Корабелы России идут фарватером обороны и рынка
"Российская газета" Людмила Морозова
Еще со времен Петра I Россия стала великой морской державой и наравне соперничала с Великобританией и другими морскими странами. Что же сейчас происходит с нашим флотом? С этими вопросами мы обратились к генеральному директору Россудостроения Владимиру ПОСПЕЛОВУ.
Основное предназначение отрасли - это военное кораблестроение, строительство гражданских судов различного назначения, морское приборостроение и машиностроение.
Российские корабелы могут строить суда водоизмещением до 100 тысяч тонн. Крупные корабли и суда строятся и ремонтируются на стапелях в Санкт-Петербурге, а также в эллингах предприятий Северодвинска. Еще 24 завода имеют стапели длиной от 100 до 200 метров.
Всего в составе отрасли находится 170 предприятий и организаций разных форм собственности, на которых заняты более 220 тысяч человек. Подотрасль "судостроение и судоремонт" включает 65 предприятий и организаций, судовое машиностроение и электротехника - 43, морское приборостроение - 56, прочие специализации - 6.
- В каком состоянии находится судостроение в настоящее время?
- Девяностые годы прошлого столетия были не самыми удачными для российского судостроения. Резко сократились объемы военного кораблестроения, упал спрос на гражданские суда. В этих условиях наши заводы активизировали маркетинговую деятельность, нашли возможности поставки продукции на экспорт. Началась реализация крупных экспортных контрактов. Это позволило стабилизировать финансово-экономическое состояние многих предприятий, начался подъем производства. В настоящее время растут объемы гражданского судостроения. Заканчивается строительство серий танкеров ледового класса. Выполняются работы по строительству танкеров смешанного плавания, а также получен заказ на строительство 10 сухогрузов типа "река-море". Активно участвуют наши предприятия в крупных проектах по освоению месторождений углеводородного сырья в арктических морях.
Подъем в судостроении в 2000-2001 годах сопровождался ростом инвестиций. Разработаны программы технического перевооружения некоторых верфей и ряда других предприятий. Отрасль постепенно преодолевает последствия затяжного спада 90-х годов.
Однако остается еще много проблем. Одна из них - проблема оптимизации состава и структуры отрасли в соответствии с изменившимися задачами и возможностями государства. Несмотря на имеющиеся положительные тенденции, производственные мощности ряда предприятий оказываются незагруженными. Даже сейчас, в условиях возросшего количества экспортных заказов, они используются не более чем на 30 процентов.
Основой стабилизации и роста в судостроении сегодня являются крупные экспортные заказы. Однако этот фактор непостоянный. Понимая это, мы наряду с сохранением и расширением наших позиций на внешнем рынке делаем ставку на работу для отечественных заказчиков. В настоящее время утверждена "Государственная программа вооружения на период до 2010 года", в которой четко сформированы задачи для корабелов России по поддержанию и развитию Военно-морского флота РФ. Достраиваются корабли и суда, заложенные на верфях в предыдущие годы, идет плановый ремонт подводных лодок и судов, находящихся в составе ВМФ.
- Создана ли благоприятная финансовая и правовая атмосфера, способствующая привлечению инвестиций в судостроение?
- С 2000 года наметился рост инвестиций в судостроительную отрасль. По источникам финансирования, инвестиции распределяются следующим образом: - собственные средства предприятий - около 50 процентов; - привлеченные средства - около 35 процентов; - остальное - средства федерального бюджета.
Несмотря на наметившийся подъем, технологическое оборудование предприятий отрасли, в том числе машиностроительных и приборостроительных, в значительной степени устарело. Производственное оборудование, возраст которого превышает 10 лет, в общем парке станочного оборудования составляет более 50 процентов.
Для возрождения отечественного гражданского судостроения разработана Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России", в которую входят в качестве составных частей подпрограммы "Морской транспорт" и "Внутренний водный транспорт". В частности, по морскому транспортному флоту предусмотрено строительство до 2010 года 249 судов суммарным дедвейтом 7,6 миллиона тонн. Подпрограмма "Внутренний водный транспорт" пре-дусматривает в период до 2010 года строительство более 300 судов.
- Что вы считаете главным для развития гражданского судостроения?
- В гражданском судостроении по-прежнему самой актуальной остается задача привлечения заказчиков на отечественные верфи.
Исходя из этого и следует вести техническое переоснащение, перестройку и перепрофилирование производства, что позволит создавать в рыночных условиях конкурентоспособную продукцию, формировать флот соответствующего назначения.
- А если брать отрасль в целом?
- Мы осознаем, что только создание крупных интегрированных структур позволит нашим предприятиям создавать конкурентоспособную продукцию, выдержать жесточайшую конкуренцию как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Уже созданы три крупных научных центра на базе девяти научных и проектных организаций.
Программа "Реформирование и развитие судостроительной промышленности на период до 2010 года" вошла составной частью в Федеральную целевую программу "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса", одобренную Правительством Российской Федерации. В период до 2004 года предполагается создать 8 крупных диверсифицированных интегрированных структур, которые составят обновленное ядро судостроительной промышленности России, и перейти к межотраслевой интеграции (хотя эти процессы активно идут уже сегодня).
- Какая российская военно-морская техника пользуется спросом на мировом рынке? С какими странами мы сотрудничаем?
- Наибольшим спросом на мировом рынке военно-морской техники пользуются подводные лодки (ПЛ), фрегаты, корветы, боевые и патрульные катера.
Подавляющее большинство ПЛ строится на экспорт верфями России, Германии и Франции. Россия же - лидер мирового экспорта ПЛ, которые ранее поставлялись флотам 14 различных государств. У нас имеется мощная научно-производственная база подводного кораблестроения, которая в послевоенные годы создала более половины всех подводных лодок мира.
Также наши боевые катера всегда пользовались успехом благодаря своим высоким характеристикам. Оснащение катеров новых проектов высокоэффективным оружием и оборудованием должно обеспечить конкурентоспособность этого класса экспортной продукции и в будущем. |