Российское судостроение
Выставочная компания Каталог сайтов зарубежных компанийКто есть кто
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

У ВТС на «Звездочке» хорошее будущее

10-летие создания военно-технического сотрудничества, как производственного направления, и выход на мировой рынок с этой тематикой «Звездочка» отмечает в октябре двумя большими событиями. В Индии в Визакхапатнаме подписан контракт на ремонт и модернизацию подводной лодки «Синдукирти» на верфи «Хиндустан шипьярд», а на днях «Звездочку» покинет и отправится к своим берегам отремонтированная третья лодка ВМС Индии «Синдугош». Вот на волне таких новостей мы встретились с заместителем генерального директора по экономике и внешнеэкономической деятельности Игорем Орловым.

Игорь Анатольевич, вначале несколько слов по вашей поездке в Индию, о ее результатах. Приятно начинать с хороших новостей.

Событие состоялось 6-го октября. Генеральный директор верфи «Хиндустан шипьярд лимитед» и представитель Рособоронэспорта в нашем присутствии, так как мы являемся головным предприятием, подписали серию (пакет) контрактов, связанных одной темой - ремонтом и модернизацией подводной лодки проекта 877-ЭКМ на индийской верфи. Семь лет мы шли к этой цели, первые документы по этому проекту были подписаны в декабре 1998 года, и только сейчас они воплотились в реальные контракты. Как ответственный за данное направление на «Звездочке», я считаю событие знаковым.

Впервые, с учетом того, что у нас есть аналогичный проект в другой стране, мы смогли и заказчику, и нашим партнерам донести и найти понимание, что ремонт и модернизация ПЛ за пределами России требуют комплексного подхода, который состоит из таких вещей, как: поставка комплекта документации; дефектация лодки и разделение объема работ между российской и индийской сторонами; оказание консультационных услуг силами российских специалистов по всем направлениям.

Мы взяли на себя часть работ, связанных с модернизацией и наиболее сложными комплексами: вооружения, навигационный, и еще ряд более мелких, но технологически сложных, а индийская сторона – почти всю механику и ряд общесудовых систем. Это распределение прописано в контрактах. Кроме того, мы будем проводить весь комплекс испытаний: швартовных, ходовых, итоговых со стрельбами, завязанных на модернизацию корабля. Руководителем проекта в целом приказом ген.директора назначен Александр Иосифович Гришко, его ближайший помощник – Андрей Федорович Фролов. На этих людей и специалистов завода ложиться ответственная и большая работа. Срок выполнения контракта определен три года.

Игорь Анатольевич, на фоне этих по сути международных новостей можно сказать, что 10 лет назад предприятие сделало судьбоносный выбор, шагнув в ВТС?

Безусловно. Истоки возникновения этого направления уходят к 90-ым годам, когда предприятие оказалось в тяжелейшем положении, лишившись своей главной опоры – госзаказа. И нужно было в срочном порядке определяться с рынком, на котором судоремонтная, судостроительная и специализированная верфь сможет работать. При этом необходимо было выбрать такое направление, чтобы его профиль соответствовал нашим производственным мощностям, возможностям, квалификации специалистов и всем другим факторам. И тут обстоятельства сложились таким уникальным образом, что внешние факторы и политика действия руководства предприятия позволили нам ворваться на рынок военно-технического сотрудничества.

Мы использовали этот шанс. Нашей визитной карточкой стал ремонт подводной лодки ВМС Индии «Синдувир», заказ 311. До нее у нас были один-два контракта, но они не носили определяющего характера.

«Синдувир» не только выявил возможности завода работать в новой области, но продемонстрировал всему миру наш потенциал и качество работы. Эта лодка стала прекрасной школой для многих, кто имеет сегодня отношение к ВТС. И не только у нас на предприятии. Она была первым заказом такого рода в России. Свой собственный опыт помог заводу понять, куда мы идем в этом рынке, куда должны двигаться, как работать с теми людьми, которые представляют интересы заказчика. Мы и сегодня опираемся на те основы, которые были заложены при работе с «Синдувиром», в том числе и с конкретными персонами уже в Индии, такими, как с господин Бинда, он был руководителем группы приемки, с господином Матуром, тогда он был командиром лодки, сегодня - представитель главного штаба ВМС Индии и другими.

