создаем комплексы систем управления. Готовы к созданию комплексных интегрированных систем, вплоть до АСУ корабля. Наш опыт синтеза систем управления в сочетании с современными аппаратными решениями позволяет создавать конкурентоспособные системы управления. При этом собственно системные решения, в ряде случаев, превосходят зарубежные аналоги. Таким образом, "Аврора" сохраняет лидерство в научно-производственном аспекте, но не менее важно сохранять и расширять свою "нишу рынка".
- Как Вам это удается?
- В начале экономических реформ, мы приняли основополагающую доктрину, состоящую из двух постулатов.
Первый - приведение в строгое соответствие человеческих и материальных ресурсов предприятия имеющимся заказам. На тот момент, исходя из реальных заявок Минобороны, мы оставили в составе фирмы НИИ с существенно сокращенной численностью и небольшое опытное производство. Фактически же, спрос на нашу продукцию оказался больше, чем мы предполагали, что привело к необходимости возврата в состав объединения опытного завода "Аврора". В результате возник крупный промышленный концерн ГУП НПО "Аврора", в котором соединились наука и производство. На сегодняшний день мы на 100 % обеспечены заказами вплоть до 2003 г.
Второй постулат доктрины - рынок, который необходимо прогнозировать и контролировать. Были приложены все усилия для того, чтобы отечественные заказчики систем нашей традиционной тематики работали только с НПО "Аврора". Мы приняли беспрецедентное решение: выплачивать определенный процент от суммы сделки работникам, принесшим в НПО заказ. Следующий важный шаг - освоение зарубежного рынка. Мы участвуем в поставке оборудования на суда, строящиеся за рубежом. Однако эти суда комплектуются системами, которые выбирает заказчик, лоббируя интересы определенных фирм, что затрудняет наш выход на мировой рынок. В России "Аврору" знают, и при выполнении заказов на строительство кораблей для ВМС зарубежных стран заказывают корабельные системы управления именно нам.
- Как Вы лично относитесь к конверсии? Какова структура портфеля заказов "Авроры"?
- С самого начала преобразований в российской экономике мы приняли принципиальное решение: никаких "крутых поворотов" в нашей тематике не делать. Обращаемся к конверсии лишь там, где в полной мере может использоваться наш потенциал. Первое направление - системы автоматизации и защиты атомных и неатомных стационарных электростанций. Технология управления этими объектами принципиально схожа с технологией управления судовыми энергетическими установками. Еще одна наша почти традиционная разработка - плавучая атомная электростанция. Помимо того мы разрабатываем системы управления для нефтегазодобывающих месторождений и системы автоматизации портовых сооружений. В этом направлении определенный путь пройден, но хотелось бы большего.
Новая сфера деятельности - электротранспорт. Мы разработали комплексную систему управления электропоездом "Сокол", включающую управление скоростью и мощностью двигателя в зависимости от нагрузки, наклона и состояния пути и т.д. Одновременно решаем серьезный комплекс задач по обитаемости вагонов: управление вентиляцией, дверьми, тормозами и т.п.
Несмотря на начальную недооценку возможностей отечественных фирм и рассмотрение вариантов покупок за рубежом, поезд полностью разработан и изготовлен несколькими петербургскими оборонными предприятиями.
Еще одно направление - медицина: нестационарные реанимационные дыхательные аппараты (искусственные легкие, работающие автономно, учитывающие физиологическое состояние человека). Успешно работают две модификации этих аппаратов - переносные для МЧС и более стационарные, секционные, для машин скорой помощи. На сегодняшний день почти все машины скорой помощи крупных городов России оборудованы такими аппаратами. Есть и ряд других работ конверсионной направленности.
- Какие проблемы приходится преодолевать коллективу на пути дальнейшего развития?
- Как у любого предприятия, проблемы существуют. Мы - патриоты Военно-морского флота России, и хотели бы создавать суперсовременные корабельные системы управления именно для родного флота. Однако такие разработки требуют серьезного финансирования, которого, к сожалению, нет.
Как уже отмечалось, наши системные решения опережают аппаратные, в особенности, элементную базу. Сегодня мы вынуждены покупать импортную комплектацию и осуществлять разработки, имея в виду возможность перевода их на отечественную элементную базу.
Серьезная проблема - процесс старения основных фондов и отсутствие средств на реновацию и техническое перевооружение.
Еще одна важная проблема - кадровая. 25-летних сотрудников в нашем составе только около 10%. Нами разработана программа, направленная на "омоложение" научно-технического состава, включающая активное сотрудничество с несколькими петербургскими вузами, ежегодный прием на работу порядка 50 молодых специалистов, передачу накопленного опыта от старшего поколения сотрудников молодежи. Мы участвуем в двух городских программах занятости.
Проблемой является и территориальная удаленность основных зарубежных заказчиков. Обслуживание систем, находящихся на зарубежных кораблях, и выход с иной продукцией к инозаказчику требует больших материальных и временных затрат. Поэтому мы создали совместное предприятие "Аврора-Индия". Теперь многие вопросы эксплуатации систем и поиска новых заказчиков будем решать на месте.
- Последний вопрос: как, по-Вашему, способен ли промышленный комплекс Петербурга автономно построить и оснастить современный корабль?
- Безусловно. Все, или почти все, что нужно для современного корабля, петербургский промышленный комплекс в состоянии разработать и произвести. Любой корабль, строящийся на петербургских верфях, может быть практически полностью, за редким исключением, обеспечен поставками оборудования петербургских предприятий.
|