Российское судостроениеhttp://www.shipbuilding.ru/

Напечатанно со страницы : http://shipbuilding.ru/rus/news/russian/2018/10/11/antenna-robot_rus_ships/

Российские корабли получили антенну-робота
11.10.2018 17:35

Российские корабли получили антенну-робота

Фото: новый корвет проекта 20380
«Совершенный» (слева)
и эскадренный миноносец «Быстрый»
в акватории Владивостока.
Архивное фото.
Источник: © РИА «Новости» / Виталий Аньков

Эти антенны имеют длину свыше километра и значительно повышают вероятность обнаружения субмарин и торпед противника, но они серьезно ограничивают скорость и маневренность кораблей-носителей.

По мнению экспертов, роботы-буксировщики будут востребованы, поскольку с ними корабли противолодочной обороны будут менее ограничены в подвижности.

Как рассказали «Известиям» в Главкомате ВМФ, в настоящее время в Балтийске идут испытания новейших подводных роботов-буксировщиков. Они предназначены для управления гибкими протяженными буксируемыми антеннами (ГПБА), которые применяются надводными кораблями для поиска субмарин. Применение дрона-помощника снимает многие ограничения по маневрированию корабля, а также позволяет разместить антенну так, чтобы лучше «видеть» цель.

Внешне робот-буксировщик напоминает небольшую подводную лодку с килем и несколькими рулями глубины. Он находится на конце антенны и регулирует глубину ее погружения, а также при необходимости подруливает во время маневров корабля.

ГПБА представляют собой двухкилометровые тросы с закрепленными на них гидрофонами. Антенны буксируют за кораблями. Это одно из самых эффективных средств обнаружения подводных лодок. Но при маневрах антенна изгибается, а значит, теряется или искажается сигнал. Также длинные «хвосты» антенн серьезно ограничивают маневры и скорость кораблей, мешая им атаковать.

Военно-морской эксперт Александр Мозговой пояснил, что конструкторы давно работают над тем, чтобы сделать буксируемые ГАС более удобными.

— Достоинством буксируемой антенны является высокая чувствительность, особенно в пассивном режиме, ведь благодаря значительной длине на нее меньше влияют шумы и вибрация от энергетической установки самого корабля-носителя, – отметил эксперт. – Раньше даже строили специальные корабли, своего рода гидроакустические «Аваксы», с огромными буксируемыми антеннами. Они предназначались для поиска атомных субмарин и наведения на них авиации и противолодочных сил. Но из-за больших размеров применять буксируемые антенны можно только в открытом море, а лучше – в океане, где достаточные глубины и есть пространство для маневра. Поэтому противолодочные корабли часто работают парами или группами: один отслеживает подводную обстановку, а другие атакуют обнаруженные цели.

По словам Александра Мозгового, если удастся сделать роботов, которые помогут управляться с антенным «хвостом», то противолодочные корабли будут маневрировать свободнее, а эффективность их применения возрастет.

Современные российские надводные корабли оснащаются буксируемыми гидроакустическими станциями (ГАС) «Виньетка-М» и «Минотавр-М». В частности, они устанавливаются на новейшие фрегаты проекта 20350 и корветы проекта 20380.

ГАС «Виньетка-М» использует буксируемые за кормой корабля гибкую протяженную антенну и низкочастотный излучатель, что обеспечивает в режиме гидролокации эффективное обнаружение малошумных субмарин. Одновременно с гидролокацией осуществляется работа ГАС в режиме шумопеленгования, который позволяет обнаруживать торпедную угрозу и надводные корабли на больших расстояниях.

В режиме шумопеленгования эта ГАС «видит» маневрирующую подводную лодку на дистанции 15–20 км, надводный корабль – на дистанции 30–100 км, а торпеду – на дистанции 15–30 км.


Права на данный материал
принадлежат Известия.ru

Источник новости: Портал «Новости ВПК»


© 2016 Shipbuilding.ru
Email: 9673031@gmail.com