Сто лет кафедре Проектирования Судов СПбГМТУ.
Строительство регулярного российского флота как государственная политика берет начало 20 октября 1696 г. (по старому стилю), когда в связи с завоеванием крепости Азов Боярской Думой было принято постановление "Морским судам быть…". С тех пор исполнилось более 300 лет. Следует отметить, что достаточно крупные для своего времени суда строились в России и ранее. Так, в 1636 году в Н.Новгороде был построен корабль "Фридерик": 2 палубы, 3 мачты, артиллерия, LxBxT=36.5x12x2.1 м, он принимал на борт 78 человек.
В "Уставе Морском обо всем, что касается доброму управлению в бытность флота на море" 1720 г. в предисловии сам Петр I писал: "Корабельное дело доселе у нас (ино)странное, что едва о нем писали". Действительно в конце XVII века из 20 тыс. судов в Европе 16 тыс. принадлежало Голландии.
Петр I, получив опыт при своей поездке в Европу, наладил постройку российских кораблей, общее число которых за время его правления превзошло 1000 ед. (точнее, за период 1688-1725 гг - 1104 судна (в т.ч. 146 линейных кораблей). При Петре Великом Россия стала общепризнанной мировой морской державой. Развитие судостроения дало толчок становлению и смежных отраслей промышленности. В начале XVIII в. было построено 5 металлургических заводов, а также ряд оружейных, медеплавильных, парусных, канатных и др. предприятий, судостроительные верфи, Вышневолоцкая система каналов для соединения Волги с Балтикой.
И все же это было время, когда постройка судна была искусством, а не наукой. Судостроители опирались только на накопленный опыт. В изданной в 1774 году в Санкт-Петербурге книге Н. Курганова "Наука морская" есть констатация этого: "… строение судна производилось без правил, зная только, что острые носы и узкие кормы много способствуют доброму ходу, что высокие борды защищают от волнения, что судам назначенным для плавания подле берегов и через мели должно быть плоскодонными, а для открытого моря острокильными, и что мачта должна быть равна длине судна.
В 1724 году была основана Петербургская Академия наук. В ней потом работали Даниил Бернулли (8 лет) - его труд в России "Гидродинамика, или записки о силах и движениях жидкости", а также Леонард Эйлер, создавший фундаментальный труд "Морская наука" (1743 г), а затем вторую книгу, вышедшую позднее, в русском переводе Михайло Головина "Полное умозрение строения и вождения кораблей" (1778 г). После Петра I наступил упадок флота, особенно при Анне Иоанновне. В 1748 г. Адмиралтейств-коллегия доносила: "… весь флот и адмиралтейство в такое разорение и упадок приходит, что уже со многим временем поправить оное будет трудно".
В царствование Екатерины II началось возрождение российского флота, появились знаковые для морской истории России города Херсон и Севастополь.
Успешные войны России на море, великие географические открытия Ивана Крузенштерна, Юрия Лисянского, Фаддея Белинсгаузена, Михаила Лазарева - это наиболее заметные вехи морской славы России.
При Павле I (он имел звание генерал-адмирала) учрежден Особый комитет при Адмиралтейств-коллегии - прообраз Морского ученого комитета. "Издание полезных сочинений, назначение разных статей для перевода с иностранных языков, задание к решению вопросов касательно кораблестроения". В состав этого комитета вошел и Платон Гамалея (1766-1817) - автор книги "Высшая теория морского искусства", член Российской и Санкт-Петербургской академий. В это же время издан "Морской словарь", автором которого был адмирал Шишков.
Совершенствование судов не обошло и Россию. Она стала третьей после США и Англии страной, где была освоена постройка пароходов (1815 год).
1876 г. ознаменован постройкой броненосного корабля "Петр Великий", имевший водоизмещение 9665 т, бортовой броневой пояс толщиной 903-356 мм, защиту палубы броневыми плитами в 76 мм толщиной. Среди его вооружения четыре орудия калибром 306 мм. Его скорость - 14.5 узлов. Это, по признанию англичан - один из сильнейших кораблей своего времени. Его строителем был известный инженер-кораблестроитель Михаил Окунев (1810-1873 гг). Им в 1836 г. была выпущена книга "Опыт сочинения чертежей военным судам", а позднее "Теория и практика кораблестроения".
