Российское судостроение
Компания Prysmian. Производство судовых кабелейКто есть ктоТехнологии
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

"Cпрут" задушит браконьеров

Михаил Вячеславович Хейфиц родился в 1953 г. в г. Пушкине Ленинградской области. Окончил Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище (1975 г.), Московский финансово-экономический институт (1985 г.), Российскую академию государственной службы при президенте РФ (1997 г.). С 1975 по 1981 г. проходил службу на АПЛ 2-й флотилии подводных лодок (г. Петропавловск-Камчатский), а с 1981 по 1997 г. - в военных представительствах Минобороны и главном штабе Военно-морского флота. В 1997 г. назначен заместителем руководителя департамента государственного заказа и регулирования ВТС в МВЭС РФ, затем - руководителем департамента ВТС в Минторге. С января 1999 г. - исполнительный директор-руководитель департамента специмущества и услуг ВМФ в ГК "Росвооружение". В мае 2000 г. стал первым заместителем председателя правления АКБ "Межрегиональный инвестиционный банк". С июня 2000 г. - председатель совета директоров ОАО "Амурский судостроительный завод" и ОАСО "Вымпел" (г. Рыбинск). С марта 2001 г. - генеральный директор Концерна средне- и малотоннажного кораблестроения (КСМК). Академик Санкт-Петербургской академии инженерных наук по секции судостроение, доктор экономических наук. Капитан 1 ранга запаса.

-Михаил Вячеславович, на судостроительном заводе в Калининграде заложен новый корабль. Что он собой представляет?

- 27 мая на прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" впервые в истории российского судостроения и впервые в истории охраны государственной границы заложено природоохранное судно проекта 6457С, получившее название "Спрут". Отмечу, что судно не предназначено для выполнения именно боевых задач по охране границы. Проект 6457С планируется использовать исключительно для охраны двухсотмильной экономической зоны и морских биоресурсов России.

- Ранее судов такого класса в России не было?

- К сожалению, нет. Появление этого проекта вызвано к жизни прежде всего тем, что в настоящий момент природные и биологические ресурсы России - не побоюсь этого слова - варварски расхищаются. Оценочный ущерб по далеко не полным и весьма приблизительным данным и только по Дальнему Востоку составляет около 3 млрд. долл. в год.

Почти каждый день в акваториях морей и океанов Федеральная пограничная служба России ведет самую настоящую охоту за рыболовецкими судами, осуществляющими незаконную добычу морепродуктов в нашей экономической зоне. Это, кстати, относится не только к браконьерам-иностранцам, но и к отечественным судам. Однако пограничные сторожевые корабли и катера, которыми сегодня оснащен Департамент морской охраны ФПС, выполнить природоохранные задачи в необходимом объеме, как правило, не могут. Ведь они в свое время проектировались и строились совсем под другие задачи, в первую очередь именно для охраны государственной границы. Поэтому стражам российских рубежей на перехват нарушителей приходится поднимать в воздух авиацию и выпускать крупные корабли, стоящие в горячем резерве ФПС. Это не вполне оправданно с экономической точки зрения. Немаловажно и то, что большая часть этих кораблей по характеристикам и оборудованию не отвечает даже минимальному набору требований, которые необходимы для охраны двухсотмильной экономической зоны.

- Как возник проект "Спрута"?

- Прибалтийский судостроительный завод в Калининграде уже длительное время сотрудничает с одной из немецких кораблестроительных фирм - "Abecing & Rasmussen", которая заказала на ПСЗ "Янтарь" несколько судов подобного класса. Ранее эти корабли были заказаны федеральным правительством Германии для природоохранных целей. "Янтарь" успешно выполняет подписанный контракт, и два корпуса уже направлены в Германию. У руководства КСМК и завода возникла идея - на базе этого проекта создать отечественное судно для решения задач по охране отечественной двухсотмильной экономической зоны. Предложения были представлены руководству Федеральной пограничной службы.

- Почему именно на базе германского судна и почему вы не пошли по пути проектирования корабля этого типа в России?

- Вне всякого сомнения, отечественные конструкторы смогли бы спроектировать судно подобного класса. Это им вполне по силам. Однако подчеркну, что в создание корабля "с чистого листа" пришлось бы вкладывать значительные финансовые ресурсы. Кроме того, само проектирование, последующая экспертиза проекта и его утверждение в соответствующих инстанциях заняли бы весьма длительный срок. Не секрет, спринтерское продвижение дел в этой сфере объективно нереально.

Мы пошли по пути минимизации расходов и ускорения решения всех вопросов. В этом плане в пользу ПСЗ "Янтарь" прежде всего говорит тот факт, что на заводе уже подготовлено и освоено производство этого судна. Иначе нам пришлось бы проводить подготовку производства заново, а в этом случае без значительных финансовых вливаний не обойтись, помимо немалых затрат на проектирование. Мы сделали соответствующее технико-экономическое обоснование, просчитали все возможные варианты и уже с вполне конкретными предложениями вышли на директора ФПС генерал-полковника Константина Тоцкого по строительству судов подобного класса на уже имеющейся базе и достижениях.

