Российское судостроение
Выставочная компания ТехнологииКаталог сайтов зарубежных компаний
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

Владимир Середохо: Наши корабли не имеют аналогов в мире и готовы покорять Арктику

Владимир СЕРЕДОХО,
Генеральный директор
Средне-Невского
судостроительного завода (СНСЗ)

Андрей КРЕСТНИКОВ,
Интернет-издание «Экономика сегодня»
30 июня 2016 года

Можно ли в России строить суда полностью из отечественных комплектующих? Какие корабли интересуют зарубежных покупателей и что уникального делают на Средне-Невском судостроительном заводе сегодня? О трудовых буднях завода, планах развития производства и новых проектах корреспондент ФБА «Экономика сегодня» беседовал с генеральным директором Средне-Невского судостроительного завода (СНСЗ) Владимиром Александровичем Середохо.

Наши корабли не имеют аналогов в мире и готовы покорять Арктику

Генеральный директор Средне-Невского
судостроительного завода (СНСЗ) В. Середохо.

— Владимир Александрович, в интервью нашему изданию губернатор Георгий Полтавченко заявил: «Средне-Невский судостроительный завод заместил российскими аналогами половину всех материалов, используемых для композитных технологий. А к концу 2017 года можно будет говорить о полном замещении импортных композитных материалов отечественными». Не могли бы вы более подробно прокомментировать слова губернатора?

— СНСЗ строит корабли и суда с использованием композитов уже не одно десятилетие, благодаря чему завод выпускает продукцию, не имеющую аналогов на отечественном и мировом рынках. Конкурентоспособность продукции завода связана с применением в производстве передовых технологий. Начиная с 60-х годов прошлого века, именно здесь было освоено стеклопластиковое производство: корабли на этой основе строились вплоть до конца 90-х годов. Сегодня специалисты предприятия усовершенствовали технологии строительства кораблей и судов из композитных материалов в соответствии с мировым научно-техническим прогрессом.

В настоящее время на предприятие внедрены все современные методы изготовления крупногабаритных конструкций из композитных материалов. Создано опытное производство по совершенствованию существующих и отработке новых технологий производства.

Наши корабли не имеют аналогов в мире и готовы покорять Арктику

На выставке KADEX Средне-Невский судостроительный завод
представил рейдовый тральщик пр.10750Э

— А насколько успешно идет программа импортозамещения?

— Программа импортозамещения Средне-Невского судостроительного завода в части композитных материалов выполнена уже на 50%. Половина объема всех материалов, используемых для композитных технологий, замещена российскими аналогами. Оставшуюся половину материалов СНСЗ планирует заместить в ближайшие два года. Таким образом, к концу 2017 года можно будет говорить о полном замещении импортных композитных материалов отечественными.

Выполнение программы импортозамещения в части композитных технологий разделено на несколько основных блоков: первый – поиск отработка и внедрение основных исходных материалов (армирующие материалы – стеклоткани, углеткани; связующие – смолы; наполнители) и второй – их совершенствование и адаптация совместно с производителями под существующие требования к строящимся и проектируемые изделиям.

В случае с основными исходными материалами завод привлекает ведущие научные и надзорные организации для их сертификации, в случае со вспомогательными материалами - работы проводятся силами собственных инженеров, которые занимаются подбором, опробованием, отработкой технологий и внедрением материалов в производство.

Отработка конструкционных материалов началась в рамках ОКР «Разработка типовых конструкций и узлов из новых полимерных материалов (ПКМ) на основе отечественных армирующих наполнителей различной химической природы и связующих, проведение их сертификационных испытаний на базе единой системы приемки и постановке на производство ПКМ в обеспечение их аттестации и внедрения в судостроение». В результате совместной работы с производителями, научными центрами (в том числе Крыловский государственный научный центр) и заводом были получены аналоги зарубежных материалов ни в чем не уступающих в качестве, а иногда даже и превосходящих их по своим характеристикам.

На данный момент времени на СНСЗ уже используются армирующие материалы отечественного производства. Связующие проходят последние необходимые испытания и будут использованы при постройке последующих заказов.

— В начале июня Средне-Невский судостроительный завод принял участие на выставке «KADEX – 2016». Чего вы ждали от этого мероприятия?

— Со 2 по 5 июня на выставке KADEX Средне-Невский судостроительный завод на объединенном стенде ОСК представил уже известный в Казахстане рейдовый тральщик пр.10750Э. В настоящее время на заводе завершается строительство рейдового тральщика данного проекта - передача корабля заказчику запланирована на лето этого года. Сегодня зарубежные страны проявляют интерес к кораблям противоминной обороны производства СНСЗ. Есть несколько заявок, которые на данный момент прорабатываются.

Наши корабли не имеют аналогов в мире и готовы покорять Арктику

Корпус первого серийного корабля ПМО «Георгий Курбатов»

— А что это за корабли?

— Корабли противоминной обороны строятся на СНСЗ с применением современных технологий изготовления монолитных корпусов и надстроек из композитных материалов методом вакуумной инфузии, в них воплощены самые современные и передовые технические и конструкторские решения. Достоинством монолитного стеклопластикового корпуса является малый вес, более высокая прочность в сравнении со стальными корпусами, большая живучесть при поиске мин и снижение эксплуатационных расходов.

В дальнейшем завод планирует продолжить строительство рейдовых тральщиков пр.10750Э и его модификаций.

— Расскажите про строящийся для ВМФ РФ корабль «Георгий Курбатов».