В развитии корабельных наук России принял участие и знаменитый химик Д.И. Менделеев, по инициативе которого в России был создан первый опытовый бассейн (1894 г). С 1900 г. бассейном руководил А.Н. Крылов, а с 1908 г. - И.Г. Бубнов. Это уже имена из поздней блистательной истории кораблестроения России, в которой следует выделить и имена адмирала С.О. Макарова, Н.Е. Жуковского.
На 1 января 1900 г. в составе морского торгового флота России было 727 пароходов, и 2249 парусных судов, из них 74% по количеству, и 81.8% по тоннажу было построено на заграничных верфях. Стоимость постройки судов на русских судостроительных заводах на 70% превышала стоимость такой постройки за рубежом.
Военные корабли 1894 -1909 г. постройки на 86.9% по тоннажу - российской постройки. Механизмы практически полностью - заграничные. Если говорить о кораблестроительном образовании, то оно также началось со времен и деяний Петра I, отправлявшего волонтеров на обучение за рубеж. Он же развивал традицию создания школ лучших корабельных мастеров, обязанных обучать, готовить учеников. В 1701 г. в Москве была основана Школа математических и навигационных наук для обучения специалистов по морскому делу - первое в России морское учебное заведение.
В 1715 году из этой Школы выделилась Петербургская Морская Академия.
В 1752 году - новое учебное заведение только для детей дворян - Морской шляхетный кадетский корпус, в его состав вошли Морская академия и Гардемаринская рота.
По указу Павла I в Петербурге и Херсоне были созданы Училища корабельной архитектуры для подготовки специалистов по кораблестроению и машинному делу высшей квалификации. В Петербурге первый выпуск Училища в количестве 18 человек состоялся в 1802 году. С 1817 по 1827 год выпуск составил всего 40 человек. Здесь готовили корабельных инженеров.
В 1872 году это училище было переведено в г. Кронштадт с новым названием "Техническое училище Морского Ведомства". В его стенах преподавал известный кораблестроитель И. Алымов, автор учебника "Теория корабля" (1 часть - "Качка судна на тихой воде", 2 часть - "Качка судна на волнении", здесь же преподавал изобретатель радио - Александр Попов").
Это училище закончили, в частности:
- руководитель постройки первого русского винтового парохода "Архимед" - Иван Афанасьевич Амосов;
- Константин Петрович Боклевский (окончил в 1884 году) - первый декан Кораблестроительного отделения СПб Политехнического института;
- Иван Бубнов (окончил в 1891 году) - создатель строительной механики корабля и автор блестящих работ по проектированию судов.
И в то же время развитие кораблестроения и кораблестроительного образования в России на рубеже XIX - XX веков дало основание Главному инспектору кораблестроения и автору проекта крейсера "Рюрик" Николаю Кутейникову в докладе "О высших школах судостроения" (1897 г.) заявить, что "суда морские у нас почти все иностранные". Тем не менее он констатировал и то, что "… в стране есть ресурсы, материальная часть обеспечена, но нужен технический персонал для судостроения". Его вывод состоял в том, что необходимо "обобщение морского собственно инженерного образования и отделение его от образования более или менее ремесленных судостроителей и механиков". По мнению Н. Кутейникова инженер-кораблестроитель должен проектировать и руководить строительством судна. В 1885 году в России из 22322 руководителей промышленных предприятий только 1607 человек имели высшее и среднее техническое образование, из которых 1072 были русские и 535 - иностранцы. Эти выводы и факты послужили также как и положение дел в других отраслях промышленности основанием для создания СПб Политехнического института Петра Великого.
Инициатива министра финансов России Сергея Витте способствовала открытию в 1898 году Киевского и Варшавского политехнических институтов.
19 февраля 1899 года утвержден доклад С. Витте об образовании Санкт-Петербургского Политехнического института (СПбПИ).
