Российское судостроение
Выставочная компания Каталог сайтов зарубежных компанийТехнологии
English Version Home


Минисайты предприятий
Компания ООО «СПБ Марин»

Ярославский CCЗ

"Комплексный технический сервис"

Cеверное ПКБ

ООО "Балтсудосервис"

Журнал "Морская радиоэлектроника"

Продукция компании FireSeal

Новости партнеров

Проблемы транспортировки нефти в Арктическом регионе

Пискун Валерия Михайловна,
Начальник отдела проектирования
Балтийского завода

Геостратегические интересы России всегда были устремлены к Северу, к Арктике, как к богатейшей сырьевой базе. По выявленным и прогнозируемым запасам многих видов полезных ископаемых континентальный шельф является уникальным национальным резервом. Извлекаемые ресурсы углеводородов континентального шельфа составляют более 100 млрд. тонн в пересчёте на нефть.

В настоящее время разрабатываются два проекта транспортировки нефти из района Печорского моря, где находятся морское месторождение “Приразломное”, разрабатываемое совместно “Газпромом” и “Роснефтью”, и нескольких береговых месторождений, разрабатываемых “Лукойлом” индивидуально или с партнёрами.

Оба проекта предусматривают морскую отгрузку нефти непосредственно с платформы для Приразломного месторождения и стационарного морского ледостойкого нефтяного отгрузочного терминала для нефти, добываемой на берегу. Вывоз нефти предполагается осуществлять танкерами ледового класса дедвейтом от 20 до 60?80 тыс. тонн. В 2001 году через спроектированный ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова временный, экспериментальный, нефтеналивной терминал в Варандее, уже построенный НК “ЛУКОЙЛ”, загружено 7 танкеров, что позволило компании снизить стоимость транспортировки нефти на треть (По мнению аналитика UFG Дмитрия Авдеева с 30$ до 20$ за тонну).

Для надёжной круглогодичной отгрузки нефти особую актуальность приобретает строительство специализированного нефтеналивного флота, включающего в себя суда, способные работать в тяжелых ледовых условиях. Предполагаемые возрастающие объёмы добычи нефти диктуют необходимость создания нового семейства достаточно крупных, дедвейтом 60-70 тысяч тонн танкеров.

Создание таких танкеров обуславливает необходимость реализации конструктивных решений, учитывающих:

  • эксплуатацию в специфических климатических условиях (наличие ледовых полей полутора метров толщиной) и мелководья (глубина моря в районе отгрузки нефти 19-20 метров);
  • наличие существующего состава и размеров ледокольного флота;
  • движение на ровный киль не только в грузу, но и в балласте;
  • жесткие требования по позиционированию при швартовке к платформе или терминалу;
  • оборудование судов дополнительными специальными устройствами для приёма нефти с платформы или терминала;
  • обеспечение максимального дедвейта без существенного ухудшения ходовых и мореходных качеств на чистой воде и во льду.

Очевидно, что танкер, спроектированный и построенный с учётом данных требований, будет значительно дороже обычных линейных танкеров, и для повышения экономических показателей при перевозке нефти его предпочтительнее эксплуатировать на коротких линиях от места загрузки до места перегрузки (танкер-шатл).

Наряду с задачей доставки нефти нами осознаётся также необходимость использования сопутствующего природного газа. Вывоз его может быть осуществлён специализированными судами-газовозами. Использование морской транспортировки сжиженного природного газа успешно осуществляется сегодня как В Азиатско-Тихоокеанском, так и в Атлантическом бассейнах. По оценкам американских специалистов общемировой рынок природного газа составляет сегодня порядка 100 миллионов тонн, а к 2010 году он удвоится. На сегодняшний день мировой флот судов для перевозки сжиженых газов насчитывает 128 единиц. К 2004 году , весьма вероятно, что он достигнет 160 судов, причем это будут суда большого водоизмещения. В последние годы существенно снизилась стоимость таких судов – с 200 миллионов долларов до 150 миллионов долларов за судно.

Изменились и конструктивно-технологические особенности таких судов. Всё чаще помимо типичных для таких судов сферических и цилиндрических цистерн используются цистерны полумембранного типа, что позволяет увеличить объёмы перевозимого груза при тех же размерениях судна. Балтийский завод проводил исследования возможностей постройки судов такого типа и готов сегодня сотрудничать с заинтересованными организациями в вопросах создания собственного проекта судна для перевозки сжиженного газа и последующего его строительства.

ОАО “Балтийский завод” готов обеспечить также растущие потребности нефтедобывающей отрасли в судах других назначений, в том числе судах-снабженцах, буксирах и ледоколах.

Сегодня мы можем представить предконтрактную проработку судна для обслуживания буровых, спроектированного на класс, соответствующий Классу Лу6 Российского Морского Регистра и способного как осуществлять транспортировку бурового раствора, топлива, пресной воды, сыпучих грузов, так и операции по установке и подъёму якорей, а также проводить спасательные операции. Суда такого типа сегодня строятся на верфях Финляндии и Норвегии.