- Как отреагировал на ваши предложения Константин Васильевич?

- Идея его сразу заинтересовала. Поскольку охрана экономической зоны сегодня является одной из самых больших проблем ФПС, можно сказать, генерал-полковник Тоцкий ухватился за эту мысль, поручив соответствующим структурам своего ведомства детально проработать наши предложения. Они изучались на протяжении нескольких месяцев, в том числе к анализу проекта было подключено Центральное конструкторское бюро морской техники ГУП ЦКБМ "Алмаз" (г. Санкт-Петербург) - основной разработчик в России судов подобного тоннажа.

Пограничники во многом с нами согласились, но было также принято решение доработать германский проект в соответствии с дополнительными требованиями ФПС и для российских условий. С немецкими компаниями проводилась серия встреч и переговоров. Было подписано соответствующее соглашение о передаче комплекта документации на строительство этого судна, которое в ходе постройки будет значительным образом на ПСЗ адаптировано к нашим условиям. Помимо всего прочего, мы сумели предложить такие ценовые показатели ФПС, которые на сегодня полностью устраивают пограничное ведомство и реально укладываются в установленные рамки Государственного оборонного заказа.

Результатом этой достаточно кропотливой работы явились соответствующие доклады в федеральные органы исполнительной власти - в правительство России, Министерство экономики. Предложения одобрены, и 27 мая в присутствии губернатора Калининградской области Егорова, заместителя директора ФПС - начальника департамента морской охраны вице-адмирала Логвиненко на "Янтаре" был заложен "Спрут" - природоохранное судно абсолютно нового класса.

- Остановимся кратко на характеристиках "Спрута".

- Вот коротко об основных данных нашего нового судна. Водоизмещение "Спрута" - 800 т, дедвейт - 300 т. Судно имеет крейсерскую скорость 13 узлов, максимальную - 22 узла. Такие скоростные характеристики позволяют "Спруту" при любом развитии обстановки догнать нарушителя, который прежде всего является по классу рыболовецким сейнером (а именно эти плавсредства, как правило, осуществляют незаконный лов морепродуктов в двухсотмильной экономической зоне), осуществить его перехват, высадить на него соответствующую досмотровую команду, определить законность его действий в наших водах. Подчеркну, что на "Спруте" имеется рефрижераторное помещение, где может храниться конфискант. Это позволит сохранить изъятые морепродукты и доставить их в ближайший российский порт. Наконец, судно имеет большие возможности по оказанию помощи терпящим бедствие на воде. "Спрут" имеет все необходимые современные системы навигации, связи и обнаружения, на его борту, помимо всего прочего, будет и вертолет. Причем отмечу, что это будет винтокрылая машина российского производства, произведенная фирмой Миля.

- Именно Миля, не Камова? Ведь ранее обычно фирма Камова специализировалась на вертолетах корабельного базирования?

- Именно милевский. Сегодня с фирмой ведутся серьезные проработки. Мы надеемся, что до конца следующего года этот вертолет мы будем иметь и он пройдет так называемое "оморячивание". Это сравнительно легкая машина, модификация МИ-34, которая по своим характеристикам устроила нас в наибольшей степени. Безусловно, наличие на судне вертолета резко расширяет возможности "Спрута".

- Сколько "Спрутов" может быть реально востребовано?

- По самым скромным оценкам, только в Дальневосточном регионе для охраны биоресурсов Охотского моря таких судов требуется не меньше десяти. Немецкое правительство тоже планирует заказать "Янтарю" серию таких судов. Пока речь идет о трех корпусах. Кроме того, "Спруты" позволят организовать международное сотрудничество в деле охраны морских ресурсов. Пока у ФПС есть опыт совместного патрулирования в Беринговом море с береговой охраной США. Однако такие же проекты уже сегодня прорабатываются ФПС в районе Баренцева и Балтийского морей.

- "Спрут" соответствует мировым аналогам? В чем-нибудь уступает или же, наоборот, превосходит?

- Я бы сказал так - полностью соответствует лучшим мировым образцам. А с учетом доработок, которые будут произведены ЦКБМ "Алмаз", в частности по усилению корпуса судна для его эксплуатации в сложной ледовой обстановке, "Спрут", вполне возможно, по некоторым показателям будет превосходить зарубежные аналоги.

- Понятно, что корпус "Спрута" изготовит ПСЗ "Янтарь", а кто будет поставлять "начинку" для судна?