Уже 22 февраля 1899 года была совершена купчая крепость на покупку земельного участка.
23 февраля 1899 года создана особая строительная комиссия по сооружению зданий СПбПИ.
12 апреля 1899 года - принято решение, что число студентов в ПИ устанавливается в 1855 человек, определен аудиторный фонд.
2 марта 1900 года за границу командированы будущий директор института, князь А.Г. Гагарин и Э.Ф. Виррих для знакомства с опытом работы учебных заведений Англии, Бельгии, Германии, Франции, Австрии, Венгрии, Швейцарии (они посетили 36 учебных заведений). Использовался опыт устройства и оборудования высших учебных заведений Европы.
18 июня 1900 года - торжественная закладка здания будущего института.
17 ноября 1900 года - под крышу были выведены главное здание, химический павильон, первое и второе общежитие, заложен фундамент механического павильона.
4 февраля 1902 года на заседании Государственного Совета рассмотрен законопроект об учреждении СПбПИ.
2 апреля 1902 года - Положение и штат СПбПИ получили "высочайшее утверждение".
19 августа 1902 года - Министр финансов утвердил правила для студентов СПбПИ.
2 октября 1902 года - торжественное открытие Политехнического института.
3 октября 1902 года - в 9 часов утра начались занятия в институте, прочитаны первые лекции.
Князь А.Г. Гагарин предложил А.Н. Крылову возглавить Кораблестроительное отделение, но последний к тому времени был уже назначен руководителем первого опытового бассейна (1900 г.) и, отклонив предложение, рекомендовал на должность декана К.П. Боклевского.
Кораблестроительное отделение во главе с деканом, профессором К.П. Боклевским было представлено кафедрой корабельной архитектуры (ею заведовал по 1928 год).
На это отделение принято было 27 человек, из которых в 1908 году защитили дипломы только 11 человек. Кораблестроительное отделение получило в свое распоряжение пять аудиторий общей площадью 300 м2.
Говоря о назначении кораблестроительного образования, А.Н. Крылов в 1899 году в связи с обоснованием открытия кораблестроительного отделения в рамках СПбПИ отмечал: "…В кораблестроении… необходимо различать два рода деятельности, которые одинаково нужны для успеха, но которые требуют совершенно различной подготовки: во-первых - деятельность инженера - конструктора - создателя проекта; во-вторых - деятельность техника - исполнителя проекта.
От морского инженера - конструктора, в истинном значении этого слова, требуется обширная научная подготовка главным образом физико-математическая, кроме знания своей специальности". А.Н. Крылов подчеркивал также при подготовке морского инженера важность практических занятий на заводах и во время плавательной практики, необходимость иметь плаз, лаборатории, опытовой бассейн, модельную и учебную мастерские, библиотеку и архив чертежей.
Позднее А.Н. Крылов и И.Г. Бубнов совместно разработали программу курса по теории корабля. В обеспечение подготовки морских инженеров А.Н. Крылов издал курс лекций "Вибрация судов", К.П. Боклевский - курсы "Энциклопедия судостроения" и проектирования судов, И.Г. Бубнов - курс строительной механики корабля.
К.П. Боклевский, А.Н. Крылов, И.Г. Бубнов, да и другие преподаватели в разное время состояли на службе в ВМФ. С 1909 года в СПбПИ на Кораблестроительном отделении был введен курс военного кораблестроения. К маю 1916 года этот курс окончили 109 человек. В предреволюционый период из числа выпускников кораблестроительного отделения 2/3 работали по военному ведомству и только 1/3 - по коммерческому. Говоря сегодняшним языком, тогда существовала специализация по военному кораблестроению, требовавшая от выпускников прохождения дополнительных курсов, например, по размещению оружия, броневой защите, проектированию и расчету орудийных башен, подкреплений.
Морской инженер получал практически равноценную подготовку по корпусу судна и по судовым машинам. Незначительная специализация имела место только на 10-ом семестре, когда соотношение часов по подготовке было в пользу первого или второго направления соответственно ? и ?.
