Российское судостроение
Компания Prysmian. Производство судовых кабелейВсе предприятия судостроенияКто есть кто
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

ГУП НПО "Аврора" - синтез науки, производства и опыта

Петербург в Зеркале. Осень. 2001
Елена Зонис

"...Нам удалось сохранить лидирующие позиции в области корабельной автоматики благодаря накоплению и использованию многолетнего опыта..."

ГУП НПО "Аврора" - крупнейший в России научно-производственный центр в области корабельной автоматики. Предприятию присвоен статус "Федеральный научно-производственный центр". В состав объединения входят 3 научно-технических комплекса, конструкторское бюро, отделение разработки программно-аппаратных средств и производство.

- Каким образом удается Вашему объединению сохранять лидирующие позиции в области корабельной автоматики?

- Главным преимуществом нашего предприятия является использование многолетнего опыта (около 50-ти лет) создания систем управления корабельными техническими средствами. Потенциал наш ценен знанием объектов управления и условий их эксплуатации, огромным количеством испытаний на стендах и кораблях, а также мощнейшей обратной связью от анализа результатов испытаний и данных последующей эксплуатации объектов к синтезу более совершенных систем управления ими. В этом плане опыт и потенциал НПО "Аврора" во многом превосходят зарубежные. Синтезируя системы, мы принципиально не занимаемся разработкой аппаратных решений и, в особенности, элементной базы. Мы покупаем комплектующие изделия у ведущих разработчиков и, являясь системным интегратором, создаем комплексы систем управления. Готовы к созданию комплексных интегрированных систем, вплоть до АСУ корабля. Наш опыт синтеза систем управления в сочетании с современными аппаратными решениями позволяет создавать конкурентоспособные системы управления. При этом собственно системные решения, в ряде случаев, превосходят зарубежные аналоги. Таким образом, "Аврора" сохраняет лидерство в научно-производственном аспекте, но не менее важно сохранять и расширять свою "нишу рынка".

- Как Вам это удается?

- В начале экономических реформ, мы приняли основополагающую доктрину, состоящую из двух постулатов.

Первый - приведение в строгое соответствие человеческих и материальных ресурсов предприятия имеющимся заказам. На тот момент, исходя из реальных заявок Минобороны, мы оставили в составе фирмы НИИ с существенно сокращенной численностью и небольшое опытное производство. Фактически же, спрос на нашу продукцию оказался больше, чем мы предполагали, что привело к необходимости возврата в состав объединения опытного завода "Аврора". В результате возник крупный промышленный концерн ГУП НПО "Аврора", в котором соединились наука и производство. На сегодняшний день мы на 100 % обеспечены заказами вплоть до 2003 г.

Второй постулат доктрины - рынок, который необходимо прогнозировать и контролировать. Были приложены все усилия для того, чтобы отечественные заказчики систем нашей традиционной тематики работали только с НПО "Аврора". Мы приняли беспрецедентное решение: выплачивать определенный процент от суммы сделки работникам, принесшим в НПО заказ. Следующий важный шаг - освоение зарубежного рынка. Мы участвуем в поставке оборудования на суда, строящиеся за рубежом. Однако эти суда комплектуются системами, которые выбирает заказчик, лоббируя интересы определенных фирм, что затрудняет наш выход на мировой рынок. В России "Аврору" знают, и при выполнении заказов на строительство кораблей для ВМС зарубежных стран заказывают корабельные системы управления именно нам.

- Как Вы лично относитесь к конверсии? Какова структура портфеля заказов "Авроры"?

- С самого начала преобразований в российской экономике мы приняли принципиальное решение: никаких "крутых поворотов" в нашей тематике не делать. Обращаемся к конверсии лишь там, где в полной мере может использоваться наш потенциал. Первое направление - системы автоматизации и защиты атомных и неатомных стационарных электростанций. Технология управления этими объектами принципиально схожа с технологией управления судовыми энергетическими установками. Еще одна наша почти традиционная разработка - плавучая атомная электростанция. Помимо того мы разрабатываем системы управления для нефтегазодобывающих месторождений и системы автоматизации портовых сооружений. В этом направлении определенный путь пройден, но хотелось бы большего.

Новая сфера деятельности - электротранспорт. Мы разработали комплексную систему управления электропоездом "Сокол", включающую управление скоростью и мощностью двигателя в зависимости от нагрузки, наклона и состояния пути и т.д. Одновременно решаем серьезный комплекс задач по обитаемости вагонов: управление вентиляцией, дверьми, тормозами и т.п.

Несмотря на начальную недооценку возможностей отечественных фирм и рассмотрение вариантов покупок за рубежом, поезд полностью разработан и изготовлен несколькими петербургскими оборонными предприятиями.

Еще одно направление - медицина: нестационарные реанимационные дыхательные аппараты (искусственные легкие, работающие автономно, учитывающие физиологическое состояние человека). Успешно работают две модификации этих аппаратов - переносные для МЧС и более стационарные, секционные, для машин скорой помощи. На сегодняшний день почти все машины скорой помощи крупных городов России оборудованы такими аппаратами. Есть и ряд других работ конверсионной направленности.

- Какие проблемы приходится преодолевать коллективу на пути дальнейшего развития?

- Как у любого предприятия, проблемы существуют. Мы - патриоты Военно-морского флота России, и хотели бы создавать суперсовременные корабельные системы управления именно для родного флота. Однако такие разработки требуют серьезного финансирования, которого, к сожалению, нет.

Как уже отмечалось, наши системные решения опережают аппаратные, в особенности, элементную базу. Сегодня мы вынуждены покупать импортную комплектацию и осуществлять разработки, имея в виду возможность перевода их на отечественную элементную базу.

Серьезная проблема - процесс старения основных фондов и отсутствие средств на реновацию и техническое перевооружение.

Еще одна важная проблема - кадровая. 25-летних сотрудников в нашем составе только около 10%. Нами разработана программа, направленная на "омоложение" научно-технического состава, включающая активное сотрудничество с несколькими петербургскими вузами, ежегодный прием на работу порядка 50 молодых специалистов, передачу накопленного опыта от старшего поколения сотрудников молодежи. Мы участвуем в двух городских программах занятости.

Проблемой является и территориальная удаленность основных зарубежных заказчиков. Обслуживание систем, находящихся на зарубежных кораблях, и выход с иной продукцией к инозаказчику требует больших материальных и временных затрат. Поэтому мы создали совместное предприятие "Аврора-Индия". Теперь многие вопросы эксплуатации систем и поиска новых заказчиков будем решать на месте.

- Последний вопрос: как, по-Вашему, способен ли промышленный комплекс Петербурга автономно построить и оснастить современный корабль?

- Безусловно. Все, или почти все, что нужно для современного корабля, петербургский промышленный комплекс в состоянии разработать и произвести. Любой корабль, строящийся на петербургских верфях, может быть практически полностью, за редким исключением, обеспечен поставками оборудования петербургских предприятий.

BackTop