- На судне импортная энергетическая установка. Это два дизеля МТУ и соответственно два дизель-генератора. Все остальное - российского производства. Монтаж, пуско-наладочные работы будет осуществлять "Янтарь". Почему сегодня нельзя обойтись без импортной энергетической установки? Во-первых, судно спроектировано именно под нее, а во-вторых, дизелей подобного класса у нас в России пока, к сожалению, не производят. Имеющийся опыт эксплуатации говорит о том, что эта энергетическая установка очень высокого качества и она будет служить на "Спруте" долго и безупречно. В дальнейшем мы планируем расширить строительство судов этого класса и перенести часть его в Дальневосточный регион, на Амурский судостроительный завод, входящий в состав КСМК. Ведь "Спруты" предназначаются в первую очередь для Охотского моря, и первые суда пойдут на Дальний Восток либо Северным морским путем, либо южным маршрутом.

- Предусматривается ли вами для обслуживания "Спрутов" развитие соответствующей ремонтной базы на Дальнем Востоке?

- Соответствующие решения, можно сказать, уже приняты. Пункты базирования, рембаза - спланированы. Мы полностью берем на себя сервисное и гарантийное обслуживание будущих "Спрутов". По всей видимости, оно будет организовано на площадке Амурского завода, которая имеется у нас в Советской Гавани. Это очень удобно и для ФПС, и для нас.

- Складывается впечатление, что сегодня КСМК больше сотрудничает с пограничниками, чем с Военно-морским флотом?

- Нет, я бы так не сказал. ВМФ России имеет у нас довольно большой пакет заказов. Впечатление относительного приоритета ФПС перед другими ведомствами может сложиться чисто внешне, потому что ряд заводов, входящих в наш концерн, специализируется именно на малотоннажном судостроении. Как известно, корабли именно этого водоизмещения в основном и заказывает ФПС. Прежде всего это патрульные и сторожевые катера и корабли. Что касается наших предприятий, то позволю себе напомнить, что тот же "Янтарь" построил треть надводных кораблей отечественного ВМФ, а Амурский судостроительный завод - почти половину подводных лодок. Вот таковы наши масштабы взаимодействия с Военно-морским флотом.

- Как складывается судьба не так давно заложенного на "Янтаре" для ВМФ сторожевого корабля нового поколения "Новик"?

- Строительство СКР "Новик" продолжается, только темпы его сооружения, конечно, оставляют желать лучшего.

- То есть завод от него не отказался. А флот как относится к этому проекту?

- ВМФ достаточно трезво смотрит на судьбу этого проекта, понимая, что такой корабль сегодня необходим флоту, особенно в рамках того тендера, который предстоит в этом году на строительство фрегата подобного типа. ВМФ сейчас решает, есть ли необходимость строительства корабля нового проекта, или же лучше оставить в качестве базовой платформы "Новик", находящийся на стапелях "Янтаря". Отмечу, что сегодня часть средств, которые требуются для продолжения строительства "Новика", мы находим из собственной прибыли и не просим у флота значительных вливаний. Глубоко убеждены, что "Новик" нашему флоту еще послужит.

- Сегодня одновременно ведется строительство двух кораблей практически одного класса - корвета "Стерегущий", заложенного на санкт-петербургских верфях, и "Новика" на ПСЗ?

- Скажу так: "Новик" сегодня - это базовая платформа практически для всех НИОКР. Что касается "Стерегущего", то он будет оснащен практически теми же комплексами и системами оружия, которые отрабатываются на настоящий момент времени для "Новика". И если все эти НИОКР не завершить для "Новика", то, думаю, и судьба "Стерегущего" будет достаточно туманна. Поэтому-то я и считаю, что завершить "Новик" постройкой для флота очень важно. Сегодня это не столько очередной корабль для ВМФ, сколько база для отработки многих перспективных решений в сфере систем вооружения, навигации, связи, РЭБ. В "Новик" уже вложены большие средства, и вряд ли по-хозяйски будет отказываться от достройки корабля на полпути. Мы продолжаем отстаивать эту позицию, и, как мне кажется, находим понимание.

- Что еще строите сегодня для ВМФ?

- На том же "Янтаре" активно ведем достройку большого противолодочного корабля проекта 11540. По международной классификации он именуется "Корсаром", отечественное название - "Ярослав Мудрый". Степень готовности корабля уже достаточно высока, и средства на его достройку есть.

Это уже второй корабль такого типа, который будет сдан флоту "Янтарем". Сегодня по своим ТТХ, без особых преувеличений, это один из лучших БПК. Один корабль этого проекта - "Неустрашимый" - уже имеется в составе Балтийского флота. Он имеет прекрасные скоростные характеристики и хорошую компоновку. К кораблям этого типа проявляют большой интерес по линии военно-технического сотрудничества и инозаказчики. Уже начинаются активные консультации. Если будут приняты соответствующие решения на политическом уровне, мы готовы выполнить и этот заказ.

BackTop