Особо следует выделить роль К.П. Боклевского в становлении высшего кораблестроительного образования в России. Как уже отмечалось выше, он в 1884 году закончил Техническое Училище морского ведомства в г. Кронштадте, а в 1886-1888 годах прошел курс Кораблестроительного отделения в Морской академии. После этого он прошел блестящую практическую школу, поражает его востребованность. Участвовал в постройке броненосца "Император Александр II" и канонерской лодки "Грозящий". С 1893 по 1887 в г. Николаеве руководил постройкой 6 мореходных миноносцев, занимался ремонтом ряда крупных кораблей, состоял корабельным инженером при Николаевском коммерческом порте, разработал проекты и построил несколько коммерческих пароходов в порте, разработал проекты и построил несколько коммерческих пароходов в г.Херсоне. С 1888 по 1901 - в зарубежной командировке во Франции для ознакомления с европейским опытом в кораблестроении и кораблестроительном образовании и наблюдения за постройкой крейсера "Боян" и броненосца "Цесаревич". После возвращения он - помощник Главного Корабельного инженера Петербургского порта. Его необыкновенная одаренность, работоспособность и профессионализм подчеркивались его современниками, и А.Н. Крыловым в том числе. Перейдя в запас по флоту, что требовалось при приеме на работу в СПбПИ, он с началом Первой мировой войны вновь был призван во флот и произведен в генерал-майоры, оставаясь деканом и зав. кафедрой, исполнял функции Главного инспектора заводов Морского Ведомства. В 1910 году Государственный совет России пригласил его работать в качестве эксперта в Совет по судостроению (также не освобождая его от основных обязанностей в СПбПИ).
К.П. Боклевский был председателем судостроительной секции научно-технического комитета НКПС, почетным председателем Союза Морских инженеров, в советское время по совместительству - заведующим кафедрой проектирования военных судов в Военно-Морской Академии РККФ, а также бессменным председателем Технического Совета Российского Регистра, который был учрежден в 1913 году по инициативе К.П. Боклевского , "чтобы освободить наше торговое судостроение от иностранной опеки" (слова А.Н. Крылова, который добавлял: "…Кораблестроительный факультет и Русский Регистр - навеки запечатлеют память о нем (о К.П. Боклевском) в летописях русского судостроения"). В рамках Кораблестроительного отделения СПбПИ им впервые в России была организована подготовка специалистов по авиастроительной специальности (ее выпускниками были знаменитые конструктора Игорь Сикорский и Н.Н. Поликарпов), здесь же с 1911 года в России началась, в рамках того же факультета, подготовка специалистов -автомобилестроителей. МАИ в Москве был создан в 1930 году на базе ЛПИ (как и ЛКИ - в том же году).
С 1923 года по состоянию здоровья К.П. Боклевский попросил освободить его от обязанностей декана факультета. Деканом стал выпускник Кораблестроительного отделения 1908 года В.Л. Поздюнин, который занялся реорганизацией системы подготовки морских инженеров, ориентируя их в большей степени на производство (постройку судна), а не на его проектирование, как это было раньше. Эта тенденция к 1930 году (моменту выделения ЛКИ из ЛПИ), только возрастала. Усиление требовательности к качеству подготовки начало возрождаться с 1934 года.
После смерти К.П. Боклевского кафедру корабельной архитектуры возглавил профессор В.Л. Поздюнин, избранный в 1939 году действительым членом Академии Наук СССР и возглавлявший кафедру до своей смерти в 1948 году. Он являлся автором учебников по проектированию судов (1929, 1935, 1939 гг), в последние годы своей жизни он занялся проблемами суперкавитации.
В.Л. Поздюнин, перед тем, как войти в преподавательский корпус СПбПИ, успел поработать на Балтийском заводе, совершил 6-месячное плавание на Крейсере "Аврора", экстерном сдал экзамены в Кронштадском Морском Инженерном Училище, что давало ему право работать в военном кораблестроении.