Получился хороший задел, но не все складывалось в дальнейшем в нашу пользу?

Наши индийские партнеры поверили и в нас, и в Россию и стремительно захотели разместить здесь сразу две подводные лодки. Вопрос решался на уровне правительства, в Совете безопасности, в министерстве обороны. Мы стремились занять абсолютно корректную позицию, чтобы один заказ был у нас, а второй – на «Адмиралтейских верфях». В конечном итоге мы остались без зарубежного заказа, но тот год борьбы для нас не прошел даром, мы многому научились и поняли технологию, как и с кем надо взаимодействовать. Следующая лодка – «Синдуратна» была поставлена на ремонт и модернизацию уже на «Звездочку». Сегодня на стапеле четвертый заказ ВМС Индии. И мы вышли на совершенно новый качественный уровень – ремонт и модернизацию подводных кораблей за рубежом.

Что сегодня значит ВТС для предприятия и какую долю занимает в объеме производства?

Сегодня это определяющее направление, поскольку уже лет восемь, как ВТС дает около трети всей загрузки предприятия. Повторюсь, что работа в этой области дает возможность сохранить кадры, профильное направление, поддерживать статус ремонтного предприятия в России и за рубежом. Мы умеем делать ремонт подводных лодок с глубокой модернизацией, с новым оружием и новыми комплексами. Для наших специалистов работа по линии ВТС – это хорошая профессиональная школа. И не только в техническом плане, а и в дипломатическом, социальном, культурном и даже религиозном. Мы учимся взаимодействовать и находить общий язык с заказчиками других стран, учитывая все имеемые факторы. Речь идет не только об Индии, но о других странах. За 10 лет мы проявили свое присутствие в 10 странах. Нас были контракты с Вьетнамом, Кубой, Китаем. И пусть некоторые контракты исчислялись 3-4 тысячами долларов. Но в целом ВТС за эти годы принесло в копилку завода более 400 млн. долларов США. Очень солидная цифра, учитывая, что это конкретные деньги за конкретно выполненные контракты. Они являются финансовой подпоркой в тех задачах, которые решает предприятие не только в рамках ВТС, но и в интересах государства.

А какие перспективы ждут предприятие в этом направлении?

«Звездочку» вместе с ВТС ждет прекрасное будущее. Я абсолютно уверен в стабильной и спокойной загрузке на ближайшие 4-5 лет. У нас будет работа, и даже учитывая какие-то возможные нестыковки с заказчиком, и то, что не всегда получается выигрывать у конкурентов, мы можем говорить о расширении нашего поля деятельности. Мы прекрасно понимаем, какой шанс мы получили с правом на самостоятельную деятельность в области ВТС. До этого мы боролись за заказы внутри России, а теперь вышли на мировой рынок. Сегодня мы своей работой должны поднимать не только свой престиж, но и статус государства.

В настоящее время мы базируем свою самостоятельность на контрактах по поставкам оборудования по заявкам заказчика. Это самое простое в рамках того права, которое у нас есть. И сегодня мы перед собой ставим задачу предоставлять заказчику сервисное обслуживание и выполнять ремонт техники и оборудования, поставленных из России.

И в завершение я хотел бы сказать всем, с кем нам довелось идти по этому новому и во многом неизведанному пути. 10 лет для истории - миг, но на фоне 50-летней истории предприятия – это пятая часть. Возможно, кому-то покажется, что можно было сделать больше. Но я знаю, как работали люди, когда мы готовили и заключали контракты, как вырастали в высокопрофессиональных специалистов, учились осваиваться в новых рыночных условиях. Могу бесконечно говорить слова благодарности тем 12, с кем начинал на этом направлении, я был 13-ым в списочном составе отдела ВТС. А через пять лет нас было уже около семидесяти. Горжусь, что работал и работаю с людьми, кто обеспечивает это новое перспективное направление и верю в его будущее.

Беседовала НАДЕЖДА ЩЕРБИНИНА

BackTop