Однако, если вести речь о круглогодичном вывозе нефти из арктических регионов следует заметить, что даже при наличии флота специализированных ледовых танкеров, в зимний период придётся использовать для их проводки ледоколы.

ОАО “ЦКБ “Айсберг” разработал проект многофункционального буксира-снабженца. Проект выполнен по договору с АО “Росшельф”. Помимо требований технического задания в проекте учтён опыт проектирования и многолетней эксплуатации ледоколов в арктических условиях, а также новейшие достижения мирового ледоколостроения.

Среди основных технических решений, получивших приоритетное значение, следующие:

  • применение винто-рулевых колонок в качестве движительно-рулевых комплексов;
  • отработка формы корпуса, оптимальной как для работы в ледовых условиях, так и при плавании на чистой воде;
  • применение противооблединительного устройства, быстродействующей креново-дифферентной системы, подачи воды на лёд перед форштевнем;
  • применение дизель-электрической установки на переменном токе, обеспечивающей оптимальные режимы работы и расходы топлива в самых разнообразных условиях эксплуатации;
  • разработка вопросов прочности;
  • удовлетворение современным международным и отечественным нормам в части экологической безопасности.

Спроектированный ледокол может выполнять как чисто ледокольные задачи, такие как обеспечение безопасности ледостойкой стационарной платформы от воздействия льда, окалывание ледостойкой платформы и других объектов обустройства, проводку и буксировку судов во льдах, так и многие другие.

Так на судне предусмотрены специальные системы, обеспечивающие проведение спасательных и экологических мероприятий, в частности тушение пожаров на платформах, спасение людей с аварийных платформ, общие аварийно-спасательные работы, участие в ликвидации разливов нефти. Ледокол также может быть использован для буксировки несамоходных плавсредств, обеспечения швартовки судов к терминалу ледостойкой платформы, развозки и установки якорей, доставки на платформы грузов и людей. На судне предусмотрены устройства и системы, обеспечивающие швартовку, передачу сухих, жидких и сыпучих грузов, людей. Для тушения пожаров на ЛСП установлена стационарная палубная система пожаротушения. Использована комплексная автоматизация технологических процессов, в т.ч. движения ледокола с решением навигационных задач, управления энергетической установкой, системами, решения задач информационной поддержки непотопляемости, ведения документации. Кроме того на судне обеспечен высокий уровень условий обитаемости с учётом района эксплуатации и автономности.

Все эти качества ледокола позволят ему круглогодично обеспечивать жизнедеятельность стационарных и плавучих морских объектов нефтепромыслов на арктическом континентальном шельфе.

“Балтийский завод” имеет большой опыт строительства ледоколов, как с дизельной, так и с атомной энергетическими установками.

ЗАО “Концерн Морфлот” разработало методику финансирования строительства и эксплуатации судов, осуществляющих или обеспечивающих морские международные перевозки, которые могут быть построены на ОАО “Балтийский завод” для обеспечения транспортных интересов нефтяных компаний.

В основе финансирования лежит привлечение средств частных иностранных и отечественных инвесторов, через размещение эмиссии ценных бумаг (судовых паёв каждого судна) на инвестиционных рынках Европы. Паевые инвестиционные фонды, поддерживаемые законодательством о тоннажном налоге способны обеспечивать инвестиционные вложения на срок до 16 лет под собственные риски и ответственность перед своими банками.

Инвесторы обеспечивают 100% финансирование судоверфи в период строительства судна.

В период эксплуатации обеспечивается первоклассный менеджмент судном. Его работа контролируется лучшими международными аудиторами и обеспечивается всеми страховыми гарантиями.

Такая форма финансирования позволяет компании – грузовладельцу получить требуемый тоннаж на длительный срок от 8 – до 16 лет по фиксированной тайм чартерной ставке, выкупить или участвовать в продаже судна в опционные сроки по заранее согласованной цене. Схема финансирования не требует привлечения собственного капитала и залогов, а интересы инвесторов составляют от 8 до 10% годовых.

И главное преимущество: снижается стоимость судна (около 30%) и как следствие транспортная составляющая перевозки груза до минимального значения.

Таким образом, “Балтийский завод”, совместно с ведущими конструкторскими бюро и финансовыми институтами готов сегодня решить комплексную задачу проектирования, финансирования строительства и последующей эксплуатации судов, обеспечивающих добычу и транспортировку нефти с шельфов арктических морей и Сахалина.

Сегодня ОАО “Балтийский завод” – современное предприятие с развитой инфраструктурой, налаженной системой управления производством и контроля за качеством выпускаемой продукции, готовое оперативно реагировать на изменяющиеся потребности рынка. Современное качество строительства судов обеспечивается высокой квалификацией имеющихся кадров.

Мы готовы строить современные и хорошо оснащённые суда. А оснащенный такими судами флот не только обеспечит развитие нефтедобывающей отрасли, но и станет предметом для гордости за возрождающееся могущество России - морской державы!

Печатается с сокращениями

Дополнительные вопросы вы можете задать по адресу marketing@bz.ru

BackTop