В.Л. Поздюнин был среди учредителей Союза Морских Инженеров России, устав которого в январе 1915 года был утвержден министром торговли промышленности С. Тимашевым. Он был и членом Технического Совета Регистра Судоходства.
Непродолжительное время с 1948 по 1949 годы во главе кафедры стоял крупный конструктор подводных лодок, профессор Б.М. Малинин, после смерти которого руководство кафедрой перешло к профессору Л.М. Ногиду, выпускнику корфака политехнического института 1928 года. Это был необыкновенно яркий ученый-кораблестроитель, создавший курс проектирования судов, сохранивший свою структуру и методическую основу по сей день. Им было издано несколько учебников, учебных пособий и монографий, не потерявших своей актуальности и сегодня. Это был ученый теоретик, прошедший и практическую школу проектирования судов в качестве главного конструктора, обладавший невероятной работоспособностью, поражавший коллег энциклопедичностью своих знаний и необыкновенной увлеченностью. Георгиевский кавалер в I мировую войну, служивший в разведке, он навсегда сохранил бойцовский характер, проявлявшийся в научных дискуссиях. Его требовательность к ученикам, коллегам, а в первую очередь, к себе, стали легендой.
Столь же незаурядной личностью на посту заведующего кафедрой проектирования судов был пришедший из промышленности уже в достаточно зрелом возрасте, Главный Конструктор ряда проектов крупных боевых кораблей профессор В.В Ашик. Дважды лауреат Сталинской премии I степени, он также отличался энциклопедичностью знаний. Он стал замечательным организатором научной школы на кафедре. Им было подготовлено около 30 кандидатов наук, многие из которых позднее стали и докторами наук и профессорами.
В 1975 и 1985 годах им двумя изданиями был выпущен новый учебник по проектированию судов, вобравший в себя и его огромный практический опыт работы в промышленности, и результаты собственных исследований, выполненные вместе с многочисленными учениками и многолетний опыт отечественных и зарубежных проектантов.
В.В. Ашик был одновременно и, если можно так выразиться, профессиональным коллекционером произведений живописи, литературы, стекла, фарфора, знаков и исторических медалей. Его собрание своей уникальностью и полнотой вызывало зависть не только у коллег - коллекционеров, но и у крупнейших музеев. Его коллекция исторических медалей и знаков по масштабам уступала только Эрмитажу и Историческому музею г. Москвы.
Его искусствоведческие знания поражали даже узких специалистов. Блестящая память, высокая, еще дворянская, культура, породистость облика выделяли его в любом коллективе и приковывали к нему внимание.
С 1976 года кафедру возглавил ученик профессора Л.М. Ногида - профессор А.В. Бронников. Хотя вся его творческая жизнь прошла в СПбГМТУ, он был и научным сотрудником ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, членом множества научно-технических и ученых советов в своем университете, в Морском Регистре Судоходства, В ЦНИИМФ, в ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, ЦКБ "Балтсудопроект". Автор огромного количества статей, докладов, 3-х учебников и множества учебных пособий по проектированию морских судов, А.В. Бронников от своего учителя унаследовал энцикопедичность, работоспособность, увлеченность. Участник Великой Отечественной Войны, получивший тяжелые ранения, сохранивший и по сей день оптимизм и трудолюбие, он являет пример преданного служения любимому делу, образец для своих многочисленных студентов и аспирантов.
С 1989 по 1995 год кафедру возглавлял доцент И.В. Челпанов, прекрасный методист, внесший огромный вклад в обновление содержания подготовки инженеров - кораблестроителей, имеющий большой практический опыт и знания, любимый ученик профессора В.В. Ашика. Игорь Валентинович - крупный специалист по тепловым полям корабля, долгие годы был научным сотрудником ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова. При его участии создана базовая кафедра проектирования судов при Северном ПКБ, успешно работающая и питающая специализацию военного кораблестроения в СПбГМТУ.
Кафедра проектирования судов все годы своего существования тесно сотрудничала с родственными кафедрами и подразделениями кораблестроительных ВУЗов и военно-морских училищ и академий, отечественных и зарубежных.