— В 2014 году СНСЗ подписал с Министерством обороны контракт на строительство серийных кораблей противоминной обороны для ВМФ РФ, которые должны быть сданы заказчику до 2019 года. «Георгий Курбатов» – это первый корабль серии (головной – «Александр Обухов» будет передан летом этого года). В конце мая мы извлекли корпус корабля «Георгий Курбатов» из матрицы, в которой происходило его формирование. После выемки корпуса предстояли работы по термостатированию корпуса, подготовки его к покраске. Но из-за пожара работы отодвинулись по нашим предварительным подсчетам на 5-6 месяцев. В целом же это происшествие на сдачу корабля заказчику не повлияет и мы передадим ему готовый корабль в срок.

В этом же году мы заложим второй серийный корабль, на котором на днях завершилось формирование корпуса, и третий корабль серии.

— Давайте поговорим о гражданском судостроении. Вы принимали участие в форуме «Морская индустрия России». Расскажите, пожалуйста, какие проекты вы на нем представляли и скоро ли ждать спуска на воду готовой продукции?

— Средне-Невский судостроительный завод является постоянным участником этого форума. В текущем году завод представил заказчикам и посетителям выставки свой перспективный пассажирский катамаран пр.23290, способный вмещать 150–200 пассажиров (в зависимости от модификации) и развивать скорость до 30 узлов, спроектированный ЦКБ «Нептун». Катамаран построен из углепластика с применением новых технологий и является инновационным продуктом, не имеющим аналогов в России. Судно предназначено для решения задач водных пассажирских перевозок на дистанциях до 1 000 км. Оно спроектировано и построено по нормам и классности «Российского Морского Регистра судоходства», что позволяет осуществлять перевозку пассажиров не только по рекам, но и в прибрежной морской зоне.

Летом этого года состоится спуск судна на воду. Далее специалисты предприятия проведут достроечные работы, швартовые и ходовые испытания.

Уже сегодня производственные мощности СНСЗ позволяют осуществлять строительство до 2-х пассажирских катамаранов в год, а начиная с 2018 года, по завершении модернизации предприятия – ежегодно до 4-х судов.

Еще один отработанный проект – многоцелевой катер пр.Р1650 «Рондо», при создании которого использовались композитные материалы. Проект разрабатывался КБ «Дизайн группа Рикошет». В прошлом году завод завершил строительство и передал заказчику судно. И сегодня СНСЗ готов продолжать строительство катера для прежних и новых заказчиков.

Также стоит отметить, что с учетом активного освоения Арктики, возрастает потребность в судах и кораблях ледового класса, которые будут обеспечивать работу Северного морского пути. Средне-Невский судостроительный завод предполагает после завершения модернизации своих мощностей в 2017-2018 годах включиться в программу по строительству судов снабжения и офшорных судов.

— Речной флот Петербурга уже далеко как не молод и нуждается в обновлении. Но при этом новые суда стоят достаточно дорого. А есть ли возможность строить недорогие прогулочные суда?

— В период с 60-ых по 80-ые годы большинство водных пассажирских перевозок в СССР обеспечивалось судами на подводных крыльях, серийное производство которых прекратилось в 90-х годах прошлого века. В некоторых регионах страны они и сегодня остаются единственным способом транспортного сообщения. Многие судовладельцы в основном работают по программам переоборудования и модернизации своих судов, однако в целом это не решает главную проблему: отечественный пассажирский флот в основном морально и физически устарел, не отвечает современным требованиям безопасности мореплавания и в ближайшие годы подлежит массовому списанию. В связи с чем в этом сегменте рынка сложилась благоприятная ситуация для судостроителей – для развития и создания пассажирского флота нового поколения.

Так, отечественный и особенно зарубежный опыт работы углепластиковых катамаранов показал, что стоимость эксплуатации подобных судов значительно ниже, чем традиционных, даже не смотря на их большую стоимость по сравнению с металлическими. Кроме того, судно отличает эргономичность и комфортабельность.

Наши корабли не имеют аналогов в мире и готовы покорять Арктику

Формирование оболочки корпуса второго серийного корабля ПМО

— Это все его плюсы?

— Основные преимущества применяемого заводом в строительстве катамарана пр.23290 углепластика перед другими материалами связаны с его выдающимися свойствами. В первую очередь это малый вес (почти вполовину меньше, чем у стали и на 1/5 меньше, чем у алюминия). Во-вторых, благодаря использованию углеродных нитей, этот композитный материал по прочности не уступает многим современным металлам, плюс к этому – высокая стабильность, хорошая сопротивляемость усталости, стойкость к действию морской среды, простота ремонта и эксплуатации.

Стоит отметить и преимущества самого корпуса катамаранного типа в сравнении с однокорпусными судами: они невероятно просты в управлении, обладают высокой остойчивостью на стоянке и на ходу, большей полезной площадью палубы, высокой безопасностью, внушительной грузоподъемностью. Современные катамараны практически непотопляемы, а два двигателя (в данном случае MTU 10V2000M72), разнесенные по двум корпусам, обеспечивают высокую маневренность, позволяющую катамарану развернуться практически на месте. Плюс к этому достойный комфорт для пассажиров, которые при волнении на воде будут ощущать меньше качки.

Специалистами завода прорабатываются и другие проекты по запросам заказчиков, как с применением композитных материалов, так и используя традиционные – алюминий, судостроительную сталь.


BackTop