Российское судостроение
Выставочная компания Кто есть ктоВсе предприятия судостроения
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

Корабелы России идут фарватером обороны и рынка

"Российская газета"
Людмила Морозова

В. ПоспеловЕще со времен Петра I Россия стала великой морской державой и наравне соперничала с Великобританией и другими морскими странами. Что же сейчас происходит с нашим флотом? С этими вопросами мы обратились к генеральному директору Россудостроения Владимиру ПОСПЕЛОВУ.

Основное предназначение отрасли - это военное кораблестроение, строительство гражданских судов различного назначения, морское приборостроение и машиностроение.

Российские корабелы могут строить суда водоизмещением до 100 тысяч тонн. Крупные корабли и суда строятся и ремонтируются на стапелях в Санкт-Петербурге, а также в эллингах предприятий Северодвинска. Еще 24 завода имеют стапели длиной от 100 до 200 метров.

Всего в составе отрасли находится 170 предприятий и организаций разных форм собственности, на которых заняты более 220 тысяч человек. Подотрасль "судостроение и судоремонт" включает 65 предприятий и организаций, судовое машиностроение и электротехника - 43, морское приборостроение - 56, прочие специализации - 6.

- В каком состоянии находится судостроение в настоящее время?

- Девяностые годы прошлого столетия были не самыми удачными для российского судостроения. Резко сократились объемы военного кораблестроения, упал спрос на гражданские суда. В этих условиях наши заводы активизировали маркетинговую деятельность, нашли возможности поставки продукции на экспорт. Началась реализация крупных экспортных контрактов. Это позволило стабилизировать финансово-экономическое состояние многих предприятий, начался подъем производства. В настоящее время растут объемы гражданского судостроения. Заканчивается строительство серий танкеров ледового класса. Выполняются работы по строительству танкеров смешанного плавания, а также получен заказ на строительство 10 сухогрузов типа "река-море". Активно участвуют наши предприятия в крупных проектах по освоению месторождений углеводородного сырья в арктических морях.

Подъем в судостроении в 2000-2001 годах сопровождался ростом инвестиций. Разработаны программы технического перевооружения некоторых верфей и ряда других предприятий. Отрасль постепенно преодолевает последствия затяжного спада 90-х годов.

Однако остается еще много проблем. Одна из них - проблема оптимизации состава и структуры отрасли в соответствии с изменившимися задачами и возможностями государства. Несмотря на имеющиеся положительные тенденции, производственные мощности ряда предприятий оказываются незагруженными. Даже сейчас, в условиях возросшего количества экспортных заказов, они используются не более чем на 30 процентов.

Основой стабилизации и роста в судостроении сегодня являются крупные экспортные заказы. Однако этот фактор непостоянный. Понимая это, мы наряду с сохранением и расширением наших позиций на внешнем рынке делаем ставку на работу для отечественных заказчиков. В настоящее время утверждена "Государственная программа вооружения на период до 2010 года", в которой четко сформированы задачи для корабелов России по поддержанию и развитию Военно-морского флота РФ. Достраиваются корабли и суда, заложенные на верфях в предыдущие годы, идет плановый ремонт подводных лодок и судов, находящихся в составе ВМФ.

- Создана ли благоприятная финансовая и правовая атмосфера, способствующая привлечению инвестиций в судостроение?

- С 2000 года наметился рост инвестиций в судостроительную отрасль. По источникам финансирования, инвестиции распределяются следующим образом:
- собственные средства предприятий - около 50 процентов;
- привлеченные средства - около 35 процентов;
- остальное - средства федерального бюджета.

Несмотря на наметившийся подъем, технологическое оборудование предприятий отрасли, в том числе машиностроительных и приборостроительных, в значительной степени устарело. Производственное оборудование, возраст которого превышает 10 лет, в общем парке станочного оборудования составляет более 50 процентов.

Для возрождения отечественного гражданского судостроения разработана Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России", в которую входят в качестве составных частей подпрограммы "Морской транспорт" и "Внутренний водный транспорт". В частности, по морскому транспортному флоту предусмотрено строительство до 2010 года 249 судов суммарным дедвейтом 7,6 миллиона тонн. Подпрограмма "Внутренний водный транспорт" пре-дусматривает в период до 2010 года строительство более 300 судов.

- Что вы считаете главным для развития гражданского судостроения?

- В гражданском судостроении по-прежнему самой актуальной остается задача привлечения заказчиков на отечественные верфи.

Исходя из этого и следует вести техническое переоснащение, перестройку и перепрофилирование производства, что позволит создавать в рыночных условиях конкурентоспособную продукцию, формировать флот соответствующего назначения.

- А если брать отрасль в целом?

- Мы осознаем, что только создание крупных интегрированных структур позволит нашим предприятиям создавать конкурентоспособную продукцию, выдержать жесточайшую конкуренцию как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Уже созданы три крупных научных центра на базе девяти научных и проектных организаций.

Программа "Реформирование и развитие судостроительной промышленности на период до 2010 года" вошла составной частью в Федеральную целевую программу "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса", одобренную Правительством Российской Федерации. В период до 2004 года предполагается создать 8 крупных диверсифицированных интегрированных структур, которые составят обновленное ядро судостроительной промышленности России, и перейти к межотраслевой интеграции (хотя эти процессы активно идут уже сегодня).

- Какая российская военно-морская техника пользуется спросом на мировом рынке? С какими странами мы сотрудничаем?

- Наибольшим спросом на мировом рынке военно-морской техники пользуются подводные лодки (ПЛ), фрегаты, корветы, боевые и патрульные катера.

Подавляющее большинство ПЛ строится на экспорт верфями России, Германии и Франции. Россия же - лидер мирового экспорта ПЛ, которые ранее поставлялись флотам 14 различных государств. У нас имеется мощная научно-производственная база подводного кораблестроения, которая в послевоенные годы создала более половины всех подводных лодок мира.

Также наши боевые катера всегда пользовались успехом благодаря своим высоким характеристикам. Оснащение катеров новых проектов высокоэффективным оружием и оборудованием должно обеспечить конкурентоспособность этого класса экспортной продукции и в будущем.

BackTop