Взаимный обмен преподавателями (проф. В.В. Ашик проф. А.В. Бронников, доц. И.В. Челпанов), участие в научных конференциях, симпозиумах, семинарах, оппонирование диссертаций, обмен учебно-методическими разработками, согласование учебных планов и программ смежных дисциплин, целевая подготовка кадров в аспирантуре кафедры.
Разнообразие типов судов и кораблей, их усложнение привели к появлению на кафедре множества новых специализаций при подготовке инженеров-кораблестроителей. Неоспоримо существование специализации подводного кораблестроения, которая создана силами членов кафедры, в разные годы - проф. В.В. Рождественского, доц. М.В. Савельева, профессоров В.Н. Квасникова, Ю.Н. Кормилицина, О.А. Хализева. На примере подводной специализации особенно явно прослеживается тесная связь кафедры проектирования судов со специализированными научными и проектными организациями этого профиля: КБ Морской техники "Рубин", соответствующие подразделения ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, СПМБМ "Малахит", ведущими научными работниками, среди которых в разное время были В.В. Рождественский, В.Н. Квасников, М.В. Савельев, О.А. Хализев.
Становление столь же новой специализации по проектированию и постройке судов с динамическими принципами поддержания прошло силами профессоров Б.А. Царева, Г.Ф. Демешко, А.Г. Ляховицкого, также сотрудничающих в отрасли с профильными КБ и НИИ. Так, профессор Г.Ф. Демешко более 15 лет совмещал преподавательскую работу в СПбГМТУ с работой в качестве ведущего конструктора в ЦМКБ "Алмаз", в НТС Морского Регистра руководил рабочей группой по созданию первой редакции отечественных "Правил Классификации судов с динамическими принципами поддержания, 1980 г.". Такую же школу прошли Б.А. Царев и А.Г. Ляховицкий.
Активно развивавшееся в СССР военное кораблестроение потребовало подготовки специалистов для создания крупных надводных боевых кораблей. Это направление на кафедре ставили профессора В.Е. Юхнин, доценты И.В. Челпанов, А.К. Критский.
Велики заслуги в развитии теории проектирования традиционных судов. Здесь, наряду с достижениями уже упминавшихся выше профессоров Л.М. Ногида, В.В. Ашика, А.В. Бронникова, значительны труды доцентов И.В. Виноградова, Н.П. Лавкина, А.В. Букшева, А.С. Захарова, профессоров С.И. Логачева, Л.Г. Цоя. Профессора С. И. Логачев и Л.Г. Цой - крупнейшие в мире специалисты соответственно по транспортному судостроению и по судам ледового класса, возглавляющие профильные подразделения в ЦНИИ им. А.Н. Крылова и в ЦНИИ МФ.
Развитие новых информационных технологий, внедрение вычислительной техники, потребовали расширение и даже создания новых направлений в методологии проектирования судов. Это направление оптимизационного и автоматизированного проектирования судов на кафедре создано крупнейшими специалистами, Академиком В.М. Пашиным, профессорами Ю.Н. Семеновым, А.И. Гайковичем. Дальнейшее развитие оно получило также в работах профессора А.Н. Суслова, доцента О.В. Одеговой.
С 1995 года по настоящее время кафедру возглавляет действительный член РАН профессор В.М. Пашин, одновременно являющийся директором ЦНИИ им. Академика А.Н. Крылова. Огромный опыт исследовательской работы, в сочетании с таким же опытом работы на кафедре дает основания говорить о возникновении школы нового типа. Автор сотен статей и многих монографий развивает основы учебно-научного центра проектирования судов и кораблей.
Нельзя не отметить огромную роль в жизни кафедры технических работников кафедры, самой яркой фигурой среди которых была Нина Николаевна Гермониус - добрая фея и для студентов и аспирантов, и для маститых членов кафедры и даже для заведующих. Ее отличали редкостная доброта, забота, обязательность и высокая интеллигентность.
Ныне ее ученица Л.В. Хрюпина среди нас и успешно продолжает дело и традиции Нины Николаевны. |