Российское судостроение
Компания Prysmian. Производство судовых кабелейТехнологииВсе предприятия судостроения
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров
Все новости

Загадка исчезнувших субмарин
05.12.2017 17:50

Загадка исчезнувших субмарин

Фото: аргентинская большая дизель-электрическая
подводная лодка S 42 San Juan
германской постройки проекта TR 1700
в Ушуая, октябрь-ноябрь 2017 года.
Источник: defensanacional.argentinaforo.net

Последние две недели в военно-морском экспертном сообществе, да и не только в нем, прошли под знаком трагедии, разыгравшейся в Атлантике. Речь о, как теперь уже ясно, катастрофе аргентинской дизель-электрической подводной лодки (ДЭПЛ) «Сан-Хуан» (San Juan, S-43).

Трагедия с аргентинской подлодкой «Сан-Хуан» пополнила список загадочных морских катастроф

Она относится к подлодкам типа «Санта-Крус», строившимся в количестве двух единиц по немецкому проекту TR-1700 на немецкой судоверфи Thyssen Nordseewerke в Эмдене. Причем попытка построить еще несколько подлодок уже на аргентинской верфи Astillero Domecq Garcia в Буэнос-Айресе закончилась фиаско: из трех заложенных кораблей до спуска на воду не дошел ни один – их постройку приостановили и стали использовать на запчасти. Теперь и вовсе осталась одна головная субмарина…

Мы не будем рассматривать здесь все перипетии трагедии с ДЭПЛ «Сан-Хуан», поскольку СМИ и так достаточно подробно ее освещали. Разве что отметим трагическое для ВМС Аргентины совпадение: подлодка «Сан-Хуан», как считается, погибла в точке с координатами 46 градусов 44 минуты ю.ш. и 60 градусов 8 минут з.д., т.е. севернее Мальвинских (Фолклендских) островов, а южнее их, в точке с координатами 55 градусов 24 минуты ю.ш. и 61 градус 32 минуты з.д., 2 мая 1982 года британской атомной подлодкой «Конкэрор» (HMS Conqueror, S48) типа «Черчилль» был потоплен аргентинский крейсер «Генерал Бельграно» (ARA General Belgrano) типа «Бруклин». Такая вот «черная» география…

Гибель ДЭПЛ «Сан-Хуан» – далеко не первая загадочная (оттого что не ясны вызвавшие ее причины) трагедия с подводными лодками в мировой военно-морской истории. Только в 1968 году по неизвестным причинам канули в бездну аж четыре субмарины из состава ВМС разных стран! В следующем году этим трагедиям ровно полвека.

Первой навсегда исчезла в темных владениях Посейдона израильская ДЭПЛ «Дакар» (INS Dakar, 77-9). Данная уже немолодая британская подлодка типа «Т» («Тритон»), спущенная на воду в далеком 1943 году, была приобретена Израилем в числе трех однотипных кораблей и 9 января 1968 года вышла из Портсмута, взяв курс на Землю обетованную. Однако 25 января субмарина не вышла на очередной сеанс связи и пропала. Нашли ее между Критом и Кипром на глубине 3 км только в мае 1999 года. Впоследствии «Дакар» обследовали подводными аппаратами, а часть корпуса субмарины удалось даже поднять на поверхность. Точная причина гибели так и не установлена, разве что командование ВМС Израиля отмело версии о ее потоплении другим кораблем или подрыва на мине.

Второй пропала в том злосчастном году французская ДЭПЛ «Минерва» (Minerve, S647) типа «Дафне». Последний раз ее видели 27 января недалеко от Тулона. Субмарину до сих пор так и не нашли!

Не менее загадочной пока остается и гибель советской подлодки К-129 в марте 1968-го, хотя ее американцы нашли и даже частично сумели поднять. Несмотря на то что в последнее время стали доступны новые материалы по этой трагедии, четкой уверенности в том, что конкретно произошло с субмариной, у отечественных экспертов нет. Американские эксперты либо тоже на самом не знают причины трагедии, либо знают (или догадываются по результатам операции «Азориан»), но предпочитают не распространяться об этом (см. «НВО» от 24.11, 27.10 и 06.10 за 2017 г.).

А в мае того же года погибла теперь уже американская атомная подводная лодка «Скорпион» (USS Scorpion, SSN-589) типа «Скипджек». Одна из новейших многоцелевых, или, как их называют на Западе, ударных подводных лодок. Ее возраст – менее 10 лет, а в боевом составе флота она пробыла и того меньше. АПЛ «Скорпион», а точнее ее останки нашли на глубине около 3 км, но истинная причина гибели так и не установлена (приоритетная версия – неисправность торпеды Mark 37 со всеми вытекающими). Хотя на Западе вышел уже не один опус, в которых высказываются две конспирологические теории: по одной версии, «Скорпион» был потоплен советской подлодкой, но никто не хочет этого признать, а по другой – американцы потопили К-129, а мы потопили в отместку «Скорпион» и потому, дескать, обе стороны решили скрыть эти ужасные вещи. Вероятно, так влияет на некоторые головы некоторая схожесть: «Скорпион» погиб у Азорских островов, а операция по подъему К-129 имела название «Азориан». Но, как представляется, даже для заядлых любителей теории заговоров это уже перебор…

Список катастроф подводных лодок ВМС разных стран мира на этом далеко не исчерпан, мы упомянули наиболее известные из них, получившие широкое освещение в прессе и литературе. На сегодня этот список замыкает аргентинская субмарина «Сан-Хуан», причина гибели которой пока, несмотря на многочисленные предположения зарубежных и российских экспертов, остается до конца не выясненной.

Вполне возможно, что понадобятся месяцы, а то и годы на то, чтобы установить истинные причины трагедии. Но один вывод можно сделать уже сегодня. Устремив свои взоры в далекий и враждебный космос, разрабатывая грандиозные экспедиции с целью освоения Луны и Марса, человечество так и не подружилось с тем, от кого зависит само его существование, да и жизнь всей планеты Земля в целом. Речь об океане, в самую глубокую точку которого – Марианскую впадину – спускались всего три человека (Жак Пикар, Дон Уолш и Джеймс Кэмерон), тогда как Луну успели посетить 12 человек (если, конечно, НАСА, как утверждают поклонники теории заговоров, нам не врет), а на орбите Земли их побывало и вовсе более пяти сотен.

Вам не кажется, что нам следовало бы поменять приоритеты в исследованиях?


Права на данный материал
принадлежат «Независимое военное обозрение»


Источник новости: Портал «Новости ВПК»
Версия для печати


архив за 05.12.2017.
архив за 12.2017.
архив за 2017 год.

Обзоры
Интервью
Публикации
Научные статьи
Видео

Добавить предприятие в базу
Выставка-продажа
Лучшие в России модели судов по разумным ценам

Предлагаем лучшие катера и яхты из Европы

Лучшие яхты мира

Объявления
Баннеры портала
Перевод технических текстов
Новости судостроения "КлубСМИ Северодвинский канал"

На Севмаш прибывает группа московских школьников
К ситуации о поставках топлива
Гособоронзаказ под контролем

ПредставляемООО «Гейзер-Телеком»


ПредставляемООО "Балтсудосервис"


ПредставляемFabryka Mebli Okretowych FAMOS

Журнал "Морская радиоэлектроника" — №4 [26] (декабрь 2008 г.)

Новости Северодвинска




Купит ли Россия Мистраль?
 Да
 Нет
 Смешно
 Грустно



BackTop