Российское судостроение
Компания Prysmian. Производство судовых кабелейВсе предприятия судостроенияКто есть кто
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

Флот построим по деньгам, будем ближе к берегам

Красная звезда,
Василий Фатигаров

Основная функция военного кораблестроения – способность исходя из военной доктрины государства, приоритетов и задач государственной политики в области обороноспособности и защиты национальных интересов обеспечить создание и поддержание в боевом составе с требуемой боевой эффективностью кораблей нужного количества, нужного качества и в нужное время...

Наш собеседник сегодня - контр-адмирал Анатолий Шлемов.

Контр-адмирал Шлемов Анатолий Федорович родился в 1949 году в Ленинграде. По окончании в 1972 году ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского служил в системе военных представительств Минобороны, с 1987 года – в Главном управлении (управлении) кораблестроения ВМФ. С 1998 года - в должности его начальника. В марте этого года назначен врид начальника управления заказов и поставок кораблей, морского вооружения и военной техники Минобороны России.

- Анатолий Федорович, какая ситуация с военным кораблестроением складывается сегодня в России?

-Сегодня я бы сказал, что динамика положительная. И готов это подтвердить фактами. В постройке в соответствии с гособоронзаказом у нас находится более 30 кораблей и судов разных классов.

Боевые - класса «корвет» проекта 20380 (головной «Стерегущий»). Это корабли ближней морской зоны. Корпуса водоизмещением около 2000 тонн строятся на Северной верфи в Санкт-Петербурге по проекту Центрального МКБ «Алмаз».

Впервые корабль задан, спроектирован и строится уже для российского флота. Ранее большинство кораблей – «Петр Великий», «Адмирал Чабаненко», «Самум», тральщик «Валентин Пикуль», подводная лодка «Гепард» - были спроектированы и начинали строиться во времена Советского Союза. Мы их просто достраивали, жестко концентрируя финансовые и организационные ресурсы. Считаю, что достраивали правильно, потому что эти корабли сегодня занимают особое место в боевом составе флота, составляют его ядро.

На корвет мы устанавливаем современные образцы вооружения и военной техники. Ликвидируем провал в классе многоцелевых кораблей ближайшей морской зоны на всех четырех флотах. Первые корветы укрепят собой ДКБФ, следующие – КТОФ, КСФ и КЧФ соответственно.

Продолжаем строительство корабля проекта 11540 «Ярослав Мудрый» на заводе «Янтарь» в Калининграде. Первый такой корабль - «Неустрашимый» - стал флагманом Балтийского флота, в строю с 1993 года. Строительство «Ярослава Мудрого» было тогда приостановлено, серии не получилось, но сейчас по решению главкома возобновлено, деньги на это найдены. Устанавливаем на него более современное, чем на головном корабле, вооружение. Планируем его сдачу к 2007 году.

Прошлый год характерен тем, что в северной столице была спущена на воду головная подводная лодка четвертого поколения проекта 677, которая носит имя «Санкт-Петербург». Она должна начать ходовые испытания и пройти их полный цикл в текущем году. На Адмиралтейских верфях планируем строительство серии таких подлодок. Они придут на смену находящимся в составе ВМФ лодкам проекта 877, которые хорошо себя зарекомендовали.

Показательно посмотреть на прошлый год сквозь призму закладки новых кораблей. Мы начали строить на «Севмашпредприятии» второй корпус подводного ракетного стратегического крейсера проекта 955, который назвали «Александр Невский» (первый – «Юрий Долгорукий» - успешно строится), МРК «Астрахань». Впервые за последние 20 лет заложили на «Янтаре» десантный корабль проекта 11711, который назван «Иван Грен». На Северной верфи также впервые за 20 лет – корабль связи водоизмещением около 5.000 тонн. Кроме того, в Северодвинске строится в соответствии с госзаказом многоцелевая АПЛ нового поколения «Северодвинск» проекта 855, о чем «Красная звезда» уже писала. Там же практически завершил ремонт и модернизацию тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской», на котором мы отрабатываем совершенно новый перспективный ракетный комплекс, определяющий облик морских стратегических ядерных сил в ХХI веке.

- Это действительность, а что в планах?

- Как отмечает главком ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов, сегодня наиболее принципиальным является создание многоцелевого корабля дальней морской зоны класса «фрегат». Его проектирование завершается в Северном ПКБ (г. Санкт-Петербург). Во втором квартале этого года ВМФ утвердит его технический проект, и будет развернуто строительство головного корабля на том предприятии, которое выиграет соответствующий конкурс.

- Эти корабли первого ранга придут на смену 956-м эсминцам?

- Да, по водоизмещению (около 5 тысяч тонн) ранг-то скорей второй, а вот по значимости вполне могут в главном штабе присвоить и первый. Больших-то не предвидится. Эсминцы же 956-го проекта, о которых вы говорите, имеют все 8 тысяч тонн водоизмещения.

– А от большего водоизмещения, выходит, отказываемся?

– Не совсем так. Просто, на мой взгляд, главкомом была совершенно верно поставлена задача, в соответствии с которой строительство флота необходимо проводить по выделяемым средствам. Флот по сравнению с ВМФ СССР сократился в 4 раза, и нам надо немедля заниматься восполнением его боевого состава. Не прекращая строительство стратегических АПЛ, являющихся высшим приоритетом для флота, развиваем строительство кораблей, как я уже рассказал, ближней морской зоны и дальней морской зоны. Ну а дальше уже – океанской зоны.

Создавая корабли поэтапно, мы отрабатываем самые современные средства оружия и вооружения, которые будем распространять на корабли более старших по ранжиру проектов.

– А ракетные крейсера?

- Крейсера выпадают из программы, поскольку сегодня никто в мире не позволяет себе их строить. Оперативно-тактические расчеты и военно-экономические обоснования показывают, что, наверное, в условиях развития современного оружия крейсера и линкоры не имеют права на жизнь.

– Во время командировки на ЧФ слышал, что Россия планирует закупить у Украины недостроенный ракетный крейсер, аналогичный флагману ЧФ «Москва», достроить его под именем «Санкт-Петербург». Так ли это?

- Сегодня крейсер пришлось бы «строить наоборот», то есть проводить глубокую ревизию. Он стареет в недостроенном состоянии, и вряд ли российский ВМФ будет сегодня брать такой корабль по критерию «боевой – экономической – технической» эффективности.

- Средств на кораблестроение в России все-таки хватает?

- Увы, это далеко не так. Просто мы строим то, на что есть деньги, стараемся не допускать долгостроя, пополнять вымпельный состав флота. Потребных же средств на кораблестроение в настоящее время не выделяется. Мы очень надеемся, что новая государственная программа вооружения, работа над которой сейчас ведется в ВМФ и Минобороны, позволит увеличить количество средств, выделяемых на военное кораблестроение. Сегодня мы решаем задачу создания головных кораблей класса «корвет», «фрегат», а также ПЛ четвертого поколения - «Санкт-Петербург», «Юрий Долгорукий», «Северодвинск». На серийное строительство ВМФ должен выйти в следующем десятилетии. 2006 - 2008 годы – период завершения создания головных кораблей, далее строительство их серий и к концу программы - начало создания кораблей новых классов - эсминцев и авианосцев с ядерной энергетикой, подлодок новых проектов.